Индивидуальные характеристики влияют на изменение мнения после сообщения во взаимодействии с факторами источника, сообщения и канала. Более того, каждый индивидуальный фактор взаимодействует с остальными индивидуальными факторами. Эффект временных диспозиций, порождаемых ситуацией в прошлом или в настоящем, также зависит от других факторов. Примеров этого приводилось много. Проводимые в настоящее время исследования когнитивных реакций реципиента во время восприятия сообщения и изучение условий возникновения когнитивного диссонанса, несомненно, обогатят картину совместного проявления эффектов. С другой стороны, легко представить себе, как устойчивые характеристики личности влияют на изменение мнения, поскольку они увеличивают или Уменьшают вероятность того, что реципиент обратит внимание на сообщение, поймет его и будет восприимчив к природе аргументов и изменит или не изменит свой аттитюд. Но теперь уже невозможно рассматривать изолированно один какой-либо фактор, как невозможно отделить воздействие, которое данный фактор оказывает на этапе приема сообщения, от его воздействия на этапе согласия, часто Противоположно направленного, как это показывает Макгвайр. Точно так же обстоит дело и с временными диспозициями, которые имеет реципиент в момент приема сообщения, как об этом свидетельствуют работы, посвященные рассеянности (отвлечению внимания).
|
|
Следует, однако, особо упомянуть когнитивную деятельность индивида. Когда Испытуемый предупрежден или «иммунизирован» заранее, когнитивная деятель-
140 Глава 3. Изменение установок
ность имеет предвосхищающий характер. Она способствует вниманию, пониманию и оценке предстоящего сообщения, поскольку подготавливает реципиента к контраргументации. Когда сообщение приходит без предварительной работы с испытуемым, когнитивная деятельность имеет последовательный характер, осуществляется после приема сообщения и, следовательно, обусловлена вниманием и пониманием сообщения. В ролевой игре фаза приема сообщения в каком-то смысле подвергается короткому замыканию, поскольку когнитивная деятельность протекает одновременно с созданием реципиентом его собственного сообщения, которое поэтому меньше подвергается влиянию факторов, вносящих — в других обстоятельствах — изменения во внимание и понимание. Выработку испытуемым аргументов в пользу тезиса, который не соответствует его мнению, следует непосредственно связать с оценкой упомянутой в сообщении точки зрения, от чего зависит согласие с этой точкой зрения. Но в интеллектуальной ролевой игре (Janis, Mann) речь идет об оценке валидности аргументов, тогда как в эмоциональной ролевой игре речь идет о другом способе оценки (Janis, King), поскольку через эмоцию, сыгранную и прочувствованную испытуемым, он сознает отрицательные последствия своей установки или привычки в прошлом или же в ситуациях вынужденного подчинения (Festinger), когда испытуемый оценивает неприятные последствия своего несогласия с самим собой.