Г.П.Щедровицкий: системная методология и игровой метод как способ развития социально-гуманитарного знания

Щедровицкий — один из основателей Московского логического кружка и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения — Московского методологического кружка (ММК). Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии «как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу

Предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности — организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса..

Вводятся представления о рефлексии как специфическом механизме развития деятельности. Рефлексия инициируется не правилами и нормами, но проблемными ситуациями, фиксирующими невозможность целедостижения за счет реализации норм и правил.

Методология полагается новым синтетическим способом мышления, способным объединить в новой системе разные типы и стили:

· философскую спекуляцию, поддерживающую онтологическую работу,

· научное исследование, опирающееся на моделирование объектов и эксперимент, конструктивно-инженерный и проектный подходы,

· историческое исследование.

Методология направлена не на частные науки и виды деятельности, а на весь универсум человеческой деятельности.

Г.П.Щедровицкий выделял:

1) системно-структурная онтологию ("теория систем");

2) теорию мышления и эпистемологию;

3) семиотику;

4) теорию коммуникации и рече-языковую деятельность;

5) множество частных теорий деятельности: теория науки, теория проектирования, теория управления, теория инженерии, педагогика и др.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ). Щедровицкий рассматривал ОДИ как метод развития коллективной мыследеятельности. ОДИ предполагала наличие комплексной проблемной ситуации в определенной сфере деятельности, коммуникативно-деятельностную имитацию данной сферы и данной проблемной ситуации в межпрофессиональном коллективе непосредственно связанным с решением этой проблемы, активную проблематизацию предметно-профессиональных способов и средств МД, прожективное программирование коллективной МД. ОДИ обеспечили широкий приток участников движения и социальный интерес к новым формам мышления и коммуникации. Организуются первые методологические лаборатории. В 1989—1992 проводятся съезды участников методологического и игротехнического движения.

* Игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: