Юридические факты

Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Виды юридических фактов:

События (явления, происходящие вне зависимости от воли людей).

При достижении гражданином 18 лет, он приобретает избирательное право для участия в выборах, референдуме.

2.Деяния в виде действия или бездействия. Они связаны с волей людей, их деятельностью. Деяния делятся на:

правомерные – акт принятия иностранца в гражданство Республики Беларусь порождает правоотношения между новым гражданином Республики Беларусь и государством. Акт о создании государственного органа является основанием для возникновения правоотношений между этим органом и иными государственными органами;

неправомерные (необоснованное ограничение избирательных прав граждан, вмешательство в деятельность судей и др.).

3.Состояния наличие гражданства, проживание в определенное время на соответствующей территории и т. д.

Для возникновения, изменения либо прекращения некоторых правоотношений требуется наличие нескольких юридических фактов. Например, кандидат на должность Президента Республики Беларусь может быть зарегистрирован Центризбиркомом, если он: во-первых, был выдвинут не менее 100 тыс. граждан; во-вторых, соответствует требованиям, изложенным в ст. 80 Конституции Республики Беларусь.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под конституционно-правовым отношением?

2. Что включает в себя механизм конституционно-правового отношения?

3. В чем состоит особенность субъектов конституционного права?

4. Назовите виды объектов конституционно-правовых отношений.

5. Каково предназначение юридических фактов, назовите их виды.

Тема 3. Конституционное право как наука и учебная дисциплина

Основные понятия: наука; наука конституционного права; предмет науки конституционного права; методы науки конституционного права; конститу­цион­ное право как учебная дисциплина.

3.1. Наука конституционного права

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука конституционного права является важнейшей частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

Если конституционное право как отрасль это всегда действующие нормы, которые применяются сегодня, то наука – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее. Другими словами, наука конституционного права изучает историю создания и действия норм. Кроме того, она дает рекомендации на будущее. Иногда они учитываются, иногда нет, но так или иначе влияют на реальное право, так как могут быть учтены не прямо, а опосредованно, не в данный момент, а спустя определенное время. Таким образом, наука имеет не только теоретическое, но и определенное практическое значение.

Следует отметить, что наука конституционного права изучает не только национальное законодательство, но и исследует закономерности развития соответствующей отрасли права в зарубежных странах. Безусловно, иностранный опыт не может быть использован непосредственно, без всякой адаптации к практике формирования и применения норм конституционного права нашей республики. Однако данные науки позволяют судить об основных направлениях эволюции данной отрасли права в мире и дают возможность вносить при необходимости соответствующие коррективы в отечественное законодательство.

Обычно в качестве источников науки конституционного права называют:

1) труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права;

2) конституции и другие источники конституционного права;

3) практику функционирования конституционно-правовых норм и институтов в различных странах.

На наш взгляд, источники данной науки следует рассматривать несколько шире, включив сюда и учебный курс конституционного права, поскольку ученые разрабатывают и предлагают содержание учебного курса, его понятийный аппарат, методику преподавания и т. д. При этом они выступают, как правило, не только в роли советчиков, но и в качестве непосредственных преподавателей, что способствует повышению эффективности научных разработок. Как справедливо отмечает С. А. Авакьян, «наука конституционного права призвана формулировать понятия и создавать научно обоснованный курс... конституционного права как одной из учебных юридических дисциплин»[4]. Таким образом, конституционное право как наука – это совокупность различных теорий, взглядов, гипотез ученых, прежде всего, по вопросам конституционного права как отрасли, а также как учебной дисциплины.

К методам науки конституционного права относятся:

- метод формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого нормативного материала;

- компаративный (сравнительный) метод, позволяющий выявить наиболее эффективные модели конституционно-правового регулирования, определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта развития конституционного процесса в то или иное государство;

- функциональный метод служит для изучения функции отдельных органов государства. Такая функциональная характеристика различных органов, их деятельности помогает понять не только их формальное место в системе органов государства, но и фактический статус, реально осуществляемые функции;

- историко-правовой метод, позволяющий изучить конституционно-правовые институты в историческом развитии;

- системный метод, рассматривающий структуру всей отрасли конституционного права как систему взаимосвязанных составных частей;

- метод правового моделирования, направленный на поиск оптимальной для условий конкретной страны структуры государственно-правовых институтов;

- статистический метод, позволяющий выявлять эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов на основе статистических данных;

- конкретно-социологический метод, позволяющий изучать конституционно-правовые нормы и институты на основе общественного мнения, проведения различных социологических экспериментов;

- диалектический метод, позволяющий изучать конституционно-правовые нормы и институты в движении, развитии и всесторонне.

В развитии науки конституционного права выделяются несколько периодов. Зарождение данной науки в России, в составе которой находилась и Беларусь, относится к XIX в. Однако долгое время она пребывала в «зачаточном» состоянии, поскольку в условиях существования в стране всевластия монарха и бюрократического аппарата всякие попытки теоретического обоснования некоторых начал выборного правления, сочетаемого с монархической властью, т. е. конституционной монархией, которые к тому времени уже сложились в некоторых европейских государствах, заканчивались безрезультатно.

Определенный толчок развитию науки конституционного права дали начавшиеся в 60–70 гг. XIX в. коренные изменения в общественном строе, организации управления, судебной системе. Отмена крепостного права, введение земского самоуправления, получение судами определенной независимости стали предметом научных изысканий. Начинаются обсуждения вопросов, касающихся политической свободы, наделения отдельных групп населения политическими правами, появляются высказывания о целесообразности преобразования абсолютной монархии в конституционную.

Очередной этап в развитии науки конституционного права был связан с радикальными государственными реформами начала XX в., которые в значительной мере стали результатом и научных разработок. В науке начинается широкое обсуждение царских манифестов 1905 г., которые даровали народу основные политические права и свободы; был учрежден первый общегосударственный представительный орган власти – Государственная дума с правом законодательной деятельности; утверждены общегосударственные законы – прообраз российской Конституции. В стране начинают появляться различные политические партии, общества и союзы. Начинают активно обсуждаться проблемы, касающиеся гражданского общества, демократии, прав личности, прав партий и иных общественных объединений, свободы совести, избирательного права и иных жизненно важных вопросов, требовавших научного обоснования.

Среди известных ученых-государствоведов конца XIX – начала XX в. можно назвать А. С. Алексеева, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, В. М. Гессена, Б. Н. Чичерина, А. Д. Грановского, В. В. Ивановского, М. М. Ковалевского и др.

Несколько этапов в развитии государственного права выделяются и в советский период. После свершения Октябрьской революции 1917 г. любая область обществоведения и, в первую очередь, наука конституционного права обязаны были пропагандировать идеи классиков марксизма-ленинизма как основного инструмента решения всех стоявших перед государством задач. В работах ученых «доказывалась» обреченность буржуазного строя и его права, неизбежность победы во всем мире социализма, преимущества новой социально-политической системы в форме диктатуры пролетариата. На эти позиции вынуждены были перейти и некоторые дореволюционные ученые. В 1920-х гг. появляются первые работы советских авторов, специально посвященные конституционному праву зарубежных стран. Так, в 1925 г. был издан первый учебник по иностранному конституционному праву, подготовленный В. Н. Дурденевским. В 1927–1929 гг. были опубликованы три работы Г. С. Гурвича, посвященные политическому строю Великобритании, США и Франции, в которых с позиций марксизма-ленинизма критиковались основные институты конституционного права этих стран.

Очередной этап в истории советского государства начинается с приходом к власти И. Сталина, с чьим именем связывается установление в стране тоталитаризма, беззакония и массовых репрессий. Данные обстоятельства привели к свертыванию научных исследований по государственному праву. В 30–40 гг. XX в. были изданы единичные исследования, которые в основном базировались на государственной идеологии. И лишь отдельные ученые, занимаясь чисто академической наукой, в своих работах проповедовали нейтральную позицию, т. е. и не критикуя, и не восхваляя правящий режим и проводимую им политику, внося тем самым определенный вклад в развитие науки государственного права. Правда, работы подобного толка в своем большинстве относятся к послевоенному времени. Это работы И. Д. Левина, С. Л. Ронина, С. Я. Ошерова и др.

По окончании Второй мировой войны в исследованиях государственного права зарубежных стран выделяется новое направление и связано это было с возникновением стран т. н. народной демократии и учреждением системы социализма. В 1949 г. профессор Н. П. Фарберов подготовил учебник «Государственное право стран народной демократии», который явился первым изданием подобного рода. Опыт данных стран рассматривался как повторение курса СССР. Тем не менее, данный учебник, как и другие работы, изданные в конце 1940-х – начале 1950-х гг., несли в себе и объективную информацию, касавшуюся содержания, тенденций развития, особенностей общественного и государственного устройства этих стран, состояния науки государственного права. В данном плане можно отметить работы В. Е. Чиркина, В. Ф. Котока, Д. Л. Златопольского и др.

Очередной этап в развитии науки государственного права начинается с периода послесталинской «оттепели». Новым руководством компартии и страны принимаются определенные меры по демократизации общественной жизни. Реабилитируются жертвы политических репрессий, принимаются меры по повышению роли представительных органов власти. В силу изменений, произошедших в характере политической системы общества, в стране началось довольно активное развитие государственно-правовой науки, которая стала носить более объективный характер. Однако в работах 60­–80-х гг. XX в. в значительной мере сохранялись утопические идеи марксистско-ленинской теории, идеализация советского социалистического строя как самого гуманного и справедливого в мире. Тем не менее, нельзя полагать, что ученые данного периода в полной мере оправдывали прошлое в жизни своей страны. Ими был разработан ряд конституционно-правовых проблем, касавшихся правого института личности, гражданского общества, местного самоуправления, непосредственной и представительной демократии и т. д. В этот период становятся известными имена десятков ученых-государствоведов (С. А. Кравчук, А. И. Лепешкин, В. С. Основин, Н. В. Витрук, Г. В. Барабашев, Б. Н. Габричидзе, А. И. Ким, Б. А. Страшун, С. А. Авакьян, А. А. Мишин, А. Е. Коз­лов, В. Е. Чиркин и др.).

С распадом СССР наука конституционного права освободилась от «идеологических пут», перед ней открылись новые возможности. Современное конституционное право развивается в русле положений Конституции, идей демократического правового социального государства. Данное положение в полной мере относится и к Республике Беларусь. Проводимые в республике исследования способствуют дальнейшей демократизации политической системы общества, развитию гражданской инициативы, претворению в жизнь национальной идеи по построению сильной процветающей Беларуси. Весомую лепту в развитие науки конституционного права вносят такие отечественные ученые, как: А. А. Головко, Г. А. Ва­си­левич, Д. М. Демичев, В. И. Шабайлов, А. Г. Тиковенко, М. Ф. Чудаков и др.

3.2. Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебном заведении юридического профиля, в котором изучается:

- отрасль конституционного права;

- основы науки конституционного права.

Между учебным курсом и наукой конституционного права есть определенная взаимосвязь, поскольку данные последней активно используются в процессе совершенствования преподавания конституционного права в учебных заведениях. Иными словами, данная учебная дисциплина базируется на достижениях науки конституционного права. В свою очередь, и наука конституционного права не может развиваться без учебной дисциплины, поскольку без обучения конституционному праву невозможно ожидать, что в стране будут пополняться ряды ученых, развивающих науку. То есть становление ученого невозможно без предварительного изучения учебного курса конституционного права.

Вместе с тем между наукой конституционного права и одноименным учебным курсом имеются и существенные отличия, поскольку они решают разные задачи. Учебный курс конституционного права по своему содержанию является более узким – это учебники, учебные пособия, имеющие достаточно четкую структуру, систему и включающие в себя какие-то заранее сформулированные вопросы, ответы на которые должен дать студент, освоивший данный курс. Наука же представляет собой огромный объем знаний, накопленный за долгие годы – это огромное количество различных трудов ученых, целые библиотеки их исследований, монографий, статей.

Отличие между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной проявляется и в решаемых задачах. Наука стремится добыть новые знания в области конституционного права, ей присущ исследовательский характер изложения материала. В учебном же курсе обучающиеся овладевают уже добытыми наукой знаниями.

3.3. Система конституционного права
как учебой дисциплины и как науки

Если говорить о системе учебного курса «Конституционное право Республики Беларусь», то как и система одноименной отрасли права она строится с учетом структуры Конституции Беларуси. Вместе с тем некоторое несоответствие в этих двух системах все же усматривается. Например, вопросы о порядке действия и изменения Конституции излагаются в ее предпоследнем VIII разделе, в то время как в учебной литературе эти вопросы рассматриваются в числе одних из первых. Кроме того, следует обратить внимание еще на одну особенность конституционного права как учебной дисциплины. Дело в том, что многие положения, излагаемые в учебной литературе, не находят отражения в Конституции и это вполне объяснимо, поскольку речь здесь идет о теоретических вопросах, которые должны быть усвоены обучаемыми и без которых нельзя уяснить суть конституционных положений. К примеру, это вопросы, касающиеся сущности предмета и методов конституционного права, формы государства, понятия государственной власти, конституционного строя, политического режима и др.

Система науки конституционного права предопределяется ее предметом и, прежде всего, Конституцией. Однако у Конституции и науки разные цели, они решают разные задачи. Последняя из них по своему предназначению является более динамичной, поскольку инициирует появление и разработку теоретических гипотез и конкретных предложений, направленных на совершенствование действующего конституционного законодательства. Исходя из этого, несовпадение систем науки и конституционного законодательства не только допустимо, но даже необходимо.

В завершение рассмотрения проблемы системы науки конституционного права полагаем возможным выдвинуть тезис о том, что данной системе в отличие от системы одноименных отраслей права и учебной дисциплины в значительной мере присуща условность, определяемая субъективным фактором. Дело в том, что науку развивают многие ученые, внося тем самым многообразие в конституционно-правовое знание, а также в содержание и построение самой системы науки конституционного права, что влечет за собой возможность построения различных вариантов (моделей) этой системы.

Как нам представляется, проблема формализации системы науки, а точнее – ее моделей, требует дальнейшего развития и коллективной проработки со стороны ученых-конституционалистов. На сегодняшний же день по данной проблеме имеются высказывания лишь отдельных авторов, которые выделяют три варианта системы науки конституционного права: построенную по предметно-тематическом принципу, по статусному критерию, а также по принципу деления конституционно-правового знания на общую и особенную части[5].

Однако, как нам представляется, в реальности спектр моделей системы науки конституционного права является более широким. И здесь следует согласиться с мнением Н. А. Богдановой, полагающей, что «поиск и обоснование иных вариантов формализации системы науки будет способствовать как теоретическому обогащению науки конституционного права, так и построению продуманной системы соответствующей отрасли, а значит, выполнению наукой своей прикладной функции, связанной с совершенствованием конституционного законодательства…»[6].

Контрольные вопросы

1. Что такое наука?

2. Назовите источники науки конституционного права.

3. В чем состоит отличие науки конституционного права от одноименной отрасли права?

4. Назовите видных ученых-государствоведов.

5. Что понимается под конституционным правом как учебной дисциплиной?

6. Имеется ли взаимосвязь между конституционным правом как наукой и учебной дисциплиной?

Тема 4. Источники конституционного права. Система источников конституционного права. Конституция как основной источник конституционного права.

Основные понятия: сущность конституции; основные черты конституции; юридические свойства конституции; функции конституции; структура конституции; классификация конституций; конституционно-правовая ответственность; источники конституционного права.

4.1. Понятие, виды и система источников конституционного права

Источниками конституционного права являются правовые акты, носящие нормативный характер, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Иными словами, под этими источниками понимают внешние формы выражения права.

Правовые акты обладают различной юридической силой, которая определяется статусом государственного органа, его издавшего, и формой данного акта. Иными словами, неодинаковой юридической силой обладают не только правовые акты различных органов, но и правовые акты одного и того же органа. Их иерархия определена в Законе Республики Беларусь
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 г.

Среди источников важнейшее место занимает Конституция – Основной Закон государства, который имеет высшую юридическую силу. Свое название конституционное право получило именно от этого источника. Вместе с тем в качестве названия рассматриваемой отрасли права используется и иной термин – «государственное право». Кстати, в период существования СССР этот термин был единственным, а с провозглашением Республики Беларусь суверенным государством все чаще стал применяться термин «конституционное право», который сегодня стал, по сути, общепризнанным. Хотя следует отметить, что между рассматриваемыми терминами нет существенной разницы и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии – «государственное право».

Что касается решения референдума, то Закон предусматривает его как вид нормативного правового акта, однако юридическую силу такого решения он не определяет. По нашему мнению, рассматривая проблему юридической силы обозначенного акта, следует принимать во внимание, что референдум является важнейшим институтом непосредственной демократии и его решение в соответствии со ст. 77 Конституции Республики Беларусь может быть отменено или изменено только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Кроме того, в соответствии со ст. 140 Конституции Республики Беларусь через референдум могут быть изменены и дополнены любые ее положения, а разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путем референдума. Указанные обстоятельства дают основание сделать вывод, что решение республиканского референдума об изменении либо дополнении Конституции по своей юридической силе находится на втором месте после Конституции. Решения республиканских референдумов по иным вопросам (принятие и изменение законов и др.) по юридической силе выше решений, принимаемых государственными органами по аналогичным вопросам.

Некоторые авторы в качестве источников конституционного права выделяют конституционные законы. К таковым они относят:

- законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

- законы о введении в действие указанных законов;

- акты о толковании Конституции (ст. 140 Конституции).

На наш взгляд, данные законы относить к разряду конституционных не следует, поскольку Конституцией Республики Беларусь (в отличие от некоторых других государств, например, Российской Федерации) конституционные законы как вид актов не определяются.

Источниками конституционного права могут являться также международные договоры и соглашения, заключаемые Республикой Беларусь с другими государствами. Конституция Республики Беларусь (ст. 8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

За международными договорами по юридической силе следуют программные законы. В соответствии со ст.104 Конституции в качестве таковых выступают:

- законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

- законы о военной доктрине Республики Беларусь.

В литературе выделяется и такой вид актов, как органические законы. В Конституции Беларуси этот вид законов не предусмотрен. Но в ряде стран (Франция и др.) принятие органических законов прямо предусмотрено Конституцией. Суть этих законов состоит в том, что они дополняют Конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Они являются как бы продолжением организма Конституции, отсюда и их название. В Республике Беларусь к таковым условно можно отнести, например, законы «О Совете Министров Республики Беларусь», «О гражданстве Республики Беларусь». Наличие этих законов предусматривается соответственно статьями 108 и 10 Конституции. Однако в нашей республике подобные законы рассматриваются как обычные, хотя они и регулируют важнейшие вопросы государственной или общественной жизни.

В качестве источников конституционного права могут выступать кодексы; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления палат Национального собрания и Совета Министров, нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, иные акты.

4.2. Конституция как основной источник конституционного права

4.2.1. Причины появления, сущность и основные черты Конституции

Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление».

Первые конституционные акты появились в XVII–XVIII вв. и своим происхождением были обязаны выходу на политическую арену буржуазии, возглавившей широкие слои народа против феодального строя и абсолютизма. Именно тогда человечество осознало ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться установленным правилам. Иными словами, цель принятия Конституции заключалась в том, чтобы установить пределы государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении в отношении человеческой личности.

Документы конституционного характера (например, «Орудие управления», 1653 г.. «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями», 1679 г. и др.) впервые были приняты в Англии, где буржуазные преобразования начались раньше, чем в других странах. Однако эти акты, хотя и имели некоторые сходные с современными конституциями черты (например, «Орудие управления», принятое в ходе английской буржуазной революции, учреждало систему высших органов власти), тем не менее, они ничем не отличались от других законов, поскольку на тот момент принципы конституционализма, обоснование роли и места Конституции в системе законодательства находились еще в стадии идеологической разработки.

Первая писаная Конституция в современном ее понимании была принята в США в 1787г. В Европе первыми конституциями были Конституция Польши (тогда Речи Посполитой) – 3 мая 1791г. и Конституция Франции – 3 сентября 1791г. Правда, Конституция Польши действовала непродолжительное время – до 1795г. К настоящему времени конституции имеются практически во всех странах мира.

В юридической литературе имеется несколько определений конституции. В самом общем виде Конституцию можно определить как Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий устройство государственной власти, и определяющий ее взаимоотношения с обществом и личностью.

Марксистско-ленинская теория, являвшаяся основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, а волю господствующего класса, т. е. что Конституция является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности Конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, репрессий, неограниченного нарушения прав человека, полное огосударствление общества. Во всех советских конституциях (в особенности, первых) была заложена именно такая классовая сущность.

Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности Конституции. В ее сущности заключены другие начала – общедемократические. Сущность Конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества.

Конституцию от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1.Особый субъект, который устанавливает Конституцию или от имени которого она принимается. Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа представительным органом. Не случайно конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».

2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений. Особенность субъекта, принимающего Конституцию, обусловливает и вторую существенную черту Конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть.

3.Всеохватывающий объект конституционной регламентации. Сфера общественных отношений, на которые Конституция распространяет свое воздействие, затрагивает все наиболее значимые области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др.

4.2.2. Юридические свойства конституции

В качестве важнейшего юридического свойства Конституции выступает ее верховенство по отношению ко всем иным правовым актам. Данный принцип впервые нашел отражение в Конституции Республики Беларусь 1994 г. Ни в одной из прежних Конституций СССР и БССР такого положения не содержалось. Статьей 137 Основного Закона Республики Беларусь закреплено, что Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Республики Беларусь, и в случае расхождения их с Конституцией действует Конституция.

Важным юридическим свойством Конституции является и то, что она выступает в качестве основы формирования всего текущего законодательства. По этой причине Конституцию нередко называют ядром правовой системы. Именно она определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия. Часто в самой Конституции указывается, что для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты соответствующие законы. К примеру, ст. 128 предписывает, что «компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством».

К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система государственных органов, осуществляющих эту охрану в различных формах. Ст. 79 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что Президент Беларуси является гарантом Конституции. В его Присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь. Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд.

Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Республики Беларусь будет изложен ниже.

Следующим юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Это означает, что положения Конституции в сравнении с иными правовыми актами носят более устойчивый, постоянный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и политической жизни государства.

Образцом стабильности можно назвать Конституцию США. За более чем двухсотлетний период действия данной Конституции в нее было внесено всего 27 поправок.

4.2.3. Функции Конституции

Под функциями Конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения. Первая и главная ее функция, особенно для юристов, государствоведов – юридическая функция. Она заключается в том, что Конституция является главным источником права страны, нормы которой обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального законодательства.

Вторая функцияполитическая. Конституция закрепляет политическое устройство государства, предоставляет политическим силам возможность свободного функционирования и свободной политической борьбы. Партии, движения и др. взаимодействуют между собой, конкурируют, используют государственную власть на основе правил, установленных в Конституции.

Идеологическая функция выступает в качестве третьей функции.

Некоторые авторы отрицают какую-либо связь Конституции с идеологией, ссылаясь на то, что это свойственно лишь тоталитарному государству, что «конституции – вне идеологии». На наш взгляд, отказ от былой сверхидеологизации периода существования СССР и советских конституций не должен вести к отрицанию всякой связи Конституции с идеологией. Ведь выражение и отстаивание ценностей демократического правового государства, закрепленных в его Конституции – это тоже идеология, которая выражает интересы не одного класса (как было в прошлом), а различных общественно-политических сил, т. е. всего общества. Из сказанного следует, что Конституция не только не может быть вне идеологии, а наоборот – она выступает в качестве основы этой идеологии.

В завершение вопроса следует отметить, что все функции Конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Четкой грани между ними провести нельзя. Это деление носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмыслению социальной значимости и предназначения Конституции.

4.2.4. Классификация конституций и их структура

Конституции различных стран представляют собой довольно пеструю картину. В то же время в различных конституциях можно выделить какие-то общие свойства, дающие возможность их классифицировать. Классификация конституций позволяет нам ориентироваться в их многообразии, способствует установлению закономерно существующих между ними связей, позволяет лучше их различать и сопоставлять друг с другом, облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире.

Существует ряд критериев, по которым конституции классифицируют:

По форме, т. е. способу организации заключенного в ней материала выделяют конституции, состоящие из одного нормативного акта или нескольких нормативных актов.

Конституции большинства стран мира представляют собой единый нормативный правовой акт наивысшей юридической силы. Их еще называют консолидированными или кодифицированными.

Вместе с тем в ряде стран Конституцией является совокупность нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Так, Конституцию Финляндии составляют четыре органических закона: «Форма правления Финляндии» (1919), «Акт об Эдускунте» (1928), «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного Совета и канцлера юстиции» (1922), «Акт о государственном суде» (1922). Конституция Швеции состоит из 3 нормативных актов. Такие конституции называют неконсолидируемыми или некодифицированными.

По способу внешнего выражения конституционных норм конституции подразделяются на писаные и неписаные. К писаным относят конституции, принятые в виде единого акта и имеющие конкретную юридическую форму. Писаных конституций большинство.

Под неписаной конституцией принято понимать определенный набор законов, которые регулируют самые важные отношения в жизни государства и общества. Кроме того, в неписаную конституцию принято включать судебные решения, имеющие характер прецедента и некоторые конституционно-правовые обычаи. Неписаные конституции в настоящее время встречаются редко (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль, Сан-Марино). Вместе с тем некоторые авторы полагают, что термин «неписаная конституция» не совсем правильно использовать при классификации соответствующих конституций, поскольку относящиеся к ним те или иные акты изложены в письменной форме. Иными словами, наряду с обычаями в состав таких конституций включены, например, акты парламента (в Великобритании – статуты) и судебные прецеденты, которые зафиксированы на бумаге. К примеру, Б. А. Страшун подобные конституции называет конституциями смешанного толка[7]. Думается, данная точка зрения является более предпочтительной.

По способу принятия конституции делятся на октроированные (или дарованные) и «народные» (т. е. принятые на референдуме или представительным органом – парламентом, учредительным или конституционным собранием). Есть два варианта дарованной конституции. Первый – это когда монарх (как правило, абсолютный) принимает конституцию для своего государства, ни с кем не деля этого права. К числу самых старых дарованных конституций, сейчас, правда, не действующих, относятся французская Конституция (1814), Конституция Бельгии (1831), которая действовала вплоть до (1994), Канадская конституция (1867) и Японская конституция (1889).

К действующим октроированным конституциям следует отнести Конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара и некоторых других стран.

Вторая разновидность дарованных конституций – это, т. н., колониальные конституции, смысл которых состоял в том, чтобы снять накал национально-освободительной борьбы. Подобные конституции составляли государства-метрополии для своих колоний, чтобы их жители не требовали независимости. К примеру, англичане дважды – в 1919 и 1935 гг. «дарили» конституции своей крупнейшей колонии – Индии. Однако индийцы не признали этих конституций и, добившись независимости в 1950 г., приняли свою первую Конституцию.

Подавляющее же большинство конституций стран мира принимается «народным» путем, причем, чаще всего, – парламентом.

Иногда конституции принимаются посредством референдума (например, Франции (1958), России (1993), Казахстана (1995) и др.). В некоторых случаях после принятия учредительным собранием Конституция выносится на утверждение референдума (Конституции Франции (1946), Испании (1978), Перу (1993) и др.). На референдум может выноситься и Конституция, одобренная парламентом (Конституция Болгарии – 1971 г.).

По порядку изменения и дополнения конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Практически все писаные конституции являются жесткими, а неписаные – гибкими.

Гибкими называются конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство (Саудовская Аравия, Княжество Монако, а также вышеуказанные неписаные конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии).

Жесткими называются конституции, в которые вносятся изменения и дополнения в более сложном порядке, чем в текущие законы.

По времени действия конституции классифицируются на постоянные и временные. Первые из них формально имеют неограниченный срок действия, а вторые – принимаются на определенный срок. Однако постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Иногда постоянные конституции меняются довольно часто (к примеру, история Франции насчитывает 16 конституций), а временные действуют значительный период времени (к примеру, в Ираке, ОАЭ они действовали более четверти века). Временные конституции особенно распространены в переходные периоды развития государства – после революций, государственных переворотов.

Выделяют также юридическую и фактическую конституции:

юридическая конституция – конституция в собственном смысле слова: нормативный акт, который имеет определенную сложившуюся форму, акт, который принят по установленным правилам;

фактическая конституция – обозначает не нормативный акт, а сложившуюся систему общественных отношений, т. е. это то, как положения юридической конституции реализуются на практике, в реальной жизни государства, это сложившийся порядок в конкретной стране.

4.2.5. Структура конституции

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Иными словами, структура конституции – это порядок ее организационного строения, последовательность расположения ее составных частей.

В основе обобщения конституционных норм в разделы и главы лежит единство предмета регулирования. В основе определения последовательности расположения в конституции разделов и глав лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

По своей структуре конституции различны. Вместе с тем практически всегда в качестве их стандартных составных частей выступают: преамбула (введение), основная часть и заключительные переходные положения.

Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, в них часто фиксируются цели и функции государства, они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции. Преамбула, как правило, не имеет юридической силы, хотя есть и исключения. Например, по мнению Конституционного Совета Франции, нормативный характер носит преамбула действующей Конституции Франции (1958), в которой дается характеристика данного государства как неделимого, светского, демократического и социального, а также закрепляется равенство всех граждан перед законом.

Конституции некоторых государств преамбулы не имеют (Греция, Италия, Бельгия, Норвегия, Дания, Египет и др.).

При построении основной части конституции авторы обычно идут от важнейших институтов к менее важным. Долгое время на первое место «ставили» парламент, главу государства, затем правительство и другие органы государства – суд, местные органы и т. д. Однако после Второй мировой войны появилась тенденция на первое место ставить разделы о правах и свободах гражданина.

Заключительные и переходные положения позволяют обеспечить плавный переход к реализации тех норм конституции, которые не могут быть исполнены с введением в действие конституции.

По своей структуре Конституция Республики Беларусь 1994 г. состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей.

4.3. Правовая защита конституционных положений.
Конституционно-правовая ответственность

4.3.1. Правовая защита конституционных положений

В условиях демократического государства важным является создание эффективного правового механизма защиты конституционных положений как необходимой предпосылки нормального функционирования государственных институтов, поддержания стабильности в обществе, обеспечения прав и свобод граждан, а также исполнения ими установленных обязанностей. В этих целях Конституция содержит ряд норм, адресованных государству, его органам и должностным лицам, общественным объединениям, гражданам.

В частности, Конституция:

Устанавливает усложненный порядок своего пересмотра, направленный на ее стабильность, предотвращение необдуманных корректировок (ст. 97, 138–140).

Возлагает на всех, кто находится на территории Республики Беларусь, обязанность соблюдать ее (Конституцию) и законы (ст. 52).

Запрещает создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, а также религиозных организаций, их органов и представителей, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя (ст. 5,16).

Устанавливает верховенство конституционных положений (ст. 7).

Возлагает на государство, все его органы и должностных лиц обязанность действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст. 23).

Обязывает государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (ст. 59).

Гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (ст. 60).

Предоставляет каждому право в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 61).

В качестве важнейшего гаранта Конституции определяется Президент Республики Беларусь (ст. 79).

Учреждает специальный орган в лице Конституционного Суда, призванного осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве (ст. 116).

Устанавливает конституционно-правовую ответственность государственных органов, должностных и иных лиц, нарушающих Конституцию и принятые в соответствии с ней законы (ст. 59, 88, 94, 123 и др.)

4.3.2. Конституционно-правовая ответственность

Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сводилась к таким ее видам, как административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) и дисциплинарная. В период существования СССР конституционные нормы воспринимались как декларации, они не имели прямого действия, а применялись лишь тогда, когда в их развитие принимались соответствующие акты законодательства. С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством отношение к Конституции стало изменяться. Все большее мировое признание получает идея не только о ее верховенстве, но и о непосредственном действии ее норм. В этих условиях становится актуальным развитие конституционно-правовой ответственности, которая должна рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответственности, отличающийся субъектами, основаниями, процедурой применения.

В качестве источников рассматриваемого вида ответственности следует считать не только Конституцию, но и иные акты, являющиеся источниками конституционного права. Установление конституционно-правовой ответственности необходимо, в первую очередь, для ограничения всевластия государства, его органов и должностных лиц для повышения чувства их ответственности перед народом и страной.

Выделяются коллективные и индивидуальные субъекты конституционно-правовой ответственности. К первым можно отнести Парламент, мерой ответственности для которого может быть досрочное прекращение полномочий его Палат; Правительство – в определенных случаях может быть отправлено в отставку; местные Советы депутатов могут быть досрочно распущены в случаях, оговоренных законом. К индивидуальным субъектам конституционно-правовой ответственности можно отнести Президента, Премьер-министра, депутатов и даже рядовых граждан, для которых также возможно наступление тех или иных отрицательных последствий в случаях, оговоренных Законом.

Следует согласиться с мнением Г. А. Василевича, который полагает, что бы­ло бы полезным принять специальный закон, который бы комплексно закрепил все вопросы, связанные с применением конституционно-правовой ответственности[8].

Контрольные вопросы

1. Что понимается под источниками конституционного права?

2. Что такое юридическая сила нормативных актов?

3. Дайте определение Конституции.

4. Назовите структуру Конституции Республики Беларусь.

5. Назовите функции и юридические свойства Конституции.

6. Что понимается под конституционно-правовой ответственностью?

Тема 5. Конституционное развитие
Республики Беларусь

Основные понятия: преемственность конституционного строительства; сущность советских конституций; реальность и фиктивность конституций; особенности Конституции Беларуси 1994 г.

5.1. Конституции Республики Беларусь периода вхождения еев состав СССР

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами; уровнем экономики; распределением компетенции между Союзом и республиками; полномочиями и направлениями работы государственных органов и т. д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

Каждая из этих Конституций имела свои характерные особенности. В то же время им был присущ и ряд общих моментов. В частности, они носили классовый характер (в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих Конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство над Конституцией.

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование БССР. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и трех разделов. В ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом Центрального исполнительного комитета (ЦИК), который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Функции правительства возлагались на Большой президиум ЦИК (позднее – Совет Народных Комиссаров), который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Белорусская Конституция восприняла основные идеи и принципы Конституции РСФСР 1918 г. Из всех Конституций БССР она была в наибольшей степени идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала применение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.

Некоторые Положения Конституции содержали и позитивные моменты. Так, провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

Однако в целом Конституция БССР 1919 г. характеризуется как Конституция революционного типа, принимаемая в результате насильственного изменения общественного и государственного строя и отвергающая все прежние правовые установления, существовавшие до революции.

Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927 г. VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование к этому времени СССР (30 декабря 1922 г.). 31 января 1924 г. была принята первая союзная Конституция, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих Основных Законов.

Конституция 1927 г. в значительной степени сохранила черты преемственности Конституции БССР 1919 г. Она провозглашала республику государством диктатуры пролетариата, вся власть в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. «Нетрудящиеся» лишались избирательного права, им запрещалось участвовать и проводить общественные массовые мероприятия. Почетное право защищать революцию имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, ЦИКа, Президиума ЦИКа, Совета Народных Комиссаров, а также местных органов власти и управления. В последующем в Конституцию вносились лишь частичные незначительные изменения.

К середине 30-х гг. в СССР были построены т. н. основы социализма, было объявлено о полной ликвидации эксплуататорских классов и невозможности реставрации капитализма. Наступивший новый этап в развитии общества предполагал необходимость и конституционных изменений. Текст новой Конституции СССР был подготовлен конституционной комиссией во главе с И. В. Сталиным, после чего она была опубликована для всенародного обсуждения (что было сделано впервые), которое продолжалось более 5 месяцев. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию, вошедшую в историю как «сталинская».

Вскоре, 19 февраля 1937 г. была принята и новая, третья по счету, Конституция БССР. Это было сделано на VII Чрезвычайном съезде Советов БССР. Высшим органом власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет Народных Комиссаров (в 1946 г. был переименован в Совет Министров). В Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалистической системы хозяйствования, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т. е. его получили и т. н. «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.

Вместе с тем многие положения Конституции только декларировались и на практике не реализовывались, в особенности это относится к политическим правам граждан. Например, в ней провозглашались свобода печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Однако на самом деле все это серьезно наказывалось, вплоть до ареста и смертной казни, если участники соответствующих мероприятий в чем-то проявляли недовольство и их мнения расходились с установками правящего режима.

Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР 14 апреля 1978 г. К этому времени в 1977 г. была принята очередная (и последняя) Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого, зрелого социалистического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Конституция впервые утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсутствовала), что ее принимает и провозглашает народ БССР. В Конституции впервые содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.

Конституции БССР 1978 г. был присущ и ряд недостатков. К примеру, в ней отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, органы государственной власти были по существу ее придатком. В 1989–90 гг. в Конституцию был внесен ряд серьезных изменений, направленных на ее демократизацию. В частности, эти изменения коснулись порядка организации и деятельности Советов депутатов, в т. ч. Верховного Совета и его Президиума, ликвидирована монополия компартии. Однако эти изменения уже не могли повлиять и остановить нараставшие в стране процессы, направленные на выход союзных республик из состава СССР, на получение ими действительного государственного суверенитета. Так, в марте 1990 г. Верховный Совет Литвы первым объявил о восстановлении прежнего государственного суверенитета своей республики, который она потеряла в 1940 г. в связи с присоединением к СССР. Вслед за ней с аналогичными заявлениями выступили Латвия и Эстония, положив начало «параду суверенитетов». 27 июля 1990 г. Декларацию «О государственном суверенитете Белорусской ССР» принял и Верховный Совет нашей республики. Этот факт означал, что Беларусь выбрала собственный путь развития, хотя он и не предусматривал выхода республики из Союза. В марте 1991 г. на референдуме большинство населения Беларуси высказалось за сохранение обновленного Союза, основанного на действительно добровольном объединении равноправных суверенных республик в демократическом правовом государстве.

Чтобы не допустить развала СССР на самостоятельные государства, прекратить радикальные реформы в экономике и обществе, противники преобразований в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. предприняли неудавшуюся попытку введения чрезвычайного положения. Провал этой акции послужил основой для принятия Верховным Советом 25 августа 1991 г. закона «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР».

Заключительным актом в получении Республикой Беларусь (и другими республиками бывшего СССР) государственного суверенитета явилось подписание 8 декабря 1991 г. Соглашения руководителей Беларуси (С. Шушкевич), Российской Федерации (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В Соглашении объявлялось, что СССР, как субъект международного права и политическая реальность, прекратил свое существование. Три государства объединились в СНГ и предложили вступить в Содружество и другим государствам бывшего СССР. В Соглашении было отмечено, что оно открыто также и для иных государств, разделяющих цели и принципы данного Соглашения.

В результате прекратили свое действие Конституции как Союза, так и входивших в его состав республик.

5.2. Конституция Республики Беларусь 1994 года

С распадом СССР перед бывшими союзными республиками встал вопрос о необходимости принятия новых национальных конституций, которые закрепили бы произошедшие изменения и определили ориентир на будущее. Первая Конституция независимой Беларуси была принята 13-й сессией Верховного Совета 12-го созыва 15 марта 1994 г., а вступила в законную силу 30 марта того же года. С принятием данной Конституции белорусское государство вступило в новый этап своей истории.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. представляет собой синтез всего лучшего, что было накоплено многовековой историей белорусской государственности. Новая Конституция, как сказано в ее преамбуле, принимается от имени народа, исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, с осознанием себя полноправным субъектом мирового сообщества. При этом ставятся такие гуманные цели, как: стремление утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. Эти побудительные мотивы и составляют истоки Конституции Республики Беларусь, определяют ее демократический характер, гуманное содержание и в конечном итоге ее преимущества перед ранее действовавшей Конституцией.

Конституция 1994 г. вобрала в себя все лучшее, что было наработано теорией и практикой конституционного строительства стран с устойчивыми демократическими традициями. Она закрепила в конституционных нормах ряд общепризнанных принципов международного права. Республика Беларусь провозглашена демократическим государством, в котором человек является высшей ценностью общества; обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства. В ходе разработки проекта Конституции было подготовлено около трех десятков ее вариантов. В печати публиковались три проекта Конституции, что позволило провести их широкое и обстоятельное обсуждение, проанализировать и учесть поступившие замечания и предложения. Это был настоящий научный поиск оптимального варианта Конституции. В архивах Национального собрания содержатся тысячи отзывов, рецензий, поправок и предложений на проект Конституции, поступивших от различных органов власти, научных учреждений и учебных заведений, международных организаций, правовых центров ближнего и дальнего зарубежья, от рядовых граждан.

Наиболее характерные особенности Конституции:

Принятая 15 марта 1994 г. Конституция стала первой Конституцией независимой Республики Беларусь. Ее отличие от действовавшей ранее Конституции 1978 г. в том, что она легализировала переход нашего общества от командно-административной системы власти к управлению обществом посредством закона.

Республика Беларусь впервые в истории провозглашается как унитарное демократическое социальное правовое государство.

Одной из особенностей Конституции Республики Беларусь является более полное закрепление в ней прав и свобод личности. Она содержит ряд новых прав и свобод, а многие, привычные нам, права и свободы получили дальнейшее развитие. Но самое главное – Основной Закон содержит надежный гарантийный механизм их реализации.

Конституция Республики Беларусь закрепляет новую систему органов государственной власти. Впервые в истории Беларуси учреждается должность Президента как Главы государства и исполнительной власти. Для осуществления контроля за конституционностью нормативных актов впервые в Беларуси образован Конституционный Суд. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции.

Конституция впервые закрепила многообразие политических институтов, идеологий и мнений.

Конституция закрепила равенство всех форм собственности.

Конституция Республики Беларусь 1994г. имеет и другие особенности, с которыми мы познакомимся, когда будем рассматривать последующие темы курса.

Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:

Учрежден новый двухпалатный законодательный орган – Национальное собрание (вместо Верховного Совета).

Учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).

Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).

Закреплен более широкий круг прав и свобод человека и гражданина.

Установлен более четкий и справедливый принцип разделения властей.

Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного.

Изменились место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция.

Изменилось название и статус Правительства (Совет Министров – вместо Кабинета Министров, действовавшего при Президенте).

Изменение, внесенное в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 17 октября 2004 г.

Данный референдум был проведен по инициативе Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, обратившегося к гражданам страны с вопросом о возможности разрешения ему участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и об изменении ст. 81 Конституции Республики Беларусь в части, касающейся отмены ограничений на количество сроков пребывания в должности Президента одного и того же лица. Белорусский народ активно поддержал предложение Президента и большинством в 79,42% от числа граждан, внесенных в списки для голосования, положительно ответил на вынесенный на референдум вопрос.

Проведение референдума было совмещено с выборами депутатов Парламента представителей Национального собрания Республики Беларусь, т. е. эти два важных государственных мероприятия были проведены одновременно в один день. В результате государству удалось сэкономить определенное количество денежных средств, что, естественно, немаловажно.

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию
Республики Беларусь

В силу ст. 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума).

Законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум, если за это проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

В заключен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: