При решении задач управления СЧМС человек-оператор не имеет возможности непосредственно наблюдать за управляемым объектом, — он должен пользоваться сигналами, поступающими по каналам связи технических устройств и несущими информацию о состоянии объекта управления. При этом уровень загрузки оператора может быть достаточно высок. Например, машинист современного локомотива при скорости движения 80 км/час в течение каждой минуты воспринимает в среднем 20 сигналов, а при скорости 100 км/час - 22-28 сигналов, Число приборов и различных индикаторов на пульте управления локомотивом за последние годы увеличилось в два раза, тогда как время, которым располагает машинист для принятия решения и выполнения необходимых операций, сократилось в три раза, Еще более высока информационная загрузка летчика: при полете ночью или в облаках он обращается к пилотажно-навигационным приборам от 50 до 200 раз в минуту, фиксируя взгляд на каждом приборе в течение 0,3-0,9 с,
Деятельность человека, осуществляемая с помощью сигналов об объектах, получила название «деятельность с информационной моделью реального объекта». Информационная модель — это организованное по определенным правилам множество сигналов о состоянии управляемого объекта, рабочей среды и способов воздействия на них, необходимое для выполнения операторских задач. Информационная модель является тем средством, которое замещает в представлениях человека-оператора реальные процессы в управляемом объекте. Материальной основой информационной модели являются индикаторы, сигнализаторы, табло, дисплеи и другие средства отображения информации (СОИ), С информационной моделью тесно связана вся управляющая деятельность человека-оператора: со зрительной опорой на индикаторы осуществляется декодирование сигналов, выявление их информационного содержания, анализ и синтез сигналов, контроль результатов реализации принятых решений (Котик М. А., 1978).
|
|
Работа человека-оператора с информационной моделью характеризуется следующими основными особенностями:
1) соотнесение сведений, полученных с СОИ, с реальными параметрами, которые отображают эти средства, и интеграция этих сведений в единый образ, отражающий состояние и характер функционирования управляемого объекта;
2) декодирование полученной приборной информации в процессе соотнесения показаний прибора с реальным параметром состояния объекта;
3) реконструкция латентной (скрытой) информации об управляемом объекте, не получившей отражения в этой модели, производится на основе знаний и суждений о характере динамической взаимосвязи между его параметрами;
|
|
4) предвидение изменений состояния управляемого объекта и соответствующих изменений в информационной модели на основе знания характера динамической взаимосвязи между параметрами объекта и по текущим данным модели;
5) экстраполирование возможных изменений параметров управляемого объекта в условиях возникновения помех при отображении информации на основе анализа характера взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными параметрами и сообщениями.
Информационная модель является основным средством, организующим деятельность человека-оператора. Поэтому проблема разработки и создания информационной модели является центральной в инженерной психологии.
Для контроля и управления СЧМС оператор должен не только воспринять и оценить те сообщения, которые представлены в информационной модели. Ему приходится мысленно объединять разрозненную информацию о состоянии отдельных параметров системы, оценивать ее с позиций характерных закономерностей развития ситуации и вероятных изменений состояния объекта, предвидеть последующую динамику параметров его функционирования, сопоставлять текущую и прогнозируемую информацию с заданным состоянием системы.
На основе оценки информации, воспринятой с информационной модели, знаний, опыта и способности предвидеть ход событий у человека-оператора возникает комплекс взаимосвязанных сведений, формируется целостное представление о содержании и процессах выполняемой деятельности, состоянии управляемого объекта и рабочей среды, или концептуальная модель.
Если информационная модель выступает как объективное и нейтральное отражение текущего состояния системы, то концептуальная модель оказывается субъективным отражением этого состояния в индивидуальном сознании человека-оператора. В концептуальную модель входят образы существующей ситуации, представления о ней из прошлого опыта, образы прогнозируемой ситуации, а также программы преобразования настоящей ситуации в прогнозируемую.
Концептуальная модель дает человеку-оператору возможность предвидеть развитие обстановки, заранее выбрать нужную программу действий, распределить во времени свои психофизиологические ресурсы, т. е. работать осмысленно, рационально и эффективно. Благодаря сформированной концептуальной модели человек-оператор способен критически относиться к сведениям, получаемым от информационной модели, и, в частности, обнаруживать ложные показания приборов в случае их неисправности. Осмысленность концептуальной модели позволяет использовать ее как средство контроля за достоверностью сведений, получаемых от информационной модели.
Значение концептуальной модели для обеспечения успешной операторской деятельности отчетливо проявляется в проблемных ситуациях, для которых характерна нестандартность возникающих задач, воздействие фактора неожиданности, высокая интенсивность сигналов, поступающих к оператору. Для того чтобы действовать осмысленно и адекватно, оператору необходимо по ходу деятельности изменять содержание концептуальной модели (Обознов А. А., 1998).
Деятельность есть специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру; ее содержание составляют познание и преобразование действительности. При этом человек может являться как субъектом, так и объектом деятельности. Всякая деятельность включает в себя цели, средства, результаты и сам процесс. Неотъемлемым свойством деятельности является ее осознанный характер.
Психологическое изучение, анализ содержания операторской деятельности заключается в определении того, как ее предмет, условия и средства отражаются в сознании человека и каким образом это отражение осуществляет регулирующую функцию по отношению к тем действиям, посредством которых данная деятельность Выполняется. Объектом психологического анализа должны служить не только внешние атрибуты операторской деятельности (ее задачи, средства, условия), а прежде всего ее внутреннее содержание, т. е. активно действующий человек-оператор, Психологическое содержание операторской деятельности определяется, главным образом, характеристиками процессов ее психической регуляции.
|
|
Компонентный состав системы психической регуляции операторской деятельности (рис. 23-4) представляет собой совокупность функциональных звеньев, динамически и последовательно связанных между собой (Обознов А. А„ 1998). Общим основанием системы психической регуляции является цель деятельности — осознанный образ ожидаемого результата деятельности, ее побудительный стимул,
Цели, задаваемые субъекту или поставленные им самим, должны анализироваться в плане специфики как их осознания и понимания субъектом, так и их побудительной силы для него, Одна и та же цель деятельности может содержать различные конкретные признаки успешности действий, их соответствия цели. Такие признаки называются критериями успеха.
Критерии успеха выполняют функцию эталона для оценки достигнутого результата. В производственных условиях при эксплуатации СЧМС критерии успеха обычно задаются в служебных инструкциях, хотя иногда субъект формулирует их самостоятельно. Для достижения ожидаемого результата у субъекта деятельности должно появиться намерение — осознанное стремление действовать в направлении принятой цели.
Для того чтобы человек-оператор мог решать задачи управления, он должен представить заданный трудовой процесс, т. е. сформировать образ заданной динамики деятельности — мысленное отражение требуемой последовательности и продолжительности этапов, стадий, состояний управляемого процесса. Основой образа заданной динамики является отражение временной структуры управляемого процесса. В образе заданной динамики находит свое отражение не только то, «что должно быть», по и то, «чего не должно быть», — типичные варианты возможных отклонений, нарушений заданных этапов управления и состояний объекта.
|
|
Заданность процесса операторской деятельности означает также и предписанность определенной последовательности технологических операций, которые оператору необходимо выполнить для достижения целей деятельности. Эта последовательность субъективно отражается им в виде плана действий, который взаимосвязан с образами заданной динамики: определенные действия связаны с определенными этапами, стадиями, состояниями управляемого процесса или объекта. Существенно, что план деятельности строится с учетом технических средств, которые использует человек-оператор в конкретной деятельности.
В образе заданной динамики деятельности отражена динамика активного отношения к ним субъекта, распределение им своего «трудового» ресурса. Своеобразие такого отношения раскрывается через понятие «мобилизационная установка субъекта». Мобилизационная установка выполняет «психоэнергетическую» функцию в системе психической регуляции, — благодаря этой установке субъект соотносит отражаемые этапы управляемого процесса и связанные с ним действия с психоэнергетическими затратами, которые потребуются для их выполнения.
Система психической регуляции деятельности обеспечивает восприятие человеком-оператором текущих сигналов о состоянии управляемого процесса и хода выполняемых действии, а также последующее сравнение этих сигналов с эталонными значениями, отраженными в критериях успеха. Следует отметить, что процессы восприятия часто рассматриваются как пассивный ответ на входящие сигналы, как процесс доведения до сознания наблюдателя полного и точного отображения окружающей обстановки. Между тем, процессы восприятия подчинены целям деятельности, и их суть состоит в активном отборе сигналов для достижения этих целей. Поэтому правильнее говорить не о приеме сигналов человеком-оператором, а о поиске им информации, необходимой для обеспечения выполняемых действий.
Опираясь на образ заданной динамики и на связанный с ним план деятельности, человек-оператор создает предвосхищающие схемы, т. е. схемы сбора информации, активно формируемые человеком-оператором ожидания той информации, которая должна соответствовать очередной стадии управляемого процесса,
Оператор-профессионал обычно не воспринимает приборные показания как новые, — он скорее сличает ожидаемые показания с фактически имеющимися. Зная примерную скорость протекания управляемых процессов, человек-оператор прогнозирует, через какой промежуток времени вероятны значительные изменения в показаниях приборов, и поэтому обращается к ним эпизодически. В связи с этим маршруты перемещения взгляда человека-оператора по приборам не носят хаотичного, случайного характера, а подчиняются определенным закономерностям (Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А,, 1986).
Предвосхищающие схемы формируются человеком-оператором в том же формате или коде, в каком информация представляется на индикаторах, табло и т. п. Например, если информация генерируется на круглых шкалах с подвижными стрелками, то предвосхищающие схемы формируются в виде ожидаемых положений стрелок на таких же шкалах.
Предвосхищающие схемы подготавливают человека-оператора к очередному акту отбора необходимых ему сигналов. Затем информация, «запрашиваемая» посредством предвосхищающих схем, должна быть воспринята, т, е, субъективно извлечена из всего множества сигналов. Извлекаемая информация отражается человеком-оператором посредством оперативных образов, которые представляют собой мысленное отражение информации об объекте (процессе, явлении) по ходу выполнения действий в соответствии с задачами и условиями.
Оперативный образ формируется в процессе решения конкретной задачи; он адекватен задаче действия и специфичен, т. е. содержит только необходимую для решения определенной задачи информацию. В оперативных образах отражаются текущие значения параметров, характеризующих фрагменты управляемого процесса, внешних условий и выполняемых человеком-оператором действий.
На основе оперативных образов человек-оператор формирует концептуальную модель. Картина управляемого процесса отражается в концептуальной модели как синтез образа заданной динамики и целостного представления о фактическом течении управляемого процесса. Концептуальная модель отличается динамичностью, связанной с постоянным обновлением текущей информации, отражаемой в оперативных образах.
Система психической регуляции обеспечивает выполнение действий, ведущих к достижению целей профессиональной деятельности. Поэтому программирование исполнительных действий является центральным звеном в системе регуляции и представляет собой психическое отражение человеком-оператором информации о способах и последовательности действий, их энергетических, динамических и временных параметрах.
Программирование исполнительных действий наиболее тесно связано с оперативными образами и концептуальной моделью, которые отражают условия деятельности и их изменения, что находит отражение в перепрограммировании действий, в изменении способов их выполнения.
Указанные звенья системы психической регуляции формируются в процессе освоения человеком-оператором профессиональной деятельности, а уровень их развития (адекватность, устойчивость, активность и др.) определяется как спецификой трудового процесса, так и индивидуальными особенностями субъекта деятельности.