Опросник«Реплики, фрустрирующие учителя»

(Т.А. Бусыгина, С.Г. Ихсанова)

Цель: выявление типа эмоциональной речевой реакции педагога в напряженном педагогическом взаимодействии.

Стимульным материалом являются 22 педагогические ситуации с репликами учеников, которые могут фрустрировать учителя.

Инструкция: «Уважаемый респондент, дайте, пожалуйста, ответ на предлагаемую ситуацию в классе».

Таблица 1

Реплики учеников Реплики учителя
1. «Никто в классе не понял ваше объяснение!»  
2. «На вашем уроке мне очень скучно!»  
3. «Очень жалею, что перешел к вам в класс»  
4. «Мне кажется, что вы ко мне придираетесь»-  
5. «Говорите погромче, а то не понятно»  
6. «Это несправедливо! Вы мне занизили отметку! Я работал, да еще лучше всех! Вы были невнимательны, не слушали, когда я отвечал»  
7. «От ваших дополнительных занятий нет никакого результата»  
8. Реплика от ученика поступает третий раз за урок: «А когда закончится урок, давайте раньше?»  
9. «Вечно с этими практикантами время зря проходит»-  
10. «А вы точно уверены в этих данных?»  
11. «Почему Вы не замужем (не женаты)?»  
12. «Вы ошиблись, в энциклопедии по-другому написано»  
13. «А у Вас грамматическая ошибка в названии темы»  
14. «Ученики стерли с доски контрольную работу, чем ее «сорвали». Когда учительница начала разбираться в ситуации, ученики сказали: «Мы ничего не стирали, мы задержались на физкультуре, это 8 «Б» сделал»  
15. «Ученики шумят, не слушают»  
16. «Я не сделал домашнее задание, Вы непонятно объяснили, как его сделать»  
17. «Почему Вы опаздываете на урок, а нам нельзя?»  
18. «У Вас колготки «поползли, ха-ха-ха»  
19. «Вы сначала своих детей родите, воспитайте, а потом умничать будете»  
20. «Вы нам этого не объясняли, а спрашиваете, так не честно»  
21. Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь»  
22. Ученик провинился. Учитель говорит: "Давай дневник!", а мальчик отвечает «Я забыл его дома»  

Обработка результатов осуществляется методом контент-анализа, который позволяет квалифицировать каждую реакцию как конструктивную, псевдоконструктивную или деструктивную.

Интерпретация содержания реакций, а также пример ответной реплики учителя во фрустрирующей ситуации, приведены ниже в Таблице 2.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: