Тип реакции | Характеристика реакций | Пример |
Кострук-тивная | Объективная оценка слов, действий, поведения ученика. Проникновение в мотивы действий ученика. Аргументация своих действий. Причинно-следственный анализ. Готовность поддержать ученика. Педагогический пример, взаимные обязательства. Совместный поиск решения. Правила, нормы поведения | Учитель: «Если я правильно поняла, ты устал?» |
Псевдо-конструк-тивная | Формальная оценка ученика, его действий, оценки проблемы. Формальное указание или риторический вопрос. Переключение внимания на другое действие, тему, юмор. | Учитель: «Урок закончится со звонком, не мешай!» |
Деструк-тивная | Оскорбительная оценка личности ученика, ирония. Противопоставление себя ученику. Пессимизм, обобщение поведенческих проявлений, личных качеств ученика. Сомнение в способности ученика решить проблему. Рассуждение о собственных трудностях. Самоустранение от решения проблемы, нулевая реакция | Учитель: «Уже не в состоянии спокойно посидеть 40минут? Тебе в детсад тогда надо вернуться. Я тоже домой хочу, а надо учить таких тупиц, как ты» |
«Самооценка направленности контакта» (К. Томас)
Цель: определение стратегии выхода из конфликта.
Инструкция: « Из двух вариантов формулировок каждого вопроса выбрать предпочтительный; рекомендуется отвечать на каждый вопрос. При этом нужно выразить предпочтение баллами «3» и «4» (т.е. в смежном варианте – баллы «1» и «2»).
№ | Вариант А | Вариант Б |
Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. | Я обычно обращаю внимание на моменты согласия в моментах, а не на расхождение их в решении спорных вопросов. | |
Я стараюсь находить компромиссные решения вопросов. | Все интересы других людей и все мои одинаково значимы. | |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. | Иногда стоит пожертвовать своими интересами ради интересов других людей. | |
Стараясь найти компромиссное решение, я могу поступиться чувствами и того же ожидаю от других. | В решении проблем я предпочитаю не задевать чувств других людей. | |
Напряженные ситуации я предпочитаю не игнорировать, а разрешать их, находя поддержку других людей. | Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. | |
Я предпочитаю не иметь для себя неприятностей на работе. | Я предпочитаю добиваться своего, не обращая внимания на возможные неприятности. | |
Лучше отложить решение спорного вопроса ради позднейшего окончательного его решения. | В решении спорных вопросов я могу уступить ради других своих выгод и скорейшего выхода из спора. | |
Обычно я настойчив в своих стремлениях добиться своего. | Прежде чем добиться своего, лучше еще раз определиться в сути спорных вопросов. | |
В решении вопросов можно пренебречь какими-либо разногласиями, они не стоят волнений. | При наличии разногласий стоит и поволноваться, лишь бы добиться утверждения своего мнения. | |
Добиваясь своего, необходимо твердо отстаивать свои позиции. | В сложных ситуациях лучше поискать компромиссных решений. | |
В сложившихся отношениях с другими людьми, главное – определить суть затронутых интересов. | В сложных ситуациях главное – это успокоить других людей и сохранить нормальные отношения. | |
В решении проблем лучше избегать спорных позиций и я стараюсь следовать этому правилу. | Другие люди могут в чем-то и оставаться при своем мнении, но лишь продвигаясь ко мне на встречу. | |
Среднюю позицию в споре я считаю лучшей. | В споре я настаиваю, чтобы все делалось по-моему. | |
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении по этому поводу. | Я стремлюсь показать другим логику и преимущества моих взглядов. | |
Успокаивая другого человека, я стараюсь сохранить обычные с ним отношения. | Я предпочитаю сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. | |
Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь не задевать чувства других людей. | Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь убедить других людей в его преимуществах. | |
Несмотря на напряженность отношений, я настойчиво добиваюсь своего. | Я предпочитаю сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности отношений. | |
Если в этом состоит счастье другого, я позволю ему настоять на своем мнении. | Я предоставлю другому возможность сохранить свое мнение, если он готов поступить точно также. | |
В споре я немедленно стремлюсь определиться в его сути. | В решении спорных вопросов я склонен повременить до окончательного их решения. | |
Лучше всего немедленно преодолеть возникшие разногласия. | Лучше всего поискать какого-либо равновесия потерь и выгод обеих сторон в преодолении разногласий. | |
При ведении переговоров стоит быть тактичным к другому. | При ведении переговоров лучше всего – прямое обсуждение проблем. | |
В переговорах лучше стремиться к поиску средней позиции. | В переговорах лучше всего отстаивать собственную позицию. | |
Я склонен заботиться об удовлетворении желаний обеих сторон, несмотря на разногласия. | В решении проблем я готов предоставить другим улаживать возникшие разногласия. | |
Если другому кажется важным его мнение, я могу в чем-то ему уступить. | В споре я склонен убеждать других пойти на компромисс. | |
Необходимо убеждать других в своей правоте. | Необходимо быть внимательным к доводам других. | |
Средняя точка зрения, как правило, самая лучшая. | Лучше всего удовлетворить интересы всех сторон в общей их точке. | |
Самое лучшее – вовсе избежать споров. | Можно и поспорить вначале, но если другому это важно, согласиться затем с ним. | |
Я предпочитаю добиваться своего самостоятельно. | Я предпочитаю улаживать отношения с другими с их помощью. | |
В разногласиях следует всегда искать их разрешения в поиске «золотой» середины. | При наличии разногласий не всегда стоит из-за них волноваться. | |
Важно не столько добиться успехов в переговорах, сколько при этом не задеть чувств других людей. | Следует совместно добиваться успехов в переговорах и для этого вырабатывать подходящее мнение, а не заботиться о переживаниях. |
Обработка результатов. Анализ результатов производится по ключу каждого из направлений (№1 – №5):
1. Соперничество: 3а, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14б, 16б, 17А, 22б, 25а, 28а.
2. Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
3. Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б, 7б.
4. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
5. Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.
Интерпретация результатов в соответствии с интегральной моделью структуры личности в системе конструктивной типологии связана со смыслом основных параметров: активности, реактивности и направленности, по следующей схеме: