Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.
Шкалы эти выглядят следующим образом.
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе — 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
• ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
• ощущение самопожертвования в роли матери (5);
• семейные конфликты (7);
• сверхавторитет родителей (11);
• неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
|
|
• «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
• доминирование матери (19);
• зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу — 1, 14, 15, 21):
♦ побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
♦ партнерские отношения (14);
♦ развитие активности ребенка (15);
♦ уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
П. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу — 8, 9, 16):
♦ раздражительность, вспыльчивость (8);
♦ суровость, излишняя строгость (9);
♦ уклонение от контакта с ребенком (16).
III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу — 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
♦ чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
♦ преодоление сопротивления, подавление воли (4);
♦ создание безопасности, опасение обидеть (6);
♦ исключение внесемейных влияний (10);
♦ подавление агрессивности (12);
♦ подавление сексуальности (18);
♦ чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
♦ стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.
Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.