Список ценностей 2

Теперь оцените, насколько важна каждая из следую­щих ценностей для Вас, как руководящий принцип Вашей жизни. Эти ценности выражены в способах действия, ко­торые могут быть более или менее важными для Вас. По­пытайтесь различить ценности, насколько это возможно, используя все номера. Для начала прочитайте ценности в списке 2, выберите то, что для Вас наиболее важно, оце­ните на шкале (отметка 7). Затем выберите ценность, ко­торая противоречит вашим принципам (отметка — 1). Если такой ценности нет, выберите ценность наименее важную для Вас и оцените ее отметками 0 или 1, в соот­ветствии с ее значимостью. Затем оцените остальные ценности.

Как руководящий принцип моей жизни, эта ценность является:

Противоположной моим принципам Не важной Важной Очень важной Высшей значимости
-1                
                 

31 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (надеющийся на себя, самодостаточный)

32 СДЕРЖАННЫЙ (избегающий крайностей в чув­ствах и действиях)

33 ВЕРНЫЙ (преданный друзьям, группе)

34 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ (трудолюбивый, вдох­новенный)

35 ОТКРЫТЫЙ К ЧУЖИМ МНЕНИЯМ (терпи­мый к различным идеям и верованиям)

36 СКРОМНЫЙ (простой, не стремящийся при­влечь к себе внимание)

37 СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риск)

38 ЗАЩИЩАЮЩИЙ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (сохраняющий природу)

39 ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события)

40 УВАЖАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (проявляющий уважение)

41 ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (от­бирающий собственные намерения)

42 ЗДОРОВЫЙ (не больной физически или душевно)

43 СПОСОБНЫЙ (компетентный, способный эф­фективно действовать)

44 ПРИНИМАЮЩИЙ ЖИЗНЬ (подчиняющийся жизненным обстоятельствам)

45 ЧЕСТНЫЙ (откровенный, искренний)

46 СОХРАНЯЮЩИЙ СВОЙ ИМИДЖ (защита собственного «лица»)

47 ПОСЛУШНЫЙ (исполнительный, подчиняю­щийся правилам)

48 УМНЫЙ (логичный, мыслящий)

49 ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других)

50 НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (наслажде­ние едой, сексом, развлечениями и др.)

51 БЛАГОЧЕСТИВЫЙ (придерживающийся рели­гиозной веры и убеждений)

52 ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживаю­щий доверия)

53 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, пытливый)

54 СКЛОННЫЙ ПРОЩАТЬ (стремящийся про­щать другого)

55 УСПЕШНЫЙ (достигающий цели)

56 ЧИСТОПЛОТНЫЙ (опрятный, аккуратный)

57 ПОТВОРСТВУЮЩИЙ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ (занимающийся тем, что доставляет удовольствие)


ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и поду­майте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

  Очень похож на ме­ня По­хож на меня В не­которой степени похож на меня Не­много похож на ме­ня Не по­хож на меня Сов­сем не похож на ме­ня
1. Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для не­го. Он любит поступать по-своему, на свой лад.            
2. Для него важно быть богатым. Он хочет, что­бы у него было много денег и дорогих вещей.            
3. Он считает, что важ­но, чтобы с каждым человеком в мире об­ращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.            
  Очень похож на ме­ня По­хож на меня В не­которой степени похож на меня Не­много похож на ме­ня Не по­хож на меня Сов­сем не похож на ме­ня
4. Для него очень важ­но показать свои спо­собности. Он хочет, чтобы люди восхища­лись тем, что он делает.            
5. Для него важно жить в безопасном ок­ружении. Он избегает всего, что может угро­жать его безопасности.            
6. Он считает, что важ­но делать много раз­ных дел в жизни. Он всегда стремится к но­визне.            
7. Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он счита­ет, что люди должны придерживаться пра­вил всегда, даже когда никто не видит.            
8. Для него важно вы­слушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.            
9. Он считает, что важ­но не просить больше­го, чем имеешь. Он ве­рит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.            
10. Он всегда ищет по­вод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие.            
  Очень похож на ме­ня По­хож на меня В не­которой степени похож на меня Не­много похож на ме­ня Не по­хож на меня Сов­сем не похож на ме­ня
11. Для него важно са­мому решать, что де­лать. Ему нравится быть свободным в пла­нировании и выборе своей деятельности.            
12. Для него очень важно помогать окру­жающим. Он хочет за­ботиться об их благо­получии.            
13. Для него очень важ­но преуспеть в жизни. Ему нравится произво­дить впечатление на других людей.            
14. Для него очень важна безопасность его страны. Он счита­ет, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.            
15. Он любит риско­вать. Он всегда ищет приключений.            
16. Для него важно все­гда вести себя долж­ным образом. Он хочет избегать действий, ко­торые люди сочли бы неверными.            
17. Для него важно быть главным и указы­вать другим, что де­лать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит.            
18. Для него важно быть преданным сво­им друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.            
19. Он искренне верит, что люди должны за­ботиться о природе. Заботиться об окружа­ющей среде важно для него.            
20. Быть религиозным важно для него. Он очень старается следо­вать своим религиоз­ным убеждениям.            
21. Для него важно, чтобы вещи содержа­лись в порядке и в чи­стоте. Ему действи­тельно не нравится беспорядок.            
22. Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять раз­ные вещи.            
23. Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Со­действовать установле­нию мира между всеми группами людей на земле важно для него.            
24. Он думает, что важ­но быть честолюби­вым. Ему хочется по­казать насколько он способный.            
25. Он думает, что луч­ше всего поступать в соответствии с уста­новившимися тради­циями. Для него важ­но соблюдать обычаи, которые он усвоил.            
26. Для него важно по­лучать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.            
27. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он ста­рается поддерживать тех, кого знает.            
  Очень похож на ме­ня По­хож на меня В не­которой степени похож на меня Не­много похож на ме­ня Не по­хож на меня Сов­сем не похож на ме­ня
28. Он полагает, что всегда должен прояв­лять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть по­слушным.            
29. Он хочет, чтобы со всеми поступали спра­ведливо, даже с людь­ми, которых он не зна­ет. Для него важно защищать слабых.            
30. Он любит сюрпри­зы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатле­ний.            
31. Он очень старается не заболеть. Сохране­ние здоровья очень важно для него.            
32. Продвижение впе­ред в жизни важно для него. Он стремиться делать все лучше, чем другие.            
33. Для него важно прощать людей, кото­рые обидели его. Он старается видеть хоро­шее в них и не держать обиду.            
34. Для него важно быть независимым. Ему нравится пола­гаться на себя.            
35. Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспоко­ится о сохранении об­щественного порядка.            
36. Для него очень важ­но все время быть веж­ливым с другими людь­ми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.            
37. Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо про­водить время очень важно для него.            
38. Для него важно быть скромным. Он старается не привле­кать к себе внимание.            
39. Он всегда хочет быть тем, кто принима­ет решения. Ему нра­вится быть лидером.            
40. Для него важно приспосабливаться к природе, быть час­тью ее. Он верит, что люди не должны изме­нять природу.            

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тип ценностей Номера пунктов опросника
ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов)— список 1 и 2 ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивиду­альных приоритетов)
Конформность Conformity 11,20,40,47 7, 16, 28, 36
Традиции Tradition 18,32,36,44,51 9, 20, 25, 38
Доброта Benevolence 33,45,49,52,54 12, 18,27,33
Универсализм Universalism 1,17,24,26,29,30,35,38 3, 8, 19, 23, 29, 40
Самостоятельность Self-Direction 5, 16,31,41,53 1, 11,22,34
Стимуляция Stimulation 9, 25, 37 6, 15, 30
Гедонизм Hedonism 4, 50, 57 10, 26, 37
Достижения Achievement 34, 39, 43, 55 4, 13, 24, 32
Власть Power 3, 12, 27, 46 2, 17, 39
Безопасность Security 8, 13, 15,22,56 5, 14,21,31,35

Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

Таблица. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

Пункты Очень Похож В неко- Немно- Не по- Совсем
шкалы похож на меня торой го по- хож на не по-
  на меня   степени похож на меня хож на меня меня хож на меня
Количе-            
ство           -1
баллов            

При первичной обработке данных по каждой части оп­росника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого.

Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

В.Н. Карандашев приводит средние показатели значимости типов ценностей, полученные на вологотских учащихся и студентах в 2000 г., которые можно использовать как ориентиры для анализа получаемых результатов.

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов.

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей
8 класс класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность 4,03 4,49 3,83 3,98 3,77 3,93 4,00
Традиции 3,00 4,03 3,09 2,81 2,99 2,99 3,14
Доброта 4,72 4,79 4,29 4,51 4,69 4,15 4,54
Универсализм 3,95 4,27 3,87 4,03 3,96 3,45 3,93
Самостоятельность 3,60 4,36 4,08 4,38 4,46 3,74 4,09
Стимуляция 2,69 3,64 3,69 3,90 3,50 3,16 3,40
Гедонизм 2,93 4,28 4,15 4,52 2,95 4,17 3,75
Достижения 3,86 4,29 4,47 4,57 4,64 4,00 4,29
Власть 1,84 2,99 3,07 3,35 2,90 3,08 2,81
Безопасность 4,38 4,77 4,50 4,75 4,53 4,23 4,52

Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность 1,93 1,99 1,74 1,68 1,60 2,06 1,83
Традиции 1,61 1,56 1,14 1,05 0,86 1,54 1,29
Доброта 2,59 2,44 2,60 2,30 2,10 2,32 2,40
Универсализм 2,53 2,46 2,09 2,16 1,89 1,93 2,19
Самостоятельность 2,45 2,46 2,76 2,55 2,52 2,33 2,51
Стимуляция 2,34 2,47 2,29 2,59 1,99 2,53 2,36
Гедонизм 2,13 2,36 2,49 2,91 1,95 2,56 2,39
Достижения 2,23 2,35 2,50 2,52 2,19 2,36 2,35
Власть 0,90 1,30 1,68 1,65 1,32 1,23 1,33
Безопасность 2,33 2,68 2,47 2,17 2,21 2,40 2,37

Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов.

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность              
Традиции              
Доброта              
Универсализм              
Самостоятельность              
Стимуляция              
Гедонизм              
Достижения              
Власть              
Безопасность              

Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей
8 класс класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность              
Традиции              
Доброта              
Универсализм              
Самостоятельность              
Стимуляция              
Гедонизм              
Достижения              
Власть              
Безопасность              

Обработка опросника ценностей Шварца позволяет также выявить ценностные ориентации социальных групп и культур[2] (Карандашев, http://victor.karandashevs.ru/vk_docs/Karandashev_Culture_Values.pdf). В этом случае сравниваются показатели соответствующих ценностей между выборками.

Ключ для подсчета показателей ценностей культуры по Опроснику ценностей Шварца:

Включенность 8,11,13,15,18,20,26,32, 40, 46,47,51,54,56

Иерархия 3,12,27,36,

Овладение 23,31, 34,37,39, 41,43,55,

Аффективная автономия 4,9,25,50,57

Интеллектуальная автономия 5,16,35,53

Равенство 1,30,33,45,49,52

Гармония 17,24,29,38

Пункты опросника 2, 6, 7, 10, 14, 19, 21, 22, 28, 42, 44, 48 не включаются в ключ для обработки. Их использование не выявило достаточно стабильного понимания респондентами их смысла при межкультурных сравнениях. Поэтому они не характеризуют ни одну из семи основных ценностей культуры. Поэтому данные ценности могут анализироваться как самостоятельные ценности, а не как члены 7 групп ценностей, приведенных в ключе. А могут и не анализироваться.

По желанию исследователя они могут использоваться для анализа в рамках отдельной выборки, если значение этих ценностей (отраженных в вопросе) понятно и имеет одинаковый смысл для участников исследования.

Карта наблюдений (КН) Стотта (Энциклопедия школьного психолога, материалы http://www.psihologu.info/content/view/214/16/)

Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплек­сов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нуме­рацию. При заполнении КН наличие каждого из указан­ных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие — «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (табл. 41). Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в стол­бец соответствующего СК номер образца поведения и спра­ва от номера ставит знак «+» или «-». Образцы поведения обладают неодинаковым информа­тивным удельным весом. Поэтому при переводе первич­ных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первич­ных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 42). В каждом СК баллы за образцы поведения суммируют­ся. Затем суммы сырых оценок по каждому С К переводят­ся в процентные показатели. Процентные показатели сви­детельствуют о выраженности СК у обследуемого от макси­мально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл. 43, которая построена сле­дующим образом: 1. Суммируются все баллы по каждому СК из табл. 41. 2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %. Таблица 41 Образец заполнения карты наблюдений
Образцы поведения СК
I. НД II. 0 Ш. У IV. ТВ XVI. Ф
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 - - - - - + - + - - - + + - - + - - - - + + - + + + + + + + - - + -        
1-я итоговая оценка            
2-я итоговая оценка            

Примечание: 1-я итоговая оценка показывает результат суммирования сырых оценок (баллы); 2-я итоговая оценка показывает выраженность СК от максимально возможной (%).

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при ин­терпретации обращаться с ними нужно осторожно. Мето­дика не стандартизирована для практических нужд.

С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) для каждого СК разбили на пять интервалов. Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности каче­ства, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выражен­ный СК V.HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающи­еся неприятными для взрослого действиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: