Б. Подтверждение

Другие эксперименты подтверждают и поддерживают гипотезу о специфическом для влияния меньшинства эффекте конверсии. Персоннац (Personnaz, 1981) по­вторяет свой, проведенный совместно с Московичи, эксперимент 1980 г. Дости­жение этого эксперимента заключается в усовершенствовании методики его про­ведения. Для исследования эффекта последействия добавляется промежуточный этап измерения, более надежного, чем вербальные ответы, — измерение с помо­щью адекватного прибора, — спектрометра. Спектрометр, прибор для измерения светового спектра, следовательно цвета, позволяет обойтись без словесной оцен­ки цвета диапозитива и следующей за ним картинки. Вместо использования сло­весной шкалы, охватывающей цвета от желто-оранжевого — дополнительного к голубому — до пурпурно-красного — дополнительного к зеленому, автор экспери­мента просит испытуемых опознать на спектрометре цвет, точно соответствую' щий их восприятию. Этот прибор позволяет испытуемому пройти весь световой спектр, останавливаясь в тот момент, когда он видит цвет, увиденный им на экрз-не при показе либо диапозитива, либо следующей за ним картинки. Шкала, кото рая здесь используется, очень точна: это шкала длин волн.

Экспериментальная парадигма та же, что в исследовании, который Московии и Персоннац (Personnaz) провели в 1980 г., за одним исключением: цвет посЛ предъявления картинки определяется с помощью спектрометра. На втором эта пе — в фазе влияния — испытуемый, услышав ответ ассистента «зеленый», сначз ла отвечает устно, затем проверяет свой ответ по спектрометру.


Полученные результаты подтверждают результаты упомянутого выше экспе­римента 1980 г. В частности, они показывают, что у индивидов, подвергшихся влиянию меньшинства, изменяется само восприятие цвета диапозитива, чего не происходит в случае влияния большинства. Этот эффект усиливается, когда ис-точник влияния отсутствует. Таким образом, подтверждается влияние меньшин­ства на всю перцептивную деятельность в целом, т. е. и на восприятие, и на эф­фект последействия (табл. 4.3).

Таблица 4.3 Восприятие голубого диапозитива и следующей за ним картинки*

    Этапы эксперимента  
Условия 1. Влияние до эксперимента — предвлияние (ассистент присутствует) 2. Влияние после эксперимента — поствлияние (ассистент присутствует) Влияние после эксперимента — поствлияние (ассистент отсутствует)
Восприятие цвета диапозитива    
Источник влияния — меньшинство 482,87 483,45 485,05
Источник влияния — большинство 482,18 481,33 481,98
Восприятие последующей картинки    
Источник влияния — меньшинство 622,12 633,00 635,10
Источник влияния — большинство 624,11 625,63 619,47
* Выраженное в средних длинах волн.    

Особенно интересным кажется нам дополнительный результат, который дает объяснение психологической деятельности испытуемых. Эти процессы необхо­димо рассмотреть более детально, чтобы выйти за пределы одних только число­вых данных и достигнуть прогресса в их интерпретации. После эксперимента автор предложил испытуемым вопросник и попросил воспроизвести по памяти процент индивидов, воспринимающих диапозитив как голубой или зеленый (фик­тивные процентные данные, которые экспериментатор сообщил в конце первого этапа). -

Оказалось, что испытуемые, «принадлежащие к меньшинству», проявили тен­денцию к увеличению процентной доли большинства и к преуменьшению доли Меньшинства, к которому они якобы принадлежали. Идентификация с меньшин­ством представляется особенно показательной. Переоценка членами меньшинст-ва доли большинства, к которому они не принадлежат, подчеркивает их характе­ристику как «сосланных», «исключенных». Это начало объяснения заслуживает аДумчивого анализа феномена идентификации с меньшинством и оценки его зна­чимое ги.


166 Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)


Г. Путь к объяснению: идентификация с меньшинством невозможна 1 67




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: