- Основными функциями нервной системы явл. регуляция всех физиологических процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меняющимся условиям внутренней и внешней среды
- К моменту рождения р-ка ЦНС и периферическая НС не достигают полного развития. ЦНС наименее развита по сравнению с другими органами
- Мозг ребёнка при рождении большой и составляет 1/8-1/9 массы тела (у взрослого 1/40).
- Однако, функциональные способности его недостаточны. Борозды и извилины выражены слабо. Ткань мозга богата водой. Нервные клетки незрелые.
- В последующем борозды и извилины углубляются, увеличивается поверхность полушарий головного мозга.
- Особенно энергично этот процесс идёт на году жизни.
- Процесс созревания нервных клеток заканчивается к полутора – 2 годам (3).
- К 8 годам кора головного мозга по строению такая же, как у взрослых.
Связь ЦНС р-ка, коры головного мозга, ответственной за психические функции, осуществляется посредством сигналов, идущих от органов чувств.
|
|
Органы чувств функционируют ещё не полноценно:
- достаточно хорошо развит вкус ребёнка (может отличить сладкое молоко от
Кисло-молочных смесей и т.д.)
- хорошо развито осязание; прикосновение к губам вызывает сосательные движения
- боль воспринимает сразу же
- хуже развито обоняние
- а также зрение и слух, хотя р-к видит и слышит, но восприятия эти не чёткие
Так как кора головного мозга у новорождённых развита недостаточно, регуляция всех жизненных функций происходит на более низком уровне, т.е. подкорковыми центрами, вегетативной нервной системой, на уровне безусловных рефлексов
У новорождённых имеются безусловные рефлексы:
- сосательный, глотательный, мигательный, кашлевой, чихательный, хватательный, ползания и др.
- Условные рефлексы ещё отсутствуют, хотя кора головного мозга уже готова к выра- ботке их,
- но образование условных рефлексов ограничено, так как новорождённый большую часть суток спит
- в состоянии бодрствования р-к находится
Лишь непродолжительное время.
- внешние раздражители для ребёнка являют-
Ся сверхсильными, поэтому
* ЦНС быстро утомляется,
* понижается возбудимость нервных
Центров,
* развивается торможение и ребёнок погру –
Жается в сон.
В последующем начинают образовываться ряд условных рефлексов со всех анализаторов – зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, а безусловные рефлексы, часть из них, начинают исчезать.
- Это свидетельствует о том, что начинает функционировать кора головного мозга.
Условные рефлексы, которые появляются первыми – довольно простые:
- рефлекс на покачивание, в последующем не прекратит плакать, пока не покачаешь
|
|
- рефлекс на положение тела под грудью – ребёнок успокаивается
- рефлекс на взятие на руки и т.д.
* Условные рефлексы – это связи с внешней средой,
* это навыки, различные привычки, правильное поведение р-ка, аккуратный приём пищи, правила личной гигиены и т.д.
* В последующем эти условные рефлексы сохраняются на длительное время, часто на всю жизнь. Приучил мыть руки перед едой, и в последующем всегда это будет делать, приучил девочку подмываться и каждый день менять трусики – так будет делать и будучи взрослой и т.д.
На протяжении первых полутора лет формируется и вторая сигнальная система – речь р-ка. Развитие речи происходит постепенно:
- с 3-х месяцев – гулит,
- в 6 – начинает произносить слоги,
- к 1 году - 5-10 слов,
- в 2 года словарный состав из 200 слов,
- на 2-3 году развивается связная речь.
Процесс нервно-психического развития неравномерен. На каждом возрастном этапе есть свои ведущие линии развития. Зная эти линии, можно воздействовать на соответствующие психические процессы и навыки, именно на те, которые должны развиваться в данный период и которые позже уже трудно будет сформировать.