Для решения повышение эффективности работы судов, надо определить критерий эффективности работы судна, который можно представить выражением
(2.1)
где - фактическая транспортная работа судна за рассматриваемый период в физических или стоимостных измерителях;
R - затраты, относимые на себестоимость перевозок, тенге.
Транспортная работа зависит от транспортного потенциала судна FH (теоретической провозной способности) и степени его использования Транспортный потенциал судна, тоннаже-мили,
(2.2)
где - чистая грузоподъемность судна, т;
- построечная скорость, мили/ч;
- календарное время нахождения судна на балансе пароходства, судо-сут.
Степень использования транспортного потенциала судна (к.п.д. судна) определяется выражением
(2.3)
где коэффициент использования грузоподъемности судна;
- коэффициент ходового времени;
- коэффициент использования построечной скорости;
- коэффициент эксплуатации.
характеризует полноту загрузки судна и балластныепробеги,
- относительное значение ходового времени, которое зависит от эксплуатационного периода судна, а также от интенсивности грузовой обработки его в портах,
- потери построечной скорости вследствие ухудшения технического состояния корпуса, винто-рулевого комплекса и судовой энергетической установки (СЭУ), а также путевые потери, связан навигационными и метеорологическими условиями,
– использование судна по времени.
Фактическая провозная способность, как следует из формул (2.2) и(2.3), зависит от чистой грузоподъемности судна и степени ее использования, от построечной скорости и потерь, определяемых соответствующий коэффициентом, от эксплуатационного периода судна и коэффициента ходового времени. Таким образом, провозную способность судна определяю следующие характеристики: грузоподъемность, скорость, а также эксплуатационные показатели, определяющие степень использования его транспортного потенциала. На протяжение всей истории развития флота судостроители и судовладельцы стремились увеличить грузоподъемность и скорость судов. Это делалось главным образом за счет увеличения размеров судов и мощности их энергетических установок. Расходы, относимые на себестоимость перевозок, складываются из амортизационных отчислений, расходов на содержание экипажа, на топливо, ремонт, материально-техническое снабжение и пр. (навигационные, судовые сборы, административно-управленческие). К основным факторам, оказывающим влияние на уровень этих затрат, относятся строительная стоимость и нормативный срок службы судна, численность судового экипажа, удельный расход и сорт применяемого топлива, надежность элементов судна, применяемая система ТО и ремонта.