Построение диалога между властью и бизнесом

Минэкономразвития России совместно с Агентством стратегических инициатив и предпринимательским сообществом сформулирована и реализуется Национальная предпринимательская инициатива (далее – НПИ). Данная инициатива состоит из «дорожных карт» – планов первоочередных мероприятий, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности по наиболее важным и проблемным сферам государственного регулирования.

Реализация дорожных карт НПИ направлена на упрощение, ускорение и удешевление условий ведения бизнеса в таких сферах как, таможенное и налоговое администрирование, поддержка экспорта, строительство, подключение к энергосетям, развитие конкуренции, оценочная деятельность, регистрация предприятий и права собственности, повышение качества регуляторной среды, расширение доступа субъектов среднего и малого предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 1613-р в адрес Агентства стратегических инициатив на регулярной основе направляется информация о ходе реализации дорожных карт с приложением разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов, которая анализируется и обсуждается с участием представителей общественных объединений предпринимателей, экспертов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе с использованием сети «Интернет».

По итогам проведенного анализа Агентство стратегических инициатив готовит отчет, включающий оценку предпринимателями степени выполнения мероприятий дорожных карт, который направляется в Минэкономразвития России для его дальнейшего представления в Правительство Российской Федерации.

Следующим важным этапом по активному вовлечению бизнес-сообщества в процессы оценки деятельности органов власти и формирования государственной политики является проект по формированию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее – Национальный рейтинг), реализуемый Агентством стратегических инициатив совместно с общероссийскими объединениями предпринимателей в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года.

Целью составления Национального рейтинга является оценка результата работы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по улучшению предпринимательского климата, выявление лучших региональных практик, создание стимулов для органов власти и построение качественного диалога между властью и бизнесом.

В 2014 году была проведена пилотная апробация Национального рейтинга, в котором приняли участие около 13 тысяч предпринимателей из 21 субъекта Российской Федерации.

В настоящее время Агентством стратегических инициатив совместно с деловыми объединениями запущено полномасштабное развертывание Национального рейтинга, в рамках которого планируется опросить более 60 тыс. представителей предпринимательского сообщества во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности необходимо активное вовлечение федеральных министерств и ведомств, чьи территориальные управления ответственны за предоставление услуг в субъектах Российской Федерации, оцениваемых показателями Национального рейтинга.

Национальный рейтинг показывает необходимость корректировки, как собственно действий региональных органов власти, так и нормативных актов федерального уровня. Так, например, по инициативе предпринимателей в регионах, в рамках Национального рейтинга появились показатели, направленные на оценку доступности подключения к газовым сетям. Но уже первичный анализ проблем, выявленный в ходе опросов, показывает необходимость разработки федеральных нормативных актов для решения проблем в данной сфере.

Полагаем, что и дальше необходимо развивать НПИ и определять сферы как на федеральном, так и на региональном уровне, по которым необходима разработка новых либо совершенствование уже реализуемых дорожных карт.

Также следует констатировать, что в настоящее время существует проблема недостаточной коммуникации между самими предприниматели, в результате чего не реализуются потенциальные взаимовыгодные возможности по обмену ресурсами, связями, практическим опытом и знаниями.

Данная проблема должна решаться в рамках деятельности предпринимательских объединений. Однако в настоящее время деятельность профильных предпринимательских объединений самими предпринимателями оценивается неоднозначно. Пилотная апробация Национального рейтинга показала, что работой региональных организаций удовлетворены предприниматели Ульяновской, Тульской, Ростовской областей и Краснодарского края, тогда как в 10 из 21 пилотного региона предприниматели работой таких организаций остались недовольны (наихудшие оценки были получены в Республике Саха (Якутия), г. Санкт-Петербурге и г. Москве).

Естественную ограниченность теоретических знаний может восполнить обмен практическим опытом между предпринимателями в формате peer-to-peer (равный-к-равному), активно развиваемом в рамках предпринимательских объединений в развитых странах (Entrepreneurs' Organization, Vistage, Young Entrepreneur Council и т.д.). Хотя большинство предпринимателей не готово делиться своими знаниями и навыками в качестве преподавателей и заниматься построением теоретических конструкций, но все же многие из них готовы давать на основе накопленного опыта реально работающие и проверенные на практике советы, направленные на решение конкретных деловых проблем, выступая в качестве менторов и участников регулярных групповых встреч по обмену опытом.

Одним из успешных примеров коллективной работы предпринимателей по улучшению условий ведения бизнеса является институт оценки регулирующего воздействия, внедрение которого сейчас осуществляется на региональном и муниципальном уровнях. Так, в рамках Национального рейтинга были выявлены успешные практики региональных властей по стимулированию бизнес сообщества к обсуждению законодательного регулирования предпринимательской деятельности (Ульяновская область), а также по улучшению работы инфраструктуры и повышению эффективности программ поддержки (Челябинская область).

Кроме того, важное значение приобретает поддержка развития и создания новых предпринимательских сообществ и иных форм самоорганизации малых и средних предприятий (предпринимательские, инвестиционные, менторские ассоциации, клубы и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: