Формирование системы акселерации качественного роста малых и средних предприятий

Сегодня в России для поддержки малого и среднего бизнеса применяются различные формы и инструменты поддержки, предоставляется ряд налоговых, имущественных, административных и иных видов льгот, сформирована необходимая инфраструктура поддержки.

Однако данные механизмы нацелены, главным образом, на поддержку существующих или появление новых субъектов предпринимательской деятельности и не содержат стимулов к качественному росту предприятий, их развитию от микро к малому предприятию и далее к предприятию среднего бизнеса. Более того, зачастую, увеличение масштабов деятельности, повышение объемов производства или наем большего числа сотрудников является невыгодным для предпринимателя, поскольку значительно повышает фискальную и административную нагрузку, ограничивает возможность получения необходимых для развития ресурсов.

Сегодня незначительное превышение пороговых значений применения специальных налоговых режимов предполагает переход предпринимателей на общую систему налогообложения, что сопряжено со значительными административными издержками, а также существенным ростом налоговой нагрузки. Данное обстоятельство на фоне отсутствия гарантий успешности дальнейшего развития приводит к нежеланию рисковать и искусственному сдерживанию развития масштабов деятельности. Данное обстоятельство подтверждается низким значением удельных показателей деятельности малых и средних предприятий.

В целях стимулирования предприятий к качественному росту и достижению целевых показателей развития предлагается сформировать на базе действующей инфраструктуры механизм «акселерации» малых и средних предприятий.

Система акселерации бизнеса должна стимулировать население к реализации своих предпринимательских инициатив, малых предпринимателей – к росту, увеличению количества рабочих мест, повышению объема производства, дальнейшему развитию и укрупнению, переходу в разряд среднего предпринимательства.

Стимулирующая модель должна сочетать в себе новые подходы к реализации фискальной политики, финансирования малых и средних предприятий, обеспечения доступа малых и средних предприятий к инфраструктуре и инженерным сетям. Необходимо рассматривать процесс развития предпринимательства как единое целевое пространство, в которое включены три этапа развития бизнеса: новый бизнес (микро бизнес) – малый бизнес – средний бизнес. При этом на каждом этапе должен применяться комплекс мер, стимулирующих предприятия к достижению определенных количественных целевых показателей и переходу на следующие этапы развития.

Первый этап: новый бизнес (микро бизнес)

После создания нового бизнеса каждое предприятие становится микро предприятием (маленькое количество работников и отсутствие оборота на старте).

Для максимально простого «входа» в правовое поле и, соответственно, регистрации и получения необходимых разрешений и лицензий необходимо максимально сократить временные и финансовые издержки будущих предпринимателей, связанные с прохождением необходимых процедур, что реализуется в рамках дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы и лучших практик Национального рейтинга.

Как показывает практика успешных регионов и муниципалитетов, для предпринимателей, чья деятельность удовлетворяет структуре социально-экономических потребностей соответствующей территории, могут быть предоставлены следующе услуги органов власти и институтов развития, необходимые для успешного начала бизнеса, например:

- бесплатные курсы предпринимательской грамотности;

- оказание консультационной помощи в вопросах налогообложения и бухгалтерской (финансовой) отчетности,

- бесплатное получение доменного имени и стандартизированной страницы в сети Интернет (возможно, на портале муниципального образования);

- льготное и простое подключение к электро-, газо- и теплосетям;

- бесплатная электронная цифровая подпись и т.д.;

- льготные режимы налогообложения (см. соответствующий раздел).

Второй этап: малое предприятие

Для предприятий, которые за первые два-три года развились из микропредприятий до уровня малых предприятий, предлагается предусмотреть возможность пролонгации применения специальных налоговых режимов на 3 последующих года деятельности предприятия или установления льготных налоговых ставок для предприятий, находящихся на общей системе налогообложения.

Для скорейшего перехода от одного этапа развития к другому, а также в случае, если организация по истечении срока находится на грани между малым и средним бизнесом, но обоснованно готова показать результаты, необходимые для перехода на следующий уровень, должны быть предусмотрены механизмы финансовой поддержки, такие как предоставление кредитов по льготным ставкам, льготные условия финансовой аренды (лизинга), а также преференции по арендным платежам и подключению (увеличению мощности) к инженерным сетям.

Указанные преференции могут предоставляться государственными институтами развития, предприятиями с государственным и муниципальным участием, а также по специальным программам, выделенным из объема существующего государственного финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для вовлечения в механизм акселерации максимально широкого круга предприятий, необходимо предусмотреть возможность распространения данного механизма на уже созданные предприятия, ранее работавшие в категории микропредприятий.

Третий этап: среднее предприятие

Для предприятий, которые развились из малых предприятий до уровня среднего предприятия, предлагается предусмотреть возможность установления на два последующих года льгот при применении общего режима налогообложения, а также пониженных ставок обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды. Например, предусмотреть инвестиционный налоговый зачет, который позволит вычитать из суммы всех видов налогов, выплачиваемых субъектом среднего бизнеса по результатам года, от 25% до 50% затрат на приобретение нового оборудования и технологий.

Разработка стимулирующей модели развития позволит предприятиям снизить риски «переходного периода» и будет способствовать реализации потенциала развития и формированию у организаций ресурсов, необходимых для развития, обновления производственной базы и найма новых сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: