Существует множество разнообразных способов улучшения или коррекции состояния человека.
1. традиционные:
- оптимальный режим труда и отдыха;
- тренировка и профессиональная подготовка;
- нормализация санитарно-гигиенических условий;
- эргономические методы.
2. эзотерические:
- методики изменения состояния сознания (йога, дзен-буддизм, атуагенная тренировка или медитация).
Часто ихусловно различают на внешние и внутренние способы коррекции.
Внешние способы коррекции
Оптимальный режим труда и отдыха
Работоспособность работника на производстве в течении смены имеет следующие фазы;
врабатываемости от 0,5 до 1 часа;
высокой работоспособности от 3 до 4 часов;
утомления;
конечного порыва.
После перерыва на отдых и питание фазы повторяются, но фазы врабатываемости и высокой работоспособности уменьшаются по времени, а
фаза утомления увеличивается. Желательно при утомлении давать работникам не длительный отдых, а короткие перерывы для снятия утомления.
|
|
Особенно для монотонных процессов короткие микропаузы (часто) эффективнее длительного отдыха. Перерывы должны даваться и при появлении других признаков неблагоприятного состояния.
Но для ряда работ необходим не пассивный отдых, а гимнастика, сеансы релаксации, а они требуют время, но зато дают хороший эффект. Есть типовые режимы труда и отдыха для различных видов деятельности, но их надо проверять и адаптировать на конкретных рабочих местах, а это исследовательская работа психолога.
Имея временную сетку рабочего дня необходимо заполнить ячейки отдыха конкретными способами оптимизации состояния. Здесь есть два вида воздействий: внешнее и внутреннее (самим человеком).
Функциональная музыка
Функциональная музыка применяется при монотонной работе. Еще в 1908 году в США использовали марши на автоматическом рояле чтобы ускорить работу. Основные правила организации работы службы функциональной музыки
· нецелесообразно включать музыку постоянно;
· обычно сеансы по 10 – 15 мин. и не более 25 минут;
· интервалы между сеансами 1,5 – 2 часа;
· желательно 5 -7 сеансов различных по музыке;
· лучше в наушниках и качественное воспроизведение;
· музыка не должна нести смысловой нагрузки (легкие песни, марши и т.д. с различным ритмом);
· классическую музыку нельзя;
· на работах с высокой концентрацией внимания и ума нельзя применять функциональную музыку;
· возможно применение цветомузыки на отдельных работах.