Глава 1. Общие положения. Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупки, федеральная контрактная система), принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением требований настоящего Федерального закона в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

4. Особенности правового регулирования отношений, указанных в настоящей статье, в части, касающейся государственного оборонного заказа, а также государственного материального резерва, могут быть установлены Федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О государственном материальном резерве".

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о федеральной контрактной системе

1. Законодательство Российской Федерации о федеральной контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за осуществлением закупок. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о федеральной контрактной системе, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 настоящей статьи.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о федеральной контрактной системе и указанным в части 2 настоящей статьи нормативным правовым актам, принимают нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, исполнением контрактов, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за осуществлением закупок.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) федеральная контрактная система - совокупность мероприятий правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд посредством комплексной реализации взаимосвязанных этапов прогнозирования, планирования и осуществления закупок (включая исполнение контрактов), а также проведения мониторинга, надзора, контроля и аудита за соблюдением требований настоящего Федерального закона;

2) закупка - совокупность осуществляемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действий заказчика и участников процедур закупок, направленных на заключение и исполнение контрактов для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Процедура закупки начинается с размещения извещения о проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или направления приглашения принять участие в процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в установленных настоящим Федеральным законом случаях и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

3) государственные заказчики - действующие от имени Российской Федерации или субъектов Российской Федерации государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения;

4) муниципальные заказчики - действующие от имени муниципального образования органы местного самоуправления и муниципальные казенные учреждения;

5) заказчики - государственные и муниципальные заказчики, иные юридические лица в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также бюджетные учреждения в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона;

6) государственный и муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт), а также гражданско-правовой договор, заключенный в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (далее - гражданско-правовой договор);

7) участник процедур закупок - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель;

8) единая информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации, указанной в статье 5 настоящего Федерального закона, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение и предоставление такой информации;

9) документальные отчеты (отчеты) - формируемые заказчиками, государственными органами и органами местного самоуправления сведения и данные, предусмотренные настоящим Федеральным законом, для размещения в единой информационной системе;

10) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и казенное учреждение, на которые в установленном порядке возложены предусмотренные настоящим Федеральным законом функции и полномочия по проведению процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд;

11) контрольный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление финансового контроля, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный или иной орган муниципального образования, осуществляющий контрольные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом;

12) надзорный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление надзора в соответствии с настоящим Федеральным законом;

13) специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком, уполномоченным органом или специализированным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании контракта или иного гражданско-правового договора для выполнения отдельных функций по осуществлению закупок от имени и по поручению заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа, за исключением обоснования осуществления закупок и условий контракта, определения начальных (максимальных) цен контрактов и подписания контрактов;

14) специализированный орган - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, казенное учреждение, на которые в установленном порядке возложены функции и полномочия по проведению процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по заключению контракта и приемке результатов его исполнения;

15) аудит - осуществление мероприятий по контролю Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, контрольно-счетными органами муниципальных образований в пределах возложенных на указанные органы полномочий.

Статья 4. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о федеральной контрактной системе

1. Гражданам и организациям предоставляется право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов о федеральной контрактной системе (далее - общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля в порядке и в формах, которые установлены настоящей статьей и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Общественный контроль осуществляется в целях содействия развитию и совершенствованию федеральной контрактной системы, предупреждения, выявления нарушений и информирования заказчиков, надзорного и (или) контрольных органов о выявленных недостатках, негативных фактах и нарушениях.

3. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о федеральной контрактной системе;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок, в том числе оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов на предмет их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

4) обращаться от своего имени в надзорный и контрольные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю и надзору в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих) признаков состава преступления;

6) обращаться в судебные органы в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с жалобами на неправомерные действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика (контрактных управляющих).

4. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, подлежат обязательному рассмотрению заказчиками в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращения граждан.

5. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации и которые получены в ходе осуществления ими общественного контроля.

6. Положения настоящей статьи не умаляют прав граждан, их объединений и объединений юридических лиц на реализацию своих прав на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Информационное обеспечение федеральной контрактной системы

1. Единая информационная система содержит:

1) информацию о сводном прогнозе закупок;

2) планы осуществления закупок (далее - планы закупок);

3) планы-графики осуществления закупок (далее - планы-графики);

4) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков, а также о результатах оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами), перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном предоставлении национального режима, а также условия предоставления национального режима;

6) информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе о предельной (максимальной) стоимости товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о сроках и способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), об исполнении контрактов;

7) реестр контрактов, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

8) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

9) реестр (библиотека) типовых контрактов;

10) реестр банковских гарантий;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

12) результаты аудита, надзора и контроля, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

13) документальные отчеты (отчеты);

14) иную информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

2. Единая информационная система обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных по всем этапам обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок. В случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрено использование документов в электронной форме, обмен такими документами осуществляется через единую информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, предоставляется бесплатно путем размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для реализации настоящего Федерального закона (далее - официальный сайт), определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок функционирования единой информационной системы, технологические и лингвистические требования к единой информационной системе, в том числе требования по обеспечению надежности единой информационной системы, а также порядок интеграции единой информационной системы с другими информационными системами определяются Правительством Российской Федерации.

5. Порядок регистрации на официальном сайте и порядок пользования единой информационной системой определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию единой информационной системы.

6. Правительством Российской Федерации определяются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции:

1) по выработке функциональных требований к единой информационной системе, официальному сайту, в том числе по определению порядка информационного взаимодействия информационных систем в сфере закупок, по развитию и расширению функциональных возможностей единой информационной системы и официального сайта;

2) по созданию, ведению, развитию и обслуживанию единой информационной системы, в том числе по регистрации на официальном сайте;

3) по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта.

7. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях автоматизации деятельности государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы, интегрированные с единой информационной системой.

Статья 6. Принципы федеральной контрактной системы

Федеральная контрактная система основывается на таких принципах, как открытость (прозрачность) федеральной контрактной системы, конкуренция в федеральной контрактной системе, профессионализм заказчика, единство федеральной контрактной системы, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

Статья 7. Принцип открытости (прозрачности) федеральной контрактной системы

1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о федеральной контрактной системе. Для обеспечения доступа к информации о федеральной контрактной системе используется единая информационная система.

2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, не размещаются в открытой части единой информационной системы.

3. Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения, размещенные в единой информационной системе, должны быть полными и достоверными.

Статья 8. Принцип конкуренции в федеральной контрактной системе

1. Федеральная контрактная система обеспечивает создание равных условий для конкуренции между поставщиками (подрядчиками, исполнителями) при обеспечении государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах). Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) должны быть доступными, то есть любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации, имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом процедур.

2. Конкуренция в федеральной контрактной системе должна быть основана на добросовестном ценовом и неценовом состязании между участниками процедур закупок в целях превзойти иных участников в качестве и иных условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, уполномоченными органами, специализированными органами, специализированными организациями, должностными лицами контрактной службы заказчика (контрактными управляющими), комиссиями по осуществлению закупок и их членами, а также участниками процедур закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона и результатом которых могут являться недопущение, ограничение и устранение конкуренции, а также необоснованное ограничение числа участников процедур закупок.

Статья 9. Принцип профессионализма заказчика

1. Федеральная контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа и надзорного (контрольного) органа преимущественно на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями, опытом и навыками в сфере осуществления закупок.

2. Заказчики принимают меры для поддержания и повышения уровня квалификации и профессионализма должностных лиц, в том числе путем проведения профессионального обучения (повышения квалификации или профессиональной переподготовки) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Принцип единства федеральной контрактной системы

Федеральная контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством последовательной и эффективной реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом этапов прогнозирования, планирования и осуществления закупок, в том числе заключения и исполнения контрактов, а также аудита, надзора и контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств

1. Органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и казенные учреждения при прогнозировании, планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами требований.

Статья 12. Цели осуществления закупок

В соответствии с настоящим Федеральным законом закупки осуществляются:

1) для обеспечения выполнения государственных функций и полномочий государственных органов, обеспечения функций федеральных казенных учреждений и казенных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, федеральными целевыми программами, другими документами стратегического и программно-целевого планирования, для обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации, для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, для реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации, региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации, а также оказания государственных услуг;

2) для обеспечения выполнения функций и полномочий органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений и оказания муниципальных услуг.

Статья 13. Применение национального режима в федеральной контрактной системе

1. При осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств (работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами), применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары (работы, услуги) закупаются заказчиками для обеспечения государственных и муниципальных нужд на равных условиях с товарами российского происхождения (работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами), в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган государственной власти по формированию федеральной контрактной системы ведет перечень иностранных государств, с которыми заключены международные договоры Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, а также условий предоставления национального режима и размещает его в единой информационной системе в течение трех дней со дня его формирования или изменения.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами), при осуществлении закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.

4. Уполномоченный орган государственной власти по формированию федеральной контрактной системы по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами), для целей осуществления закупок.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами), подлежат обязательному опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней со дня такого опубликования размещаются в единой информационной системе.

Статья 14. Основные полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в федеральной контрактной системе

1. Основными полномочиями Правительства Российской Федерации являются:

1) определение основных направлений государственной политики в сфере осуществления закупок, правовых и экономических мер, направленных на развитие отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом;

2) нормативное правовое регулирование в сфере планирования, прогнозирования и осуществления закупок, а также аудита, надзора и контроля в указанной сфере;

3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Основными полномочиями федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) нормативное правовое регулирование в сфере планирования, прогнозирования и осуществления закупок, а также аудита, надзора и контроля в указанной сфере;

2) информационное обеспечение федеральной контрактной системы;

3) методическое обеспечение федеральной контрактной системы, в том числе методическое обеспечение прогнозирования и планирования закупок, обоснования начальной (максимальной) цены контрактов, разработка проектов типовых документаций и контрактов и их размещение в единой информационной системе;

4) прогнозирование и планирование закупок для обеспечения государственных нужд;

5) ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками;

6) ведение реестра недобросовестных поставщиков;

7) аудит, надзор и контроль за соблюдением заказчиками, уполномоченными органами, специализированными органами и специализированными организациями положений настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов в соответствии с положениями глав 4 и 5 настоящего Федерального закона, в том числе рассмотрение жалоб, связанных с нарушением настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов;

8) анализ результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности расходования бюджетных средств;

9) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляют:

1) разработку планов закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд на очередной год и плановый период и планов-графиков, а также обеспечение реализации указанных планов;

2) анализ результативности обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд и эффективности расходования бюджетных средств;

3) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

4. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными соответствующими ему нормативными правовыми актами государственными органами (органами государственной власти), органами управления государственными внебюджетными фондами и органами местного самоуправления их полномочия государственного или муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно государственных или муниципальных контрактов в лице указанных органов переданы на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) иным юридическим лицам, к деятельности таких юридических лиц по осуществлению закупок товаров, выполнению работ и оказанию услуг в пределах переданных полномочий применяются положения настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность заказчика.

Статья 15. Особенности закупок бюджетных учреждений

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки, за исключением случаев закупки, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, заключенных ими в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством государственных и муниципальных контрактов, а также за счет предоставленных таким учреждениям бюджетных инвестиций.

2. Требования настоящего Федерального закона не распространяются на случаи, когда бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по контракту или иному гражданско-правовому договору на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, привлекает в ходе исполнения такого контракта или договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных указанным контрактом или договором обязательств бюджетного учреждения.

3. Требования настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, связанные с выполнением бюджетными учреждениями научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, грантов (субсидий на конкурсной основе), предоставляемых из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное.

4. Закупка товаров (работ, услуг) для осуществления деятельности, предусмотренной частями 2 и 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Глава 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Статья 16. Прогнозирование и планирование закупок

Прогнозирование и планирование закупок осуществляются исходя из мероприятий государственных и муниципальных программ, иных документов, определяющих цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, посредством разработки и реализации:

1) сводного прогноза закупок и прогноза закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, входящих в его состав муниципальных образований (далее - прогноз субъекта Российской Федерации);

2) планов закупок;

3) планов-графиков.

Статья 17. Сводный прогноз закупок

1. Сводный прогноз закупок является частью прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а прогноз субъекта Российской Федерации - частью прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

2. Сводный прогноз закупок формируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с учетом анализа закупок, необходимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Прогноз субъекта Российской Федерации формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Сводный прогноз закупок составляется на основании прогнозов закупок, необходимых для реализации государственных программ Российской Федерации, программ субъектов Российской Федерации, иных документов программно-целевого характера, содержащих указания на необходимые для их реализации ресурсы, в том числе на обобщенную информацию о прогнозируемых закупках.

4. Сводный прогноз закупок формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, и размещается в единой информационной системе в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

Статья 18. Планы закупок

1. Планы закупок формируются заказчиком исходя из мероприятий государственных программ Российской Федерации, целевых программ, планов и программ развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных документов программно-целевого планирования, утвержденных (одобренных) в установленном порядке, сводного прогноза закупок, а также иных документов, определяющих цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

2. В планы закупок включаются следующие сведения:

1) идентификационный код закупки;

2) наименование мероприятия государственной программы Российской Федерации, целевой программы, плана или программы развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иного документа программно-целевого планирования, утвержденного (одобренного) в установленном порядке, наименование государственной или муниципальной услуги или функции;

3) описание объектов закупок, необходимых для реализации мероприятия, указанного в пункте 2 настоящей части, включая качественные и функциональные характеристики и объем закупаемых товаров (работ, услуг);

4) объем денежных средств, необходимых для осуществления закупок;

5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6) сведения о закупках новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции для федеральных государственных нужд в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень дополнительных сведений, включаемых в планы закупок.

4. Планы закупок разрабатываются сроком на три года. В случае, если срок реализации включаемого в план закупок мероприятия государственной программы Российской Федерации, целевой программы, плана или программы развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иного документа программно-целевого планирования превышает три года, для такого мероприятия план закупок должен содержать указанные в части 2 настоящей статьи сведения на весь срок реализации мероприятия.

5. Форма планов закупок и порядок их утверждения и ведения определяются Правительством Российской Федерации.

6. Указанный в части 2 настоящей статьи идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь кода бюджетной классификации, кода (кодов) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и кода (кодов) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Заказчик обязан указывать идентификационный код закупки в извещении о проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации об осуществлении закупки, в контракте, в документальном отчете.

7. Планы закупок подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие с государственными программами Российской Федерации, целевыми программами, планами и программами развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иными документами программно-целевого планирования, утвержденными (одобренными) в установленном порядке;

2) приведения их в соответствие с законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, законами о бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решением об утверждении (изменении) местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

3) реализации федеральных законов, решений, поручений (указаний) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования.

8. Планы закупок разрабатываются в процессе составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, проектов местных бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

9. Утвержденные в установленном порядке планы закупок подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня их утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и информации ограниченного доступа. Наряду с этим, заказчики вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (если имеются), а также в любых печатных изданиях.

Статья 19. Обоснование закупок

1. Закупки, включаемые в планы закупок и планы-графики, должны соответствовать:

1) целям и мероприятиям государственных программ Российской Федерации, целевых программ, планов и программ развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных документов программно-целевого планирования;

2) функциям и полномочиям соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе функциям по выработке политики и нормативно-правовому регулированию, аудиту, надзору и контролю, по оказанию государственных (муниципальных) услуг, по управлению государственным (муниципальным) имуществом и правоприменительным функциям в установленных сферах ведения и деятельности;

3) установленным правовыми актами нормативам и правилам обеспечения заказчиков и их должностных лиц необходимыми ресурсами для целей реализации их функций и должностных обязанностей;

4) предельным объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий;

5) иным нормативным правовым актам, решениям и поручениям (указаниям) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы муниципального образования.

2. При формировании планов закупок обоснованию подлежат:

1) объект закупки исходя из необходимости реализации конкретных мероприятий государственных программ Российской Федерации, целевых программ, планов и программ развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, иных документов программно-целевого планирования;

2) способ определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, включая дополнительные требования к участникам процедур закупок;

3) объем денежных средств, необходимых для осуществления закупок.

3. При этом составления отдельного документа с изложением обоснований не требуется.

4. Оценка обоснованности осуществления закупок производится в ходе мониторинга реализации планов закупок и планов-графиков, а также мероприятий по аудиту, надзору и контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 20. Нормирование в сфере закупок

1. Нормирование в сфере закупок - установление в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Федерального закона, требований к приобретаемым товарам (работам, услугам), достаточных для обеспечения деятельности заказчиков.

2. Для целей настоящей статьи под требованиями к приобретаемым товарам (работам, услугам), достаточными для обеспечения деятельности заказчиков, понимаются требования, которые обеспечивают приобретение товаров (работ, услуг), которые по количеству и качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам позволяют достичь полного обеспечения государственных и муниципальных нужд, но не приводят к закупкам товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства или иные характеристики либо являющихся предметами роскоши.

Заказчики при осуществлении закупок для обеспечения собственной деятельности обязаны соблюдать требования, предусмотренные в правовых актах, указанных в части 3 настоящей статьи.

3. Правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления о нормировании в сфере закупок подлежат размещению в единой информационной системе. Данное правило не распространяется на закупки для нужд обороны страны и безопасности государства, правоохранительной деятельности, а также закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.

4. Правительство Российской Федерации вправе определить требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, установить дополнительные требования к содержанию указанных правовых актов и обеспечению их исполнения, а также определить достаточные требования к отдельным видам товаров (работ, услуг).

Статья 21. Планы-графики

1. Планы-графики - документы, содержащие перечень закупок товаров (работ, услуг) заказчиков на очередной финансовый год и являющиеся основанием для осуществления закупок.

2. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами закупок.

3. В планы-графики включаются следующие сведения:

1) идентификационный код, присвоенный в соответствии с частями 2 и 6 статьи 18 настоящего Федерального закона;

2) условия контракта, включая наименование объектов закупок (описание объектов закупок в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона), в том числе количество (объем) и планируемые сроки (периодичность) приобретения товаров (работ, услуг), начальную (максимальную) цену контракта, в том числе размер аванса (если предполагается), с разбивкой по этапам оплаты (если осуществление закупки, включая исполнение контракта, предусматривается поэтапно);

3) дополнительные требования к участникам процедур закупок (при их наличии);

4) способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и обоснование его выбора;

5) график осуществления процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с указанным способом закупки.

4. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень дополнительных сведений, включаемых в планы-графики.

5. Заказчик вправе не включать в план-график сведения о закупках, предусмотренных пунктами 1 и 3 (если акт Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, определяющий поставщика (подрядчика, исполнителя), принят после формирования плана-графика), 5, 6, 11, 14, 17, 18, 21, 23, 24, 28 - 30 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона.

6. В случае, если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждаются планы-графики (долгосрочные контракты), в планы-графики также включаются сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, на весь период осуществления закупки до момента исполнения контракта.

7. Планы-графики разрабатываются ежегодно на один год и утверждаются заказчиками после принятия закона (решения) о бюджете, но до начала очередного финансового года.

8. Заказчики осуществляют закупки только в строгом соответствии со сведениями, включенными в планы-графики согласно части 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, за исключением закупок, указанных в части 5 настоящей статьи, не могут быть осуществлены.

9. Планы-графики подлежат изменению заказчиками в следующих случаях:

1) корректировка планов закупок;

2) увеличение стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате планирования закупок, вследствие которого невозможно осуществление закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком, или уменьшение более чем на десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной планом-графиком, стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате планирования закупок;

3) изменение планируемых сроков (периодичности) приобретения товаров (работ, услуг), способа закупки, графика осуществления процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с указанным способом закупки, отмена заказчиком предусмотренной планом-графиком процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

4) получение экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) возникновение обстоятельств, предвидеть которые на момент утверждения плана-графика было невозможно;

6) принятие решения Правительства Российской Федерации, надзорного и контрольных органов - при осуществлении и по результатам проведения надзорных (контрольных) мероприятий, мониторинга реализации планов закупок и планов-графиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

10. Проведение запроса предложений по итогам осуществления процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), признанной несостоявшейся, не требующего уточнения сведений, включаемых в план-график в соответствии с частью 3 настоящей статьи, за исключением подпунктов 4 и 5 части 3 настоящей статьи, не требует внесения изменений в план закупок и план-график. При этом заказчик обязан указать в плане-графике сведения об изменении способа и сроке осуществления процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

11. Внесение в соответствии с частью 9 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения в единой информационной системе извещения о соответствующей закупке согласно предусмотренному плану-графику.

12. Форма планов-графиков, порядок их утверждения и ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. Утвержденный заказчиком план-график и вносимые в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а также информации ограниченного доступа. Наряду с этим, заказчик вправе разместить план-график на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (если имеется) и (или) опубликовать его в любом печатном издании. При этом установленные настоящим Федеральным законом сроки исчисляются со дня размещения предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений и информации в единой информационной системе.

Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта

1. Начальная (максимальная) цена контракта определяется расчетным способом посредством использования как минимум одного из следующих методов:

1) нормативный метод, под которым понимается расчет цены контракта на основе нормативов. Этот метод в обязательном порядке применяется заказчиком в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе их максимальная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать;

2) метод одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар (работу, услугу). Этот метод применяется заказчиком в случае, если предполагается осуществление закупок товаров (работ, услуг), производимых (поставляемых, выполняемых, оказываемых) одной организацией;

3) тарифный метод, который в обязательном порядке применяется заказчиком, если цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары (работы, услуги);

4) метод индексации, при котором расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных (закупаемых) заказчиком в предыдущем (текущем) году, на индекс потребительских цен (иной обоснованный заказчиком коэффициент). Этот метод применяется в случае, если предполагается осуществление закупок товаров (работ, услуг), аналогичных закупленным (закупаемым) заказчиком в предыдущем (текущем) году (в том числе на основании утвержденной проектно-сметной документации). В случае применения этого метода в документации должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в том числе информация о предшествующих процедурах закупок, их количестве. При этом предшествующие процедуры закупки, на основании которых заказчиком производится расчет начальной (максимальной) цены контракта, должны быть завершены на момент расчета и не являться несостоявшимися или отмененными, и заключенные по итогам их проведения контракты не должны быть расторгнуты. Количество предшествующих процедур закупок, учитываемых заказчиком в целях расчета, не может быть менее трех;

5) запросный метод, который заказчик вправе использовать в случае, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг) и невозможно применить методы, указанные в пунктах 1 - 4 настоящей части. При применении этого метода определение стоимости товаров (работ, услуг) производится посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, не менее трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, и проведения расчетов начальной (максимальной) цены контракта на основе полученной информации. В случае применения этого метода в документации об осуществлении закупок должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в том числе источник получения информации о ценах, наименование субъекта предпринимательской деятельности, чье ценовое предложение было предметом изучения, сами ценовые предложения, а также порядок расчета;

6) проектно-сметный метод, согласно которому цена контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт определяется на основании разработанной проектной документации. При этом сметная стоимость строительных работ пересчитывается в текущий уровень цен на дату осуществления процедур определения подрядчиков и исполнителей по соответствующим индексам цен на строительные и монтажные работы по основным калькуляционным статьям прямых затрат (оплата труда, затраты на эксплуатацию машин и механизмов, стоимость материалов);

7) метод расчета удельной цены основного параметра, при котором определение цены контракта производится посредством изучения ценовых предложений не менее чем трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, уровень цен на которые предопределяется одним основным параметром, существенным для заказчика. Этот метод может использоваться в тех случаях, когда изменение основного параметра не влечет за собой конструкционных изменений иных параметров с соответствующим увеличением либо снижением его стоимости;

8) самостоятельный расчет заказчиком начальной (максимальной) цены контракта в случае невозможности определения начальной (максимальной) цены контракта с использованием указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части методов. В этом случае в документации об осуществлении закупки заказчик обязан указать обоснование невозможности использования таких методов, а также сведения и их источник, которые он использовал в целях расчета начальной (максимальной) цены контракта.

2. К источникам информации о ценах товаров (работ, услуг), которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, относятся данные государственной статистической отчетности, сведения, содержащиеся в единой информационной системе, реестре контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, специализированного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные достоверные источники информации. Правительство Российской Федерации вправе для закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта.

Порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды товаров (работ, услуг) устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности.

3. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) предусматриваются особенности определения начальных (максимальных) цен контрактов, а также определить федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные устанавливать такие особенности.

4. Контроль за определением начальных (максимальных) цен контрактов осуществляется контрольным органом.

5. Участники процедур закупок, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе обращаться от своего имени в контрольные и надзорный органы с заявлением о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях выявления нарушений заказчиком порядка выбора и обоснования способа закупок и (или) начальной (максимальной) цены контракта.

6. Должностные лица заказчиков, уполномоченных органов, специализированных органов, сотрудники специализированных организаций несут дисциплинарную, вплоть до увольнения, и административную ответственность за нарушение требований к определению начальных (максимальных) цен контрактов, установленных в соответствии с настоящей статьей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: