Наконец, психологические процессы, стоящие за конформизмом, были объяснены с помощью теории социальной категоризации (Abrams, Hogg, 1990; Turner, 1991; Mugny, Perez, 1991). Одна из основных гипотез, лежащих в основе этой теории, состоит в том, что несогласие с другими людьми вызывает неуверенность только в специфических условиях, а именно когда человек ожидал согласия с ними. Так, несогласие с членами своей же группы вызывает большую неуверенность, чем несогласие с людьми, не входящими в группу Вторая гипотеза исходит из того, что внутри одной группы люди пользуются неодинаковым влиянием. Влияние членов группы зависит от степени, в которой их позиция представляется отражением внутригрупповой нормы. Существует тенденция, которая ведет к тому, что члены группы, более близкие к этой норме, имеют большее влияние, чем те, которые в большей степени от нее отклоняются. Третья гипотеза заключается в том, что конформизм по отношению ко внутригрупповой норме нередко предполагает внутреннее согласие с ней (в сочетании с внешним, публичным подчинением), так как индивид считает, что внутригрупповые нормы дают надежную информацию о реальной действительности. Многие исследования подтверждают приведенное объяснение конформизма социальной категоризацией (например, Abrams, Wetherell, Cochrane, Hogg, Turner, 1990; Hogg, Turner, 1987). Кроме того, люди по-разному рассматривают информацию с когнитивной точки зрения в зависимости от того, исходит ли она от своей группы или от чужой (об этом см., например, в исследованиях Mackie, Worth, Asuncion, 1990; Wilder, 1990).
|
|
Третья гипотеза теории социальной категоризации в какой-то мере оспаривает то, что было сказано выше. Обсуждая воздействие привлекательности группы на конформизм, мы предположили, что привлекательные группы оказывают влияние в первую очередь потому, что они усиливают нормативное давление. То есть люди ведут себя более конформно по отношению к привлекательным группам, чем к группам менее привлекательным, так как их больше заботит награда или наказание, исходящие от людей, которые им нравятся, чем соответствующая реакция людей, которые им не нравятся. Напротив, точка зрения социальной категоризации предполагает, что группы, к которым мы принадлежим и реакция которых нам важна (т. е. свои группы), оказывают влияние по причинам как информационным, так и нормативным. Другими словами, более вероятно, что мы будем вести себя более конформно по отношению к своей группе, чем по отношению к чужой, потому что, с одной стороны, нам важнее получить одобрение нашей группы, а с другой стороны, потому что мы предполагаем, что позиция нашей группы, по-видимому, более правильна (информационное влияние).