(Т.А. Бусыгина, С.Г. Ихсанова)
Цель: выявление типа эмоциональной речевой реакции педагога в напряженном педагогическом взаимодействии.
Стимульным материалом являются 22 педагогические ситуации с репликами учеников, которые могут фрустрировать учителя.
Инструкция: «Уважаемый респондент, дайте, пожалуйста, ответ на предлагаемую ситуацию в классе».
Таблица 1
№ | Реплики учеников | Реплики учителя |
1. | «Никто в классе не понял ваше объяснение!» | |
2. | «На вашем уроке мне очень скучно!» | |
3. | «Очень жалею, что перешел к вам в класс» | |
4. | «Мне кажется, что вы ко мне придираетесь»- | |
5. | «Говорите погромче, а то не понятно» | |
6. | «Это несправедливо! Вы мне занизили отметку! Я работал, да еще лучше всех! Вы были невнимательны, не слушали, когда я отвечал» | |
7. | «От ваших дополнительных занятий нет никакого результата» | |
8. | Реплика от ученика поступает третий раз за урок: «А когда закончится урок, давайте раньше?» | |
9. | «Вечно с этими практикантами время зря проходит»- | |
10. | «А вы точно уверены в этих данных?» | |
11. | «Почему Вы не замужем (не женаты)?» | |
12. | «Вы ошиблись, в энциклопедии по-другому написано» | |
13. | «А у Вас грамматическая ошибка в названии темы» | |
14. | «Ученики стерли с доски контрольную работу, чем ее «сорвали». Когда учительница начала разбираться в ситуации, ученики сказали: «Мы ничего не стирали, мы задержались на физкультуре, это 8 «Б» сделал» | |
15. | «Ученики шумят, не слушают» | |
16. | «Я не сделал домашнее задание, Вы непонятно объяснили, как его сделать» | |
17. | «Почему Вы опаздываете на урок, а нам нельзя?» | |
18. | «У Вас колготки «поползли, ха-ха-ха» | |
19. | «Вы сначала своих детей родите, воспитайте, а потом умничать будете» | |
20. | «Вы нам этого не объясняли, а спрашиваете, так не честно» | |
21. | Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь» | |
22. | Ученик провинился. Учитель говорит: "Давай дневник!", а мальчик отвечает «Я забыл его дома» |
Обработка результатов осуществляется методом контент-анализа, который позволяет квалифицировать каждую реакцию как конструктивную, псевдоконструктивную или деструктивную.
|
|
Интерпретация содержания реакций, а также пример ответной реплики учителя во фрустрирующей ситуации, приведены ниже в Таблице 2.
Таблица 2