3.1.1. Основные теоретические подходы в консультировании
Цели и задачи психологического консультирования. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи. Генез психологической проблемы. Стадии психологического консультирования. Психоаналитический, адлерианский подходы в консультировании: понимание человеческой природы, роль консультанта, цели и методы. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы: понимание человеческой природы, роль консультанта, цели и методы. Бихевиоральный и когнитивно-бихевиоральный подходы: понимание человеческой природы, роль консультанта, цели и методы. Психологическое консультирование в позитивной психологии. Психодинамическое направление — З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Адлер и неофрейдисты; поведенческое направление — А. Лазарус; когнитивное направление — А. Бек; гуманистическое и неклассическое направления — А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Ф. Перлз: представления о человеке, структура личности, описание консультативного процесса, его цели, роль консультанта, требования и ожидания от клиента, психотехники.
|
|
Возникновение, развитие, понимание возможностей психологической помощи методом консультирования в отечественных школах. Подходы и авторские модели психологического и семейного консультирования в отчечественной психологии (А.Ф. Копьев, С.А. Капустин, А.С.Кочарян, Ю.Е.Алешина, Г.С.Абрамова, В.В.Столин и А.А.Бодалев, Н.Н.Обозов и др.).
Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования.
3.1.2. Организация психологического консультирования
Организация консультационного учреждения. Условия организации и проведения психологического консультирования (сеттинг). Место проведения психологической консультации. Внешний вид консультанта. Время проведения психологического консультирования. Продолжительность и частота консультаций. Методическая работа консультанта.
Подготовка к психологическому консультированию. Ведение документации. Рабочие записи и аудио-, видеозапись. Оплата
3.1.3. Стадии консультирования и основные процедуры
Основные подходы к структурированию процесса психологического консультирования как процесса взаимодействия консультанта и клиента и процесса личностных изменений. Основные этапы психологического консультирования. Первый контакт с клиентом, запись на прием. Первая встреча. Установления контакта. Сбор информации и фокусирование запроса. Рабочий договор с клиентом. Диагностика: эксплорация, первичная диагностика, в процессе работы, завершающая, отсроченная. Диагностические методики. Интервенция: предоставление информации, рекомендации, задания, выработка новых позиций. Этап подведения итогов взаимодействия с клиентом, оценка эффективности и выхода из контакта.
|
|
Построение консультационной сессии.
Ситуации завершения работы до получения результата. Правила передачи клиента другому специалисту.
Основные процедуры психологического консультирования. Типы первичных интервью, исследование целей. Постановка вопросов. Ободрение и успокаивание. Эмоциональная разгрузка. Базовые правила ведения беседы Техники активного слушания. Отражение содержания, фокусировка и обобщение. Паузы. Предоставление информации. Интерпретация. Конфронтация. Чувства консультанта и самораскрытие. Структурирование консультирования. Возможности других подходов в эффективной психологической консультации.
Содержание работы в отношениях консультирования. Завершение отношений консультирования, функция завершения, выбор времени завершения, проблемы, связанные с завершением, как отдельной сессии, так и консультирования в целом, сопротивление завершению.
3.1.4. Оценка результативности психологического консультирования
Различные подходы к пониманию результативности работы психолога. Методы оценки. Признаки положительного результата: субъективные, объективные. Основные причины недостаточной результативности консультирования. Типичные ошибки консультантов при оценке результативности.
3.2. Основные сферы деятельности психологов-консультантов
Консультирование по вопросам брака и семьи. Организация, функции, задачи, проблематика. Специфика работы с одним клиентом и со всей семьей в целом. Особенности супружеской и семейной терапии. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи (межличностной коммуникации, механизмов интеграции семьи, представлений членов семьи о себе и личности друг друга, структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи). Методы и приемы семейного консультирования.
Групповое консультирование: место групповой работы в общей системе консультирования, типы групп, теоретические подходы к групповой работе, стадии групповой работы, проблемы групповой работы, открытые и закрытые группы, качества эффективных групповых лидеров.
Дистантное (телефонное) консультирование. Консультативные обращения, возможные при дистантном консультировании. Психотехники телефонного консультирования Психология и язык телефонного диалога. Механизмы психологической защиты, копинг–поведение в телефонном консультировании Ошибки телефонного диалога. Консультативная переписка.
Психологическое консультирование при переживании горя. Критические периоды времени. Типичные и нетипичные симптомы горя. Принципы построения консультативной помощи при переживании горя.
Консультативная помощь при эмоциональных проблемах (депрессия, страх, тревога). Проблема разграничения между грубой патологией эмоций и их проявлением. Виды нарушений эмоций и чувств в психиатрии. Классификации страха и тревоги (по форме и оттенкам проявления, по степени выраженности, по виду, по этапам развития). Симптомы непсихотической депрессии. Цели консультанта при работе с депрессивными клиентами. Приемы консультативной работы при депрессии, страхе и тревоге.
Определения этики, морали, права. Этика и консультирование. Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы. Принятие решений в ситуации этического выбора. Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях. Профессиональные полномочия. Права клиентов и информация о клиентах.