Пространственная близость жертвы

В следующих исследованиях Милгрэм попытался лучше изучить условия, в кото­рых люди подчиняются авторитет}', приказывающему подвергать болезненному электрошоку невинную жертву. Он провел серию экспериментов, в которых рас­смотрел роль пространственной близости ученика от преподавателя. В этих экс­периментах он сравнил подчинение в условиях, описанных выше (обратная связь с помощью голоса), с подчинением в трех дополнительных вариантах условий. При условии удаленности ученик, находящийся в соседнем помещении, не отве­чает устно, а стучит в стену. Он начинает стучать при напряжении в 300 вольт, а после 315 вольт совсем перестает реагировать. При условии близости ученик находится в той же комнате, что и преподаватель, отвечает вслух, как в условиях обратной связи с помощью голоса. Наконец, в условиях контактной близости уче­ника можно подвергнуть электрошоку, только если он держит руку на токопрово-Дящей пластине. Преподаватель получает приказ своей рукой насильно удержи­вать руку ученика в этом положении. Когда ученик находится в соседней комна­те, то устранение из эксперимента его стонов практически никак не влияет на подчинение преподавателя экспериментатору. В самом деле, доля испытуемых, подчинившихся экспериментатору полностью (т. е. тех, кто довел напряжение До 450 вольт), в этих условиях удаленности составил 65, что сопоставимо с 63% в эксперименте с обратным воздействием голоса. Если ученик находится в одной комнате с преподавателем, различие более заметно: подчинение снижается до 40% в случае пространственной близости и до 30% в случае контактной близости. Следовательно, имеются доказательства уменьшения числа подчинившихся при Условии приближения «ученика» к «преподавателю».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: