Теперь оцените, насколько важна каждая из следующих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас. Попытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оцените на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, которая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соответствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.
Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:
Противоположной моим принципам | Не важной | Важной | Очень важной | Высшей значимости | ||||
-1 | ||||||||
31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)
32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чувствах и действиях)
33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)
|
|
34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдохновенный)
35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпимый к различным идеям и верованиям)
36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание)
37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)
38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)
39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)
40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)
41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (отбирающий собственные намерения)
42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)
43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эффективно действовать)
44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)
45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)
46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)
47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняющийся правилам)
48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)
49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)
50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.)
51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся религиозной веры и убеждений)
52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия)
53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)
54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся прощать другого)
55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)
56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)
57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)
ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ
ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.
|
|
Очень похож на меня | Похож на меня | В некоторой степени похож на меня | Немного похож на меня | Не похож на меня | Совсем не похож на меня | |
1. Придумывать что-то новое и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад. | ||||||
2. Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей. | ||||||
3. Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни. | ||||||
Очень похож на меня | Похож на меня | В некоторой степени похож на меня | Немного похож на меня | Не похож на меня | Совсем не похож на меня | |
4. Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает. | ||||||
5. Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности. | ||||||
6. Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне. | ||||||
7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит. | ||||||
8. Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять. | ||||||
9. Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть. | ||||||
10. Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие. | ||||||
Очень похож на меня | Похож на меня | В некоторой степени похож на меня | Немного похож на меня | Не похож на меня | Совсем не похож на меня | |
11. Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности. | ||||||
12. Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии. | ||||||
13. Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей. | ||||||
14. Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы. | ||||||
15. Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений. |
16. Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными. | ||||||
17. Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит. | ||||||
18. Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким. | ||||||
19. Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него. | ||||||
20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям. | ||||||
21. Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок. | ||||||
22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи. | ||||||
23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всеми группами людей на земле важно для него. | ||||||
24. Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный. | ||||||
25. Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил. | ||||||
26. Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя. | ||||||
27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает. | ||||||
Очень похож на меня | Похож на меня | В некоторой степени похож на меня | Немного похож на меня | Не похож на меня | Совсем не похож на меня | |
28. Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным. | ||||||
29. Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых. | ||||||
30. Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений. | ||||||
31. Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него. | ||||||
32. Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие. | ||||||
33. Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду. | ||||||
34. Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя. | ||||||
35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка. | ||||||
36. Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других. | ||||||
37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него. | ||||||
38. Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание. | ||||||
39. Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером. | ||||||
40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять природу. |
КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
|
|
|
|
Тип ценностей | Номера пунктов опросника | |
ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2 | ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивидуальных приоритетов) | |
Конформность Conformity | 11,20,40,47 | 7, 16, 28, 36 |
Традиции Tradition | 18,32,36,44,51 | 9, 20, 25, 38 |
Доброта Benevolence | 33,45,49,52,54 | 12, 18,27,33 |
Универсализм Universalism | 1,17,24,26,29,30,35,38 | 3, 8, 19, 23, 29, 40 |
Самостоятельность Self-Direction | 5, 16,31,41,53 | 1, 11,22,34 |
Стимуляция Stimulation | 9, 25, 37 | 6, 15, 30 |
Гедонизм Hedonism | 4, 50, 57 | 10, 26, 37 |
Достижения Achievement | 34, 39, 43, 55 | 4, 13, 24, 32 |
Власть Power | 3, 12, 27, 46 | 2, 17, 39 |
Безопасность Security | 8, 13, 15,22,56 | 5, 14,21,31,35 |
Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.
При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.
Перед подсчетом результатов второго раздела опросника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов испытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.
Таблица. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.
Пункты | Очень | Похож | В неко- | Немно- | Не по- | Совсем |
шкалы | похож | на меня | торой | го по- | хож на | не по- |
на меня | степени похож на меня | хож на меня | меня | хож на меня | ||
Количе- | ||||||
ство | -1 | |||||
баллов |
При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого.
Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей человека, группового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.
В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.
В.Н. Карандашев приводит средние показатели значимости типов ценностей, полученные на вологотских учащихся и студентах в 2000 г., которые можно использовать как ориентиры для анализа получаемых результатов.
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов.
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | ||||||
8 класс | класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | 4,03 | 4,49 | 3,83 | 3,98 | 3,77 | 3,93 | 4,00 |
Традиции | 3,00 | 4,03 | 3,09 | 2,81 | 2,99 | 2,99 | 3,14 |
Доброта | 4,72 | 4,79 | 4,29 | 4,51 | 4,69 | 4,15 | 4,54 |
Универсализм | 3,95 | 4,27 | 3,87 | 4,03 | 3,96 | 3,45 | 3,93 |
Самостоятельность | 3,60 | 4,36 | 4,08 | 4,38 | 4,46 | 3,74 | 4,09 |
Стимуляция | 2,69 | 3,64 | 3,69 | 3,90 | 3,50 | 3,16 | 3,40 |
Гедонизм | 2,93 | 4,28 | 4,15 | 4,52 | 2,95 | 4,17 | 3,75 |
Достижения | 3,86 | 4,29 | 4,47 | 4,57 | 4,64 | 4,00 | 4,29 |
Власть | 1,84 | 2,99 | 3,07 | 3,35 | 2,90 | 3,08 | 2,81 |
Безопасность | 4,38 | 4,77 | 4,50 | 4,75 | 4,53 | 4,23 | 4,52 |
Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | ||||||
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | 1,93 | 1,99 | 1,74 | 1,68 | 1,60 | 2,06 | 1,83 |
Традиции | 1,61 | 1,56 | 1,14 | 1,05 | 0,86 | 1,54 | 1,29 |
Доброта | 2,59 | 2,44 | 2,60 | 2,30 | 2,10 | 2,32 | 2,40 |
Универсализм | 2,53 | 2,46 | 2,09 | 2,16 | 1,89 | 1,93 | 2,19 |
Самостоятельность | 2,45 | 2,46 | 2,76 | 2,55 | 2,52 | 2,33 | 2,51 |
Стимуляция | 2,34 | 2,47 | 2,29 | 2,59 | 1,99 | 2,53 | 2,36 |
Гедонизм | 2,13 | 2,36 | 2,49 | 2,91 | 1,95 | 2,56 | 2,39 |
Достижения | 2,23 | 2,35 | 2,50 | 2,52 | 2,19 | 2,36 | 2,35 |
Власть | 0,90 | 1,30 | 1,68 | 1,65 | 1,32 | 1,23 | 1,33 |
Безопасность | 2,33 | 2,68 | 2,47 | 2,17 | 2,21 | 2,40 | 2,37 |
Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов.
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | ||||||
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | |||||||
Традиции | |||||||
Доброта | |||||||
Универсализм | |||||||
Самостоятельность | |||||||
Стимуляция | |||||||
Гедонизм | |||||||
Достижения | |||||||
Власть | |||||||
Безопасность |
Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | ||||||
8 класс | класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | |||||||
Традиции | |||||||
Доброта | |||||||
Универсализм | |||||||
Самостоятельность | |||||||
Стимуляция | |||||||
Гедонизм | |||||||
Достижения | |||||||
Власть | |||||||
Безопасность |
Обработка опросника ценностей Шварца позволяет также выявить ценностные ориентации социальных групп и культур[2] (Карандашев, http://victor.karandashevs.ru/vk_docs/Karandashev_Culture_Values.pdf). В этом случае сравниваются показатели соответствующих ценностей между выборками.
Ключ для подсчета показателей ценностей культуры по Опроснику ценностей Шварца:
Включенность 8,11,13,15,18,20,26,32, 40, 46,47,51,54,56
Иерархия 3,12,27,36,
Овладение 23,31, 34,37,39, 41,43,55,
Аффективная автономия 4,9,25,50,57
Интеллектуальная автономия 5,16,35,53
Равенство 1,30,33,45,49,52
Гармония 17,24,29,38
Пункты опросника 2, 6, 7, 10, 14, 19, 21, 22, 28, 42, 44, 48 не включаются в ключ для обработки. Их использование не выявило достаточно стабильного понимания респондентами их смысла при межкультурных сравнениях. Поэтому они не характеризуют ни одну из семи основных ценностей культуры. Поэтому данные ценности могут анализироваться как самостоятельные ценности, а не как члены 7 групп ценностей, приведенных в ключе. А могут и не анализироваться.
По желанию исследователя они могут использоваться для анализа в рамках отдельной выборки, если значение этих ценностей (отраженных в вопросе) понятно и имеет одинаковый смысл для участников исследования.
Карта наблюдений (КН) Стотта (Энциклопедия школьного психолога, материалы http://www.psihologu.info/content/view/214/16/)
Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие — «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (табл. 41).
Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-».
Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 42).
В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому С К переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл. 43, которая построена следующим образом:
1. Суммируются все баллы по каждому СК из табл. 41.
2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %.
Таблица 41
Образец заполнения карты наблюдений
Примечание: 1-я итоговая оценка показывает результат суммирования сырых оценок (баллы); 2-я итоговая оценка показывает выраженность СК от максимально возможной (%). Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд. С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) для каждого СК разбили на пять интервалов. Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V.HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающиеся неприятными для взрослого действиями. |