Психологический аспект проблемы «норма - аномалия»

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психолога­ми периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объяс­няет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воз­действия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работал Л.С.Вы­готский. Психическое развитие он понимал как процесс качествен­ных преобразований (кризисов), периодической ломки старых, от­живших структур и формирования новых. Он разработал периоди­зацию психического развития в детском возрасте, в которой в каче­стве основного выступает понятие критический возраст. Выготский выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития ребенка, полагая, что кризисы - это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кри­зис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации Л.С.Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л.С.Выготского, личность ребенка изменя­ется как целое, и законы изменения этого целого определяют из­менение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

В работах отечественных психологов - А.В. Запорожца, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, -принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспе­риментальное обоснование параметров нормального психическо­го и личностного развития ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талант­ливый отечественный ученый-психолог Д.Б.Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодиза­ции психического развития ребенка, положив в ее основу законо­мерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность.

Исследуя механизмы психического развития, Д.Б.Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек — предмет и система че­ловек - человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок - общественный предмет и система ребенок - общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с пред­метами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности. Формирование личности ребенка осуществляется через деятель­ность внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый».

Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б.Эльконина, перио­дично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются пе­риоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в кото­рые происходит преимущественное освоение общественно выра­ботанных способов действий с предметами и на этой основе фор­мирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освое­ния в каждый период своеобразно.

В психическом развитии детей Д.Б.Эльконин выделяет два резких перехода - переход от раннего детства к дошкольному воз­расту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход от младшего школьного возраста к подростковому, который принято

47 называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связан­ных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетель­ствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуаль­но-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С.Выгот­ским, Д.Б.Элькониным, А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович и др.

Существуют и другие научные позиции, в русле которых решается и проблема нормы - аномалии. Они широко представлены в зару­бежных концепциях личности. Значительный интерес, на наш взгляд, представляет концепция американского психотерапевта Э.Эриксона, который как бы «изнутри» анализирует жизнь человека и показывает источники его развития по линии норма - аномалия. Взгляды О.Эриксона представлены в книгах «Детство и общество», «Идентичность: юность и кризис».

Ребенок развивается как живое, органическое единство, как целостное явление. Именно поэтому отклонения в его развитии Э.Эриксон рассматривает в контексте целостного развития его личности.

Базовым качеством нормального человека является идентичность, или, иначе говоря, целостность. Это обобщенное понятие, которое включает в себя понятие психического здоровья человека, чувство устойчивости и непрерывности Я, причастности к социальной группе, принятости ею, тождественности. Иденти­фикация, по Эриксону, определяет целостность личности, систему ее ценностей, идеалы, жизненные планы, способности и потребно­сти. Это особый стиль и способ переживания, ощущения себя, восприятия себя с точки зрения других людей и исторического времени.

Формирование идентичности, целостности личности продол­жается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд ста­дий. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребен­ку люди, но и широкое социальное окружение, общество, кон­кретные социальные условия, т.е. время и место осуществления психической жизни ребенка. Эриксон выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. На каждой стадии возни­кает возможность формирования противоположных качеств, ко­торые человек осознает в себе и с которыми начинает себя иден­тифицировать. В ходе развития у человека последовательно формируются качества, каждое из которых в определенный момент становится определяющим его психическую жизнь и поведение. При этом развитие предполагает наличие реальных и потенци­альных свойств, которые избирательно влияют на другие свойства личности и регулируют воздействия социальной среды, отбирая соответствующие возможности ребенка и взрослого. При этом потребность в принятии группой, социальным окружением являет­ся важнейшим источником активности человека и проявляется как механизм включения ребенка в систему общественных отношений.

Переход от одной формы идентичности к другой сопровожда­ется кризисами. В этот момент усиливается уязвимость, но одно­временно возрастают потенциал человека, энергия для дальней­шего развития. Общество же предлагает человеку новые задачи и возможности для реализации этого потенциала. На каждом этапе развития человек оказывается перед выбором полярных отноше­ний к миру и к себе.

Первая стадия - до 1 года. Развитие в это время в основном детерминируется близкими людьми, родителями, которые форми­руют у ребенка чувство базового доверия, т.е. открытости к миру, или недоверия, настороженности, закрытости к окружающему. Возникает чувство собственной идентичности. «Количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» определя­ется качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе за­боту о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который сущест­вует в ее культуре», - подчеркивал Э.Эриксон.

Этнографические исследования Э.Эриксона говорят о том, что в разных культурах существуют разные «схемы доверия» и тради­ции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет неж­ность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах принято туго пеленать ребенка, давать ему возможность покри­чать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Такой способ ухода, по мнению Эриксона, характерен для русской культуры. Этим, по его мнению, объясняется особая выразительность глаз русских людей, поскольку туго запеленутый ребенок имеет основ­ной способ связи с миром - через глаза (Л.Ф.Обухова).

Вторая стадия - от 1 года до 3 лет — состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости или, напротив, зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Чувство стыда и сомнения появляется в результате жесткого контроля. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового отношения к миру. Эти ограниче­ния создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотруд­ничать с другими людьми и настаивать на своем (видимо, упрям-I то), между свободой самовыражения и ее ограничением. В кон­це стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие не будут жестко подавлять и чрезмерно управлять стремлением ребенка к автономии. Чувство доброжелательности и гор­дости происходит из чувства самоконтроля при положительной самооценке Внешний, чужеродный контроль, утрата чувства са­моконтроля приводят к появлению устойчивой склонности к со­мнению и стыду, чувства зависимости от взрослых.

Третья стадия - с 3 до 6 лет. Ребенок жадно и активно позна­ет окружающий мир. В игре он совместно со сверстниками осваи­вает систему отношений между людьми. У ребенка возникает же­лание выйти из роли маленького и включиться в реальную совме­стную со взрослыми деятельность. Но взрослые всемогуществен­ны, они диктуют ему строгие правила поведения, могут стыдить и наказывать. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, осваивает практически социаль­ные, этические нормы и правила. У него развивается чувство инициа­тивы, активной предприимчивости. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. Но это связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социа­лизации ребенка, насколько строгие правила ему предъявляются. Агрессивное поведение ребенка ведет к ограничению взрослыми его инициативы и появлению чувства вины и тревожности.

Четвертая стадия - от 6 до 14 лет. В это время развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Ребенок идет в школу, начинается систематическое приобщение его к знаниям. Школа, учитель, одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько ребенок успеш­но учится, как складываются у него отношения с учителем и од­ноклассниками, зависит благополучие или неблагополучие его

55 становления. Трудолюбию противостоит чувство неадекватности и неполноценности. По мнению Эриксона, ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости и видит себя обречен­ным на посредственность или неадекватность. Если в благоприят­ных случаях значимость отца и матери отходит на второй план, то при появлении чувства своего несоответствия требованиям шко­лы семья вновь становится убежищем для ребенка.

Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности. Поэтому снисходительное одобре­ние или незаслуженная похвала не должны его удовлетворять. Идентичность его полноценна в том случае, когда он понимает, что его достижения соответствуют тем требованиям, которые значимы в данной сфере жизни.

Пятую стадию - с 14 до 20 лет - характеризует самый глубо­кий жизненный кризис. Формируется первая цельная форма иден­тичности. К этому кризису приводят три линии развития: физиче­ский рост и половое созревание, озабоченность тем, «как я вы­гляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходи­мость найти свое профессиональное призвание, отвечающее ин­дивидуальным способностям и требованиям общества. В этом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Все прежние, старые задачи он должен теперь решить сознательно, будучи убежденным, что его выбор значим для него и для общества. Именно в таком случае социальное до­верие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

На юношеский возраст приходится основной кризис иден­тичности, за которым следует либо обретение «взрослой иден­тичности», либо задержка в развитии. Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духов­ной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к за­держке в личностном развитии и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. «Синдром патологий идентич­ности», по Э.Эриксону, включает: возврат к инфантильному уровню и желание как можно дольше оставаться ребенком; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным обще­нием и неспособность эмоционально воздействовать на лиц дру­гого пола; враждебность и презрение ко всем признанным обще­ственным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс») и др. (Л.Ф.Обухова).

Становление личностной идентичности позволяет молодому человеку перейти на очередную стадию развития. Последующие стадии развития относятся к периоду взрослости и имеют свои

задачи, связанные с формированием самостоятельности, автономности личности, творчества. Таким образом, при неблагоприятных условиях развитие ребенка может идти по линии формирования чувства зависимости, вины, тревоги, неполноценности, агрессии, противоречивости, внутренней конфликтности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: