Можно было бы предположить, что работы Милгрэма, касающиеся подчинения-как в свое время эксперименты Аша, посвященные изучению конформизма, вызо-
____________________________ Б. Подчинение 55
вут большое число дальнейших исследований. Однако этого не произошло, хо-тЯ невозможно утверждать, что подчинение имеет меньшее значение, чем конформизм, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Теоретический вопрос о причинах подчинения людям, обладающим авторитетом, конечно, не менее интересен, чем вопрос, почему индивиды уступают давлению, оказываемому группой равных им людей. Также и с практической точки зрения многие стали бы утверждать, что некоторые исторические примеры подчинения (например, бойня в деревне Ми Лай, зверства нацистов во время Второй мировой войны) по крайней мере столь же важны, как и конформизм в реальной жизни (не преминув, конечно, признать, что во многих ситуациях эти два типа процессов трудно разграничить). В самом деле, некоторые исследователи, рассматривавшие названные выше работы, пошли еще дальше, заявляя, что изучение подчинения, проведенное Милгрэмом, составляет эпоху благодаря своему вкладу в наши знания о поведении людей. Например, Росс (Ross, 1988) полагает, что «больше, чем какой-нибудь другой вклад в историю науки об обществе, эти исследования стали частью интеллектуального наследия нашего общества — этого маленького собрания исторических инцидентов, библейских притч и классической литературы, — из которого мыслители могут свободно черпать, когда они обсуждают природу человека или когда изучают историю человечества» (р. 101).
|
|
Наиболее вероятной причиной, почему работы Милгрэма вызвали меньше исследований, чем эксперименты Аша, является то, что изучение подчинения поднимает более серьезные этические проблемы, а именно вопрос, могут ли научные или другие основания оправдать тот факт, что испытуемым даются приказания целать то, что сам экспериментатор считает неприятным и даже отталкивающим с точки зрения морали. Эксперименты Милгрэма вызвали бурные споры, которые во многом выходили за рамки социальной психологии. Например, при обсуждении работ Милгрэма Бруно Беттельгейм заявил: «Я его ненавижу, как я ненавижу Зимбардо. Эти эксперименты настолько отвратительны, и цель, которая побудила их провести, так отвратительна, что никакие их результаты не имеют ценности... Они прямо продолжают эксперименты нацистов на человеческих существах» (цит. по: Askenasy, 1978, р. 13). Действительно, работы Милгрэма наряду с другими спорными работами вызвали широкую дискуссию об этических последствиях исследований, использующих человека как объект эксперимента (например, Baumrind, 1964; Schlenker, Forsith, 1977; см. также Miller, 1986 для более глубокого рассмотрения). Полемика достигла кульминации, завершившись политикой ограничения исследований человека со стороны как Американской психологической ассоциации, так и исследовательских агентств американского правительства. Одним из следствий этой политики было сокращение работ по изучению подчинения власти, в частности в США (Blass, 1992).
|
|
Несмотря на ограничения, введенные ввиду этических проблем, вызванных Работами Милгрэма, впоследствии был проведен ряд исследований, посвящен-"Ых подчинению. Например, было установлено, что подчинение отнюдь не только американское явление. Некоторые исследования показывают, что облеченные властью люди, которые приказывают индивидам причинять страдания другим, 'Пользуются влиянием и в других странах, в том числе в Австралии, Германии, Иордании и в Нидерландах (Kilham, Mann, 1974; Mantell, 1971; Meeus, Raaijma-tars, 1995; Shanab, Yahia, 1978). Исследования различий между полами в отноше-
eg Глава 1, Конформизм и подчинение
Б. Подчинение 57
нии подчинения дали противоречивые результаты. Одни исследователи не отме
чают здесь никаких различий (Milgram, 1974; Shanab, Yahia, 1978), другие находят, •
что подчинение в большей степени свойственно женщинам (Sheridan, King, 1972), •
но есть и такие, которые утверждают, что большая степень подчинения наблюда- •
ется у мужчин (Kilham, Mann, 1974). •
Было также отмечено, что подчинение не сводится к исполнению приказа при-1 менить электрошок во время эксперимента. Например, Орн и Ивенс (Orne, Evans, I 1965) констатировали случаи подчинения приказу прикоснуться к «ядовитой» Г змее, погрузить руку в сосуд с «кислотой» и обрызгать ею других людей. Было об- I наружено, например (Hofling, Brotzman, Dalrymple, Graves, Pierce, 1966), что некоторые медсестры соглашались давать пациентам в больнице опасные медикаменты по распоряжению незнакомого врача. А Меус и Рааймакерс (Meeus, Raaijmakers, 1986, 1987) добились значимого числа случаев подчинения в ситуации, когда испытуемые должны были причинить не физические, а психологические страдания. В их эксперименте испытуемые, придя в лабораторию, встречали человека, находившегося там явно с целью пройти тест для найма на работу. Экспериментатор, отведя испытуемых в сторону, сообщал им, что его интересует, как люди работают в состоянии стресса. Задача участников эксперимента заключалась в том, чтобы мучить человека, зачитывая ему вопросы теста. Например, они произносили фразу типа: «Согласно тесту, вам лучше было бы претендовать на более низкую должность». По мере того как сеанс продолжается, человек энергично протестует против такого обращения и в конце концов не справляется с заданиями теста и не получает работу. Когда экспериментатор просил участников эксперимента продолжать оскорблять человека, 91% из них подчинялись беспрекословно.
Важным фактором в подчинении является степень ответственности, которую чувствует человек, причиняющий страдания. Было отмечено, что люди меньше способны подчиняться, когда они чувствуют личную ответственность за страдания жертвы, чем в противоположном случае (Tilker, 1970). Так, Меус и Рааймакерс (Meeus, Raaijmakers, 1995) констатировали, что предупреждение испытуемых о том, что они подлежат наказанию по закону за причиненные жертве страдания, сильно сокращает число подчинившихся распоряжению (оно падает с 91 до 30%). Эти результаты важны, так как во многих организациях подчиненные ощущают себя всего лишь маленькими винтиками механизма, не несущими личной ответственности за последствия своих поступков. Это поднимает интересный вопрос: способны ли те, кто находятся в среднем звене организации и ограничиваются передачей распоряжений, которые в конце концов могут причинить вред людям, к большей степени подчинения, чем те, кто действительно этот вред причиняют. Килхэм и Манн (Kilham, Mann, 1974) изучали эту проблему в эксперименте, где сравнивали реакцию людей, которые просто передавали распоряжения экспериментатора подвергнуть электрошоку участника эксперимента (передатчиков), и тех людей, которые действительно подвергали жертву электрошоку (исполнителей). Результаты показывают, что беспрекословно подчинялись 54% передатчиков, но только 28% исполнителей.
|
|