Тест «PARI» - «Родительско-детские отношения»

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изуче­ния отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отноше­ния родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 призна­ков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излиш­няя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ре­бенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом.

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе — 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

• ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключи­тельно о семье (3);

• ощущение самопожертвования в роли матери (5);

• семейные конфликты (7);

• сверхавторитет родителей (11);

• неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

• «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

• доминирование матери (19);

• зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу — 1, 14, 15, 21):

♦ побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

♦ партнерские отношения (14);

♦ развитие активности ребенка (15);

♦ уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).


П. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу — 8, 9, 16):

♦ раздражительность, вспыльчивость (8);

♦ суровость, излишняя строгость (9);

♦ уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номе­ра по опросному листу — 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

♦ чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

♦ преодоление сопротивления, подавление воли (4);

♦ создание безопасности, опасение обидеть (6);

♦ исключение внесемейных влияний (10);

♦ подавление агрессивности (12);

♦ подавление сексуальности (18);

♦ чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

♦ стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов при­лагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: