Французский символизм, творчество Пюви де Шаванна, группы «Наби»

Билет 33

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаяния. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Глубокие философские раздумья, которыми полны творения мастеров символизма, наделяют каждую из представленных в зале картин развернутым подтекстом, отражающим ее художественную программу. Таковы произведения: «Бедный рыбак» (1879) и «Сострадание» (1887) Пьера Пюви де Шаванна – французского мастера, работавшего в 1850–1890-е годы. Изысканная пепельно-серая гамма его картин позволяет зрителю сосредоточиться на главной идее произведения. Одилона Редона – младшего современника Пюви де Шаванна – привлекает тема взаимоотношений человека и природы; в смене времен года или времени суток он видит олицетворение рождения, расцвета и ухода человека. В композициях Пюви де Шаванн пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление.

Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, Пюви де Шаванн ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты.

Пюви де Шаванн был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие живописи в стиле арт-нуво.

Художник-символист Эжен Каррьер посвятил свое творчество изображению сцен материнской любви, прозаических домашних мотивов, неизменно возвышая их над обыденностью. Избранная художником серовато-коричневатая гамма, образующая своеобразную дымку, как будто окружает силуэты людей на его полотнах особым мистическим ореолом. Герои картин Каррьера чаще всего его родные – жена и дочери. Ритмичные контуры дымки в работах художника вплотную приближаются к декоративной культуре европейского модерна. Этот стиль стал первым крупным эстетическим явлением в мире после десятилетий господства эклектики. Вьющиеся линии, пластичность, приглушенная цветовая гамма – его основные признаки. Во всем многообразии своих проявлений модерн на рубеже столетий распространил свое влияние на архитектуру и прикладное искусство, плакатную и книжную графику.

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: