Функции и цели общения

Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и ре­гулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму зараже­ния) эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологиче­ское воздействие одного партнера общения — индуктора — на другого — реципи­ента, которое должно вызывать у последнего изменение либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоцио­нального состояния, либо свойств его личности (при воспитательных воздей­ствиях).

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональны­ми целями общения могут быть:

• оказание помощи другому человеку;

• получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. парт­нера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмо­циональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению (см. раздел 1.8).

Как показано О. А. Тырновой (1996а, б), ведущими мотивами общения явля­ются: у девушек — желание поделиться различными мыслями и переживания­ми, а также любопытство; у юношей — общность интересов и дел.

Функции общения. В соответствии с содержанием общения выделяют следу­ющие функции общения:




информационную (передача-прием информации, знаний и умений);

экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состоя­ние);

регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью из­менения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с по­мощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санк­ций);

социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в ин­тересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброже­лательность).



Именно в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномену, характер­ные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относитвся к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхрони­зация действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаим­ная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связаны такие явле­ния, как подражание, внушение, убеждение. Ломов Б. Ф., 1984, с. 268-269.


Б. Ф. Ломов выделяет и другие функции общения: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межлично­стных отношений. Мне, однако, представляется, что это не функции, а цели обще­ния. М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организа­ция совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: