Функции социально ориентированного государства 1 страница

ФУНКЦИИ КЛАССОВОГО ГОСУДАРСТВА

ПЛАН

Словарь основных понятий

План

Словарь основных понятий

План

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

План

Словарь основных понятий

ПЛАН

Словарь основных понятий

ПЛАН

1. Юриспруденция и ее система.

2. Понятие и предмет общей теории права.

3. Место общей теории права в современной юриспруденции.

4. Функции и роль общей теории права.

Юриспруденция в широком смысле слова – это система знаний о государстве и праве. В узком смысле – система юридических наук. Появление государства и права, задачи по их обслуживанию и развитию вызвали к жизни возникновение правоведения, как особой отрасли общественных знаний.

Юриспруденция как самостоятельная наука о государстве и праве возникла в Древнем Риме. Ее истоки мы находим в ранних мифологических и религиозных воззрениях, где право вначале рассматривалось как божественное, сакральное явление, сфера деятельности особой касты – жрецов. Смысл права ярко проявляется в образе богини справедливости Ма-ат – у древних египтян, Фемиды – у древних греков с Весами Правосудия, закона мироздания – дао – в Древнем Китае, дике – в Древней Греции.

Возникновение светской юриспруденции относят к IV – началу III в. до н.э. и связывают с именем Гнея Флавия, вольноотпущенника и писца римского патриция Аппия Клавдия Цека. Флавий похитил и опубликовал составленный Цеком сборник процессуально-правовых формул. Совокупность этих формул стала называться цивильным правом Флавия, а знатоки права – юристами. «И если пифагорейцы с позиций математики утверждали, что сущность права есть число, юристы с тем же основанием могут сказать, что сущность мира – это право»[1]. Духовной основой юриспруденции послужили достижения древнегреческих философов: Гераклита, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.

Правоведение – это система, комплекс достоверного, объективного знания о государстве и праве, где каждая дисциплина – это взаимосвязанный «кирпичик» в общем его здании.

Все юридические науки делятся на четыре группы: историко-теоретические, отраслевые, специальные юридические, науки, изучающие международное право.

Историко-теоретические: общая теория права, история государства и права зарубежных стран, история государства и права Беларуси, социология права, философия права, история политических и правовых учений и др.

Отраслевые дисциплины: конституционное, административное, гражданское, уголовное право, уголовный процесс, гражданский процесс и т.д.

Специальные юридические науки: криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, юридическая психология и др.

Науки, изучающие международное право: международное публичное право, международное гуманитарное право, международное частное право, право прав человека.

Общая теория права – это юридическая дисциплина, изучающая общество в его государственно-правовом разрезе. Она занимает центральное место в правоведении, являясь его основой и фундаментом. Ее часто называют «математикой, таблицей умножения права, азбукой правоведения», так как с нее начинается освоение юриспруденции.

Общая теория права включает в себя государствоведение и правоведение в их диалектической взаимосвязи.

Понятие «предмет» указывает на ту сферу общественных отношений, которые изучает данная наука. Он отвечает на вопрос: «Что изучается?».

Проблема предмета общей теории права дискуссионна. В настоящее время происходит как «сужение» так, и «расширение» предмета общей теории права. «Сужение» связано с появлением новых юридических дисциплин: юридической антропологии, юридической герменевтики, компаративистики, философии и энциклопедии права и т.д. «Расширение» обусловлено возникновением сложных проблем мировоззренческо-юридического плана: эвтаназии, клонирования, пересадки органов, суррогатного материнства, однополых браков и т.д., требующих юридического обоснования и решения.

Предметом общей теории права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных социальных институтов в их диалектической взаимосвязи. Общая теория права изучает государственно-правовые явления в их закономерных связях, вскрывает сущность, содержание, форму, внутреннюю организацию, условия функционирования государства и права в юридическом аспекте.


Предмет теории государства и права включает:

1) сущность и социальное назначение государственных и правовых явлений;

2) закономерности и случайности возникновения, функционирования и развития государства и права;

3) систему понятий и категорий, используемых в юриспруденции (право, государство, их сущность, функции, формы, нормы права, правоотношения, реализация права, правопорядок и т.д.);

4) правовые принципы, аксиомы, презумпции, фикции, выработанные и используемые юридической теорией и практикой;

5) теоретические модели правотворческой, правоприменительной и интерпретационной практики;

6) прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права и государства.

Общая теория права изучает закономерности:

1) возрастания роли государства и права в жизни общества;

2) повышения значения субъективного фактора в деятельности государства;

3) увеличения объема общесоциальных дел;

4) возрастания роли международного права, его норм и принципов;

5) унификации законодательств;

6) повышения значения естественного права в качестве ориентира, критерия права позитивного;

7) правового регулирования построения и функционирования гражданского общества;

8) возрастания опасности и определение путей борьбы с мировыми катастрофогенными факторами: ядерным, энергетическим, экологическим, террористическим и др.

В правоведении общая теория права занимает особое место. Это наука теоретическая, концептуальная, юридико-политическая, гуманитарная, играющая мировоззренческую и методологическую роль для всех отраслевых, межотраслевых, исторических и специальных юридических дисциплин. Ее методология, принципы, понятия и категории имеют особое, «сквозное» значение для всего правоведения. При этом можно говорить о единстве предмета и метода общей теории права, где формулой юридического мира является само понятие права. Будучи составной частью юриспруденции, эта наука развивается вместе с нею. Общая теория права исследует происхождение, содержание, сущность, структуру, механизм действия права, общие вопросы правоведения. На общую теорию права, ее выводы опираются отраслевые, межотраслевые и специальные юридические дисциплины. В свою очередь общая теория права базируется на конкретике, казусах отраслевых и специальных дисциплин, обобщая, синтезируя и систематизируя их положения. Она создает теорию, концепции, используемые другими юридическими науками.

Функции общей теории права связаны с основными направлениями ее воздействия. Основные функции: методологическая, мировоззренческая, идеологическая, аналитическая, прогностическая, воспитательная, прикладная.

Общая теория права закладывает основы правовой культуры, вводит в курс правоведения, знакомит с юридической терминологией и главными ее проблемами, развивает юридическое мышление, формирует научную базу юридического мировоззрения. Она вооружает студентов знанием таких основополагающих категорий, как право, государство, норма права, система права и система законодательства, правоспособность, дееспособность, правосубъектность, правонарушение, преступление, юридическая ответственность, законность, правопорядок и т.д. Основными разделами курса являются:

1) пути возникновения государства и права, их содержание и сущность;

2) проблема познания права и его источников (форм);

3) проблема структуры, строения системы права и системы законодательства;

4) функционирование, действие права, его реализация и механизм правового регулирования;

5) проблема правотворчества, юридической техники, систематизации и толкования норм права;

6) проблема юридической ответственности, законности, правопорядка, правовой культуры, правового государства.

Отвечая на вопрос о решении задач и достижении целей общей теории права, можно обратиться к теоретику права начала ХХ в., известному русскому ученому И. Михайловскому, который писал, что общая теория права ставит перед исследованием две академические задачи: «Первая из них заключается в том, чтобы построить «логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством». А вторая задача состоит в том, чтобы «изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки».[2]


Юриспруденция в широком смысле слова – это система знаний о государстве и праве. В узком смысле – система юридических наук.

Все юридические науки делятся на четыре группы: историко-теоретические, отраслевые, специальные юридические, науки, изучающие международное право.

Общая теория права – это юридическая дисциплина, изучающая общество в его государственно-правовом разрезе.

Это наука теоретическая, концептуальная, юридико-политическая, гуманитарная, играющая мировоззренческую и методологическую роль для всех отраслевых, межотраслевых, исторических и специальных юридических дисциплин.

Предметом общей теории права являются общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных социальных институтов в их диалектической взаимосвязи.

Т Е М А 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ПРАВА

1. Значение методологии в познании права и государства.

2. Связь предмета и метода науки.

3. Основные методы, применяемые в изучении права и государства.

Значение методологии в познании права и государства трудно переоценить. Поистине условием, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. В общем плане любая наука – это и есть способ или метод добывания и истолкования фактов. Лейбниц, по-видимому, имел в виду общее положение, а не только область точного знания, когда говорил, что сущность математики не в ее предмете, а в ее методе. Действительно, даже имея один и тот же предмет науки, но используя различные методы его исследования, ученый получит неодинаковые результаты.

Древние греки, введя в научный оборот понятие метода – «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т.е. явлений природы, человеческого общества, Вселенной. Они видели в методе подход к изучаемым объектам, планомерный путь научного познания и установления истины. На рубеже Нового времени Френсис Бэкон сравнивал метод с фонарем, утверждая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит без дороги. В современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т.е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта.

Теорию права нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Применяя методы познания, общая теория права приближается к осуществлению своей конечной цели – служить государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.

Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средств позволяют теории права решать свою важнейшую внутреннюю задачу – сводить в единую систему все знания о своем предмете. Знание методологии общей теории права проявляется вполне рельефно еще и в том, что ее закономерности используют специальные отраслевые юридические науки, изучающие нормы и условия правового регулирования в определенной области государственной деятельности. Обогащение методологического багажа теории, в свою очередь, идет и за счет специальных и частных методик отраслевых дисциплин. Нечто подобное происходит и во взаимоотношениях теории с другими общественными науками. Здесь уже общая теория права использует в качестве своего наиболее широкого методологического основания мировоззренческие закономерности философии, чтобы, отправляясь от них, дать ответы, например, на вопросы о происхождении, сущности и общественном назначении права в целом, или разрабатывает общие понятия: «закон», «законодательство», «правовая норма», «правовое регулирование» и др. В свою очередь, теория делится результатами собственных исследований, научными данными, своими методическими находками, помогающими фундаментальным мировоззренческим общественным наукам с единых теоретико-методологических позиций осмысливать свой предмет изучения.

Предмет общей теории права находится в теснейшей связи и взаимозависимости с методом ее изучения. Если теория раскрывает природу, сущность и закономерности государственно-правовых явлений и процессов, то метод ориентирует и нацеливает на определенные познавательные подходы и действия для анализа и понимания этой природы, сущности, закономерностей. В основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным, наука – бессодержательной. В свою очередь, теория, лишь вооруженная адекватным методом познания, может выполнить стоящую перед ней задачу, создать подлинно научную картину предмета познания. Не существует непреодолимой китайской стены между предметом и методом. Более того, предмет может переходить в метод, средства решения научной задачи могут перевоплощаться в ее результаты и, наоборот, система объективного знания может превращаться в методологию отраслевой научной дисциплины, а достигнутые передовые методологические рубежи – становиться исходным пунктом и базой строительства новой теоретико-познавательной конструкции. Подобно тому, как в системе сообщающихся сосудов переливается жидкость, существует «перелив» онтологии как науки о сущем в гносеологию – теорию познания, изучающую источники, средства и условия истинности научного познания.

Любое открытое явление, закон науки («онтос» – «сущее») перерастает в принцип исследования, в способ мыслительных операций, в знание того («гносис» – «знание»), как добиться желаемого результата. Закон сохранения энергии или принцип верховенства закона являются одновременно составными частями предмета соответствующих областей знания и фундаментальными методологическими основаниями.

Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен быть истинным. Изменение содержания теории требует совершенствования методов. Френсис Бэкон утверждал, что искусство открытия росло с самим открытием. Вместе с тем, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, теория и метод не тождественны друг другу, не могут и не должны заменять и подменять друг друга.

Научная методология общей теории права есть применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

Учение о методах научного познания называется методологией. Общей теории права свойственно наличие не одного какого-либо приема или способа исследования права и государства, а их системы, совокупности. Многие из них достаточно широко используются в других отраслях науки.

Каждая отрасль науки предполагает определение не только предмета своего исследования, но и приемов и способов исследования, то есть методов исследования. Под методом научного исследования понимаются те приемы и способы, которые используются в науке для познания ее предмета и получения научного результата. Если предмет науки определяет, что исследуется, то метод науки показывает, как исследуется, с помощью каких научных приемов и средств.

Методы общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений. Только постоянный поиск новых приемов и способов исследования в области юриспруденции обеспечивает развитие науки общей теории права. Только благодаря этому обогатился многовековой мировой опыт государственно-правовых учений, доктрин, концепций. Кроме того, под методами общей теории права понимаются также способы упорядочения имеющегося материала, его логического расположения с целью последующего более глубокого и разностороннего изучения.

В литературе по общей теории права дается разнообразная классификация методов исследования данной науки. Обобщая разные точки зрения, можно все-таки выделить следующие основные методы общей теории права: общенаучные методы, частнонаучные методы, специальные.

Общенаучные методы, используемые общей теорией права в познании государственно-правовых явлений, – это философские методы познания, а также приемы, с помощью которых исследуются общие закономерности возникновения и развития государства и права. К ним относятся: диалектико-материалистический, методологического плюрализма, исторический, логический, системный, структурно-функциональный, социологический и др.

Профессор С.А. Комаров выделяет также общесоциологические методы, которые, на наш взгляд, также относятся к общенаучным методам. Это анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование.

Философской (мировоззренческой) основой общей теории права выступает диалектика, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. На этом учении строится метод творчески познающего мышления. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой, вытекающей из их существа и также внешней по отношению к ним); закон отрицания отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы). Законы диалектики находятся в неразрывной связи с логическими средствами познания, имеющими интегральное значение в исследовании правовых явлений и процессов. Например, анализ и синтез позволяют переходить от менее конкретных к более конкретным правовым реальностям. Посредством анализа единая правовая целостность делится на отдельные составные части (нормы права, правонарушения, юридические факты и т.д.), каждая из них детально рассматривается самостоятельно, а затем с помощью синтеза все части соединяются в мышлении во всем богатстве их специфики и восстановленном целостном единстве многообразного проявления правовой действительности.

В общей цепи познавательного процесса диалектика пользуется выработанными категориями как инструментами проникновения в природу изучаемого явления: качество и количество, форма и содержание, сущность и явление, которые имеют для теории права первостепенное значение.

Основополагающее методологическое положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих материализм, – это выделение из системы всеобщей связи явлений права и государства их связей с экономическим базисом общества. Определяющая, в конечном счете, роль экономики – производство материальных благ – не отрицает самой существенной зависимости права и государства от большого количества самых разнообразных надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом. Временами и субъективные моменты, «человеческий фактор», например, свойства характера или уровень менталитета законодателя, могут оказаться весьма существенными для формы проявления того или иного правового феномена или процесса.

Как отмечалось выше, сейчас среди общенаучных методов выделяется метод методологического плюрализма, то есть применение разнообразных методов исследования, способных привести к более глубокому изучению сущности права и государства. В советские времена идеологизированные позиции исследователя зачастую не давали в полной мере проследить историческую траекторию развития государства и права. Монополизм, одномерность и однонаправленность средств анализа не учитывали противоречивую, двойственную сущность наблюдаемых явлений – права и государства.

В исследовании проблем государства и права широко используется исторический метод, то есть развитие права и государства следует изучать с исторических позиций, не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого, поскольку сегод-няшние правовые и государственные реалии во многом определяются государственно-правовыми явлениями прошлого. Принцип историзма был выдвинут впервые Дж. Б. Вико и другими ранними буржуазными теоретиками. Историзм сегодня рекомендует рассматривать право и государство не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического типа другим, как правило, более совершенным и прогрессивным, при этом ни один из исторических типов не может рассматриваться в качестве законченного образца.

Некоторые авторы рассматривают исторический метод в единстве с логическим методом. Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей.[3] Однако представляется, что логический метод является самостоятельным общенаучным методом. Он включает средства и способы логического изучения и объяснения права и государства и основан на формах мышления и законах формальной логики. Основными логическими приемами являются: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; гипотеза; моделирование.

Одна из форм анализа – классификация государственно-правовых явлений: классификация функций государства и права, форм государства, нормативных правовых актов, субъектов правоотношений и т.д. Синтез – это процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, принципов, характеризующих государство, право, в результате формулируются их общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

Значение логического метода состоит в следующем:

- во-первых, он особую значимость приобретает при формировании теоретических концепций в области юриспруденции;

- во-вторых, логический метод позволяет формулировать понятия, выявлять свойства правовых явлений;

- в-третьих, логический метод, опираясь на приемы формальной логики, дает возможность анализировать тексты правовых норм, сопоставлять их друг с другом, отыскивать связи между общим и частным.

Общая теория права использует системный метод познания как общенаучный метод. В гуманитарных науках под системой понимается социальное образование, состоящее из многих взаимосвязанных элементов (частей), но взаимодействующее с внешней средой как единое целое. При этом взаимодействие этих элементов порождает новое, не присущее им самим качество. Право и государство по своей сущности и структуре – явления сложные, системные. Основным элементом права является норма права. В качестве системы могут рассматриваться законодательство Республики Беларусь, местное самоуправление, правоотношения и т.д.

Сущность системного метода состоит в анализе внутренних и внешних, прямых и обратных связей системы, в выявлении функциональных задач ее частей, согласованности или рассогласованности их действий, в предупреждении противоречий и «возмущений» в государственной и правовой системах.

Структурно-функциональный метод ориентирует на выяснение функций одних правовых и государственных явлений по отношению к другим. Так, анализируя систему источников права, мы обращаем внимание на соотношение Конституции Республики Беларусь, законов и иных нормативных правовых актов. В Конституции закрепляются основные принципы государственного устройства, правовой системы и т.д. Данный способ применяется в теории права при изучении функций права и государства, государственных органов управления, правосознания, юридической ответственности.

К общенаучным методам относят социологический метод который в отличие от метода конкретно-социологических исследований, является частнонаучным методом.

Применение социологического общенаучного метода в государственно-правовой сфере привело к формированию самостоятельного направления на стыке юридической и социологической наук – социологии права. Сторонники социологической юриспруденции призывали юристов не ограничиваться изучением «права в книгах», то есть права, основанного лишь на нормативных актах, а обращаться к анализу «права в действии». Юридическая наука, считали они, призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей в обществе. Право является формой социального контроля.

Частнонаучные методы познания представляют собой комплекс однородных приемов, выражающих своеобразие конкретного изучения правовых и государственных явлений. К ним относятся метод конкретно-социологических исследований, статистический, метод комплексного исследования.

Среди частнонаучных способов особо следует выделить метод конкретно-социологических исследований. Доступный по форме, эффективный по содержанию, он находит все большее распространение в общей теории права. Используя его, можно выяснить состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или необходимость их изменения, эффективность функционирования государственных институтов, принимаемых органами власти решений.

Метод конкретно-социологических исследований включает в себя ряд приемов:

- анализ статистических данных;

- обобщение архивных данных, официальных сообщений и документов различного рода;

- обобщение прокурорского надзора, судебной практики;

- устные, письменные и электронные опросы (интервьюирование, анкетирование, собеседование), а также анализ полученных мнений;

- способ экспертных оценок, когда по тому или иному вопросу запрашивается и анализируется мнение определенной группы сведущих лиц, и другие.

Цифры, факты, документы, отмечается в литературе, – это воздух социологии. Без них она существовать не может. Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному государствоведению и правоведению в предшествующие годы.[4]

Частнонаучным методом исследования права и государства является статистический метод, который основывается на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние и тенденции развития правовых и государственных реалий. Статистическое исследование складывается из трех стадий: сбор статистического материала; сведение его к единству по определенному критерию; обработка данных.

Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам. На заключительной – делаются оценочные выводы. Например, осуществляется количественный учет правонарушений, совершаемых за определенный период времени. Затем они классифицируются по своему содержанию. И, наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие – к сокращению. На основе полученной статистической информации предпринимаются научные поиски причин, порождающих указанные тенденции (либо к росту, либо к сокращению). В связи с этим часто применяется математический метод, поскольку необходимо совершенствовать обработку трудоемкого материала.

Метод комплексного исследования требует при изучении государственно-правовых явлений рассматривать их как целостное образование, в совокупности как внутренних, так и внешних взаимосвязей.

Специальные методы исследования представляют такие приемы и способы решения научной задачи, которые выработаны самой наукой теории права и другими юридическими науками и используются в основном в пределах этих наук. К ним относятся формально-юридический; метод сравнительного правоведения; метод толкования норм права; метод правового моделирования и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: