Институты конституционного права

Правовые нормы группируются и по институтам. Подправовым институтом понимается совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.

Например, институт избирательного права, институт президентства, институт прав и свобод граждан и др. В то же время, понятие «правовой институт» не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны. Одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 84 Конституции «Президент Республики Беларусь... с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра…» является обязательной принадлежностью института президентских полномочий, института полномочий Парламента и института исполнительной власти.

Трактовка понятия «институт конституционного права» как в теории, так и на практике очень подвижна. Она может применяться как к достаточно узкой группе однородных, близких по содержанию норм, так и к более широкой, вплоть до обозначения этим понятием максимально крупных правовых образований. Так, можно говорить об институте политических прав граждан. В то же время его нормы являются составной частью более крупного института – правового статуса личности (куда наряду с указанным институтом можно отнести и такие институты, как институт гражданства, институт личных прав и свобод граждан и т. д.).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под конституционным правом как отрасли права?

2. В чем состоит особенность предмета конституционного права?

3. Назовите методы конституционного права, их особенности.

4. Что понимается под системой конституционного права?

5. По каким критериям классифицируются нормы конституционного права?

6. Что такое институт конституционного права?


Тема 2. Понятие и сущность
конституционно-правовых отношений

Основные понятия: конституционно-правовые отношения; субъекты конституционного права; объекты конституционного права; юридические факты; правоспособность; дееспособность.

2.1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений

Конституционно-правовые отношения – общественные отношения, в которых субъекты наделены определенными правами и обязанностями, предусмотренными нормами конституционного права. Или иначе, – это общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права.

По сравнению с другими отраслями права конституционно-правовые отношения отличаются существенными особенностями. Во-первых, они являютсябазовыми основополагающими отношениями, а, во-вторых, эти отношения складываются во всех сферах жизнедеятельности обществаи государства (социально-экономической, политической, духовно-культурной и др.). Анализируя круг регулируемых конституционным правом общественных отношений, можно предположить, что важнейшими их сферами являются:

а) охрана прав и свобод человека и гражданина (отношения между человеком и государством);

б) устройство государства и государственной власти (властеотношения).

Регулирование отношений, связанных с признанием прав и свобод человека, – сложное дело. Оно предполагает одновременно необходимость закрепления и обязанностей человека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Вместе с тем следует отметить, что на практике довольно сложно определить такой вариант соотношения прав и свобод человека и гражданина и интересов государства, который бы в полной мере удовлетворял обе стороны. Здесь следует исходить из того, что автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав и свобод она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений.

Об исключительной важности правильного понимания соотношения прав, свобод гражданина и его обязанностей перед государством и обществом свидетельствует тот факт, что данный вопрос нашел закрепление на конституционном уровне. В соответствии с Основным Законом Республики Беларусь неотъемлемой чертой нашего государства, провозгласившего себя правовым, является строгое следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина: «Государство ответственно за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное соблюдение обязанностей, возложенных на него Конституцией» (ст. 2).

Как отмечалось, одной из важнейших сфер, регулируемых конституционным правом, является устройство государственной власти, которое предполагает не только учреждение соответствующих органов государства, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую, целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе.

Конституционное право призвано стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов. А достичь этого возможно лишь четким закреплением полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного управления и самоуправления, которые наиболее близки к населению и призваны решать многогранные функции государства на местном уровне – в масштабе района, сельсовета, конкретного населенного пункта.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем – в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это свойственно многим странам, в особенности тем, где происходит переход от тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.

Для возникновения соответствующего конституционно-правового отношения необходимо наличие:

1) не менее двух субъектов;

2) объекта (объектов) правоотношений;

3) нормы конституционного права, регулирующей данное общественное отношение;

4) юридического факта (или фактов);

5) праводееспособности субъектов.

Конституционно-правовым отношениям присущи как общие черты, характерные и для других видов правоотношений (гражданско-правовых, административно-правовых и т. д.), так специфические.

Общие черты правоотношений:

· возникают, изменяются либо прекращают свое действие только на основе права;

· носят волевой характер;

· предполагают наличие у их участников субъективных прав и юридических обязанностей;

· гарантируются государством путем создания с его стороны соответствующих условий, позволяющих субъектам реализовывать свои права и нести обязанности.

Специфика конституционно-правовых отношений:

· отличаются своим содержанием (возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права);

· свойственен особый субъектный состав (имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений – народ, государство и т. д.). Как правило, одним из субъектов выступает государство в лице какого-либо органа или должностного лица. В связи с этим конституционное право часто называется «государственным правом»;

· большее разнообразие видов правоотношений, т. е. включают основополагающие отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

2.2. Виды конституционно-правовых отношений

Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регулируются нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан. Отношения общего характера – это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т. е. срок их действия не определен, как, впрочем, и сами субъекты четко не указаны.

Отношения конкретного характера всегда связаны с реализацией той или иной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением прав и обязанностей. Например, отношения между Президентом и Парламентом в случае внесения последним предложения о проведении референдума. Если такое отношение возникает, оно носит конкретный характер. Президент устанавливает дату проведения референдума не позднее 3-х месяцев со дня издания Указа о проведении референдума (ст. 74 Конституции). Отношения конкретного характера – временные. Они существуют до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой, либо истек срок их действия. Например, в вышеуказанном примере отношения между Президентом и Парламентом прекращаются с момента издания соответствующего указа о назначении референдума.

Наряду с общими и конкретными конституционно-правовыми отношениями в литературе выделяются и иные их виды:

· правовые состояния – четко определены субъекты, но содержание их взаимных прав и обязанностей конкретно не определено (например, состояние в гражданстве какого-либо государства);

· материальные – реализуются само содержание права и обязанности;

· процессуальные – регулируется порядок реализации правовых действий;

· правоустановительные – в позитивной сфере реализуются права и обязанности, которые должны осуществить субъекты правоотношений. Иными словами, целью этих правоотношений является реализация их участниками прав и обязанностей, установленных правовой нормой. Правоустановительные отношения выступают преимущественно как конкретные правоотношения;

· правоохранительные – правоотношения, целью которых является охрана предписаний правовой нормы. Они возникают как реакция государства на неправомерное поведение субъектов правоотношений, с их помощью реализуются меры юридической ответственности.

В то же время не все нормы конституционного права способны породить правоотношения. Эта отрасль содержит много общих положений (принципов, норм-принципов), которые, однако, играют важную роль и влияют на создание конкретных норм. Примером такой нормы-принципа является положение ст. 2 Конституции, где сказано, что человек является высшей ценностью общества и государства. Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна, как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом – высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

2.3. Субъекты, объекты конституционно-правовых отношений. Юридические факты

Субъектами конституционно-правовых отношений (конституционного права) являются их участники, т. е. стороны, между которыми эти отношения возникают.

В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского, конституционно-правовые отношения не могут возникать между двумя гражданами, иначе говоря, физическими лицами. Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Главным из них является человек. Он вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы, например, обращаясь за защитой своих законных прав и интересов. Субъектом правоотношений выступает народ. Например, он может выразить свою государственную волю посредством референдума, и она будет обязательной для всех государственных органов и граждан. Свою волю народ выражает также посредством выборов органов представительной власти, Президента.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются также:

· государство в целом;

· государственные органы;

· должностные лица;

· депутаты;

· избирательные комиссии;

· иностранные граждане и лица без гражданства;

· политические партии и иные общественные объединения;

· трудовые коллективы;

· общие собрания граждан по месту жительства;

Необходимо отметить, что данный перечень субъектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Полное представление обо всех их видах можно получить только в результате глубокого изучения всех конституционно-правовых институтов.

Физические лица могут выступать в качестве полноправных субъектов конституционно-правовых отношений при обладании ими праводееспособности (правосубъектности).

Правоспособность признаваемая государством возможность субъекта иметь права и обязанности, т. е. способность быть их носителем. Правоспособность человека возникает с момента его рождения и прекращается со смертью.

Дееспособность – способность субъекта осуществлять своими действиями соответствующие права и возложенные на него обязанности, нести ответственность за неправомерное поведение, быть участником правоотношений. Дееспособность зависит от психического состояния (здоровья) и возраста лица. Например, избирательным правом гражданин обладает с 18 лет, а чтобы претендовать на пост Президента – необходимо достичь 35 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: