Другие эксперименты подтверждают и поддерживают гипотезу о специфическом для влияния меньшинства эффекте конверсии. Персоннац (Personnaz, 1981) повторяет свой, проведенный совместно с Московичи, эксперимент 1980 г. Достижение этого эксперимента заключается в усовершенствовании методики его проведения. Для исследования эффекта последействия добавляется промежуточный этап измерения, более надежного, чем вербальные ответы, — измерение с помощью адекватного прибора, — спектрометра. Спектрометр, прибор для измерения светового спектра, следовательно цвета, позволяет обойтись без словесной оценки цвета диапозитива и следующей за ним картинки. Вместо использования словесной шкалы, охватывающей цвета от желто-оранжевого — дополнительного к голубому — до пурпурно-красного — дополнительного к зеленому, автор эксперимента просит испытуемых опознать на спектрометре цвет, точно соответствую' щий их восприятию. Этот прибор позволяет испытуемому пройти весь световой спектр, останавливаясь в тот момент, когда он видит цвет, увиденный им на экрз-не при показе либо диапозитива, либо следующей за ним картинки. Шкала, кото рая здесь используется, очень точна: это шкала длин волн.
|
|
Экспериментальная парадигма та же, что в исследовании, который Московии и Персоннац (Personnaz) провели в 1980 г., за одним исключением: цвет посЛ предъявления картинки определяется с помощью спектрометра. На втором эта пе — в фазе влияния — испытуемый, услышав ответ ассистента «зеленый», сначз ла отвечает устно, затем проверяет свой ответ по спектрометру.
Полученные результаты подтверждают результаты упомянутого выше эксперимента 1980 г. В частности, они показывают, что у индивидов, подвергшихся влиянию меньшинства, изменяется само восприятие цвета диапозитива, чего не происходит в случае влияния большинства. Этот эффект усиливается, когда ис-точник влияния отсутствует. Таким образом, подтверждается влияние меньшинства на всю перцептивную деятельность в целом, т. е. и на восприятие, и на эффект последействия (табл. 4.3).
Таблица 4.3 Восприятие голубого диапозитива и следующей за ним картинки*
Этапы эксперимента | |||
Условия | 1. Влияние до эксперимента — предвлияние (ассистент присутствует) | 2. Влияние после эксперимента — поствлияние (ассистент присутствует) | Влияние после эксперимента — поствлияние (ассистент отсутствует) |
Восприятие цвета диапозитива | |||
Источник влияния — меньшинство | 482,87 | 483,45 | 485,05 |
Источник влияния — большинство | 482,18 | 481,33 | 481,98 |
Восприятие последующей картинки | |||
Источник влияния — меньшинство | 622,12 | 633,00 | 635,10 |
Источник влияния — большинство | 624,11 | 625,63 | 619,47 |
* Выраженное в средних длинах волн. |
Особенно интересным кажется нам дополнительный результат, который дает объяснение психологической деятельности испытуемых. Эти процессы необходимо рассмотреть более детально, чтобы выйти за пределы одних только числовых данных и достигнуть прогресса в их интерпретации. После эксперимента автор предложил испытуемым вопросник и попросил воспроизвести по памяти процент индивидов, воспринимающих диапозитив как голубой или зеленый (фиктивные процентные данные, которые экспериментатор сообщил в конце первого этапа). -
|
|
Оказалось, что испытуемые, «принадлежащие к меньшинству», проявили тенденцию к увеличению процентной доли большинства и к преуменьшению доли Меньшинства, к которому они якобы принадлежали. Идентификация с меньшинством представляется особенно показательной. Переоценка членами меньшинст-ва доли большинства, к которому они не принадлежат, подчеркивает их характеристику как «сосланных», «исключенных». Это начало объяснения заслуживает аДумчивого анализа феномена идентификации с меньшинством и оценки его значимое ги.
166 Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)
Г. Путь к объяснению: идентификация с меньшинством невозможна 1 67