Театр и педагогика. иие движения, чтобы возбудить внутренние1 Один из стратегических приемов: сперва вокруг какой-то сцены делать до­статочно долго этюды

иие движения, чтобы возбудить внутренние...1 Один из стратегических приемов: сперва вокруг какой-то сцены делать до­статочно долго этюды, а потом взять и быстро ее поставить. Что

мы и сделали.

...Через месяц, уже в начале марта 2002 года, состоялась премь­ера второго состава «Доходного места». Опять был значительный успех. Удача была, потому что удалось хорошо организоваться и спланировать работу таким образом, что в пять дней я провел три­надцать репетиций. А по педагогике запись такая: «Нужно не толь­ко ощущать актерскую индивидуальность, что очень важно, но важно также видеть их, актеров, мастерство. У каждого актера есть свое мастерство, с которым и нужно соотноситься: сотрудничать или бороться. Вот, например, характерный случай был с актером М. Я видел его плюсы: стать, голос, неплохой набор красок, кото­рый он мог предложить. Но видел и его минусы — понимание им роли, как смены статических красок или состояний, его рабскую зависимость от текста. Видел, что он «сыграть» понимает, как «ска­зать». И что он оперирует набором заготовок. По этим элементам его мастерства я и пытался бить. В таких случаях, конечно, очень важно уметь сбивать с мастерства, «запутывать». «Запутать» его так, чтобы он растерялся, оказался в голом, то есть в этюдном со­стоянии. Нужно иметь приемы, чтобы «снимать» мастерство, осво­бождать от тяжести, вязкости, замусоренное™ и т. д. На заключи­тельной беседе с актерами я просил их поклоняться не мастерству, а содержанию, не уставать углубляться в содержание ролей, не ка­нонизировать мастерство — ни большое мастерство, которое есть, скажем, у опытных артистов М. и И., ни начатки мастерства, как у Юры М. или у Ларисы С. Просил не бояться работать без мастер­ства, без театральных представлений о процессе, терминов, саморе­жиссуры и т. д. Просил не смотреть на себя со стороны».

Что касается общего методического итога работы в Самаре над «Доходным местом», он, конечно, состоит в сочетании этюдности с другими приемами и методами работы: этюдиость и разучивание текста, этюдность и мизансцена, этюдность па всех этапах работы, в том числе этюдные инъекции во время уже поставленного и иду­щего спектакля.

Новый опыт — «Chekhovs jokes» («Шутки Чехова»), спектакль в «Classic-theatre» в Вашингтоне с американскими актерами. Не стоит преувеличивать экзотизм этого предприятия. Мол, Америка...

1 Эфрос А. В. Профессия — режиссер. — М., 1993.

13 Закат № 1775


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: