Учебно-методический материал по разделу
«Здоровый ребенок»
ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»
Преподаватель Каргапольцева Н.Ю.
Анатомо-физиологические особенности новорожденного и грудного ребенка
Анатомо-физиологические особенности (АФО) нервной системы
Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована. У новорожденного ребенка нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.
Морфологические особенности
• Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрослого 1/40 массы тела).
• Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно.
• Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Развитие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.
• Ткань мозга богата водой и в ней мало белковых веществ.
• Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжен.
• У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).
• Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.
• Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3-4 поясничного позвонка), в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.
Функциональные особенности
• Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).
• У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.
К основным примитивным рефлексам можно отнести:
Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша пальцем - его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2-4 месяце жизни.
Рефлекс охватывания = рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Сохраняется рефлекс Моро до 4 месяцев.
Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подошвам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.
• На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.
Как же происходит формирование первой и второй сигнальных систем? При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.
В начале второго месяца жизни у ребенка образуйся целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинают выполнять свою основную функцию - установление связи организма с окружающей средой.
Характерно, что образование условных рефлексов, т. е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые ютом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.
Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.
ОРГАН ВКУСА у новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.
ОРГАН ОБОНЯНИЯ развит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7—8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.
ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.
ОРГАН ЗРЕНИЯ развивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста.
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. Достаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно — плачут.
Вторая сигнальная система - РЕЧЬ начинает формироваться с 2-3 месяцев, когда ребенок начинает гулить. Эти речевые звуки - зачатки будущей речи. Речь, как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, то есть с шести месяцев. Ребенок произносит отдельные слоги, слова. В год ребенок говорит 8-10 слов. Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. К концу 2-го года малыш говорит 200-300 слов, строит простые предложения, к концу 3-го года - использует 1200-1300 слов, является «интересным собеседником».
Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.
В зависимости от рефлекторной деятельности нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни можно разделить на 4 этапа:
1-й этап (0 - 1 мес.)
Ребенок в основном спит. К концу первого месяца у него вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлении. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро «теряет» его.