Это метод исследования, который выдвигает на первый план принцип борьбы за существование, принцип выживания сильнейших как основных способов объяснения причин каких-либо социальных явлений. Идеи Дарвинизма. Выживают сильнейшие институты, слабейшие погибают.
*Эффект курти (qwerty). Современная клавиатура наихудшая с точки зрения скоропечатания самая худшая, но именно она выжила.
Перспективы у эволюционного метода есть в различных науках. Карл Поппер ставит вопрос о применении эволюционного метода к истории мысли. Выживание тех или иных теорий может быть связано и с институциональными причинами.
Развитие научного знания представляет собой непрерыно-прерывный процесс, характеризующийся качественными скачками в ведении одной и той же предметной области. Поэтому в целом развитие науки является некумулятивным. Несмотря на то, что по мере развития науки постоянно растет объем эмпирической и теоретической информации, было бы весьма опрометчиво делать отсюда выводы о том, что имеет место прогресс в истинном содержании науки. Твердо можно сказать лишь то, что старые и сменяющие их фундаментальные теории видят мир не просто существенно по-разному, но зачастую и противоположным образом. Прогрессистский же взгляд на развитие теоретического знания возможен только при принятии философских доктрин преформизма и телеологизма применительно к эволюции науки.
|
|
Развитие методологии, социологии и истории науки во второй половине XX века привело к крушению представления об инвариантности, всеобщности и объективности научного метода и научного этоса. В работах Т.Куна, П.Файерабенда, М.Малкея, Л.Лаудана, а также представителей современной школы когнитивной социологи науки (С.Уолгар, Б.Барнс, К.Кнорр-Цетина) показаны парадигмальность, партикулярность, ценностная обусловленность, истричность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов.
Среди основных концепций развития научного знания наиболее приемлемым оказывается «срединный путь», исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов (включая когнитивные мутации) и социокультурных факторов. Именно эта взаимосвязь и образует подлинную основу развития системы научного знания.
В истории развития науки можно выделить две стадии. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова.