Всякий раз, когда в социальном поле имеется несколько категорий, усиление контрастов проявляется не всегда. Как мы только что видели, возможно ослабление действия процесса категоризации, если имеется принадлежность к общей «надка-
£.l\j i лава э. шнишвнвя между группами
Г. Пересечение различных видов категориальной принадлежности 271
тегории» (категории более высокого уровня). С другой стороны, во многих случаях происходит пересечение категорий, и тогда одни и те же индивиды оказываются принадлежащими к разным категориям по одному критерию и к одной и той же категории по другому критерию.
Представим себе простой случай пересечения категориальной принадлежности. Участники эксперимента по одному критерию принадлежат к двум категориям — это мальчики и девочки. По другому критерию они принадлежат к другим категориям — экспериментальным группам «красных» и «синих». Пересечем эти категории так, чтобы каждая группа девочек и мальчиков состояла наполовину из «синих» и наполовину из «красных» и чтобы каждая группа «синих» или «красных» состояла наполовину из девочек и мальчиков. Для каждого из испытуемых часть участников принадлежит по одному критерию к той же группе, что и он, а по другому критерию — к категории отличающейся.
Как в такой ситуации будет происходить процесс категориальной дифференциации, если обе категориальные принадлежности значимы для испытуемых? По-видимому, должно было бы произойти усиление различий между двумя категориями пола, но также между двумя экспериментальными категориями («синих» и «красных»). В то же время должны были бы усилиться различия внутри каждой категории, поскольку в каждом случае они «раздваиваются» на разные категории по другому критерию. По тем же причинам должно было бы произойти усиление сходства внутри одной и той же категории. Следовательно, должен возникнуть конфликт в результате усиления сходства и различий внутри одной категории и между противостоящими друг другу категориями. Поэтому можно ожидать, что в этом случае противоположные эффекты ослабят категориальные различия. Именно это и было нами проверено экспериментально (Deschamps et Doise, 1979).
В эксперименте участвовали школьники 9-10 лет из пяти классов начальной школы города Женевы. Были сформированы десять экспериментальных групп, состоявших каждая из 12 испытуемых (по 6 мальчиков и 6 девочек из одного класса). Пять из этих групп участвовали в эксперименте в условиях простой категоризации. В каждой из этих групп мальчиков просили сесть по одну сторону диагонали, намеченной на столе, а девочек — по другую сторону. Для пяти остальных групп была создана ситуация пересечения категорий. Так же как в другом варианте эксперимента, мальчики и девочки сидели по разные стороны диагонали, намеченной на столе, но, кроме того, по три мальчика и три девочки были красными, остальные — синими. Детям были розданы шариковые ручки: шесть ручек с красным стержнем и шесть — с синим, и было отмечено, что получились две группы: «красные» и «синие». Эти две группы были отделены друг от друга второй диагональю, намеченной на столе.
Усадив детей, мы попросили их выполнить индивидуально некоторые простые задания типа «бумага—карандаш» в духе игр, встречающихся в детской прессе: шарики, которым надо найти место в рисунке, или кроссворды. Предварительно мы проследили за тем, чтобы задания не казались «мужскими» или «женскими»-Первая серия игр служила как бы тренировкой, и экспериментатор играл вместе с детьми. Затем каждый из детей самостоятельно играл во второй серии игр, причем не отмечалось, сколько раз каждый из 12 участников экспериментальной группы дал верный ответ (включая его самого). Дети должны были дать каждому участнику оценку от 0 до 4 баллов. Для каждого из испытуемых были записаны
имена всех 12 участников на листках для ответа. В случае простой категоризации в списке чередовались по два имени мальчиков и девочек. В случае пересечения категорий имена девочек и мальчиков чередовались так же, но к этому добавлялось чередование имен «красных» (написанных красным цветом) и имен «синих» (написанных синим цветом). Ответы на этот вопросник играли роль зависимых переменных эксперимента.
Имело ли пересечение категорий предсказанный эффект? Чтобы это проверить, сравним оценки, выставленные детьми в обоих вариантах эксперимента. В случае простой категоризации имеются различия в оценках своей категории и другой категории. Это различие исчезает при пересечении категорий. В этом последнем случае нет также и дифференциации в терминах цветовых категорий. Пересечение категорий принадлежности может, следовательно, аннулировать эффект дифференциации.
Уже стало общим местом утверждение, что мужской и женский пол имеют неодинаковый статус в нашем обществе. Это различие проявилось в условиях эксперимента. Мальчики дают более различающиеся характеристики двум группам, чем девочки. Но опять этот результат имеет место при простой категоризации, но не проявляется во втором варианте эксперимента. Это подтверждает, что собственная динамика ситуации, даже экспериментальной, может препятствовать внешнему детерминизму.
Мы также и по-другому изучали эффект пересечения социальной принадлежности. Девушкам предложили описать с помощью списка прилагательных людей мужского и женского пола, молодых и взрослых (случаи простой категоризации) в одном варианте эксперимента. В другом варианте они должны были описать качества молодых девушек и юношей и взрослых мужчин и женщин (пересечение категорий). Описать получившиеся таким образом четыре группы надо было с помощью ответов «да» и «нет» (обведя соответствующий ответ кружочком), отбирая прилагательные, подходящие полностью, немного или совсем не подходящие для характеристики описываемой группы. Зависимая переменная определялась как суммарное число прилагательных, в отношении которых две группы получали каждый раз различные оценки от одного и того же испытуемого. Различия, отмеченные в отношении мужчин и женщин, каждый раз более значительны, чем в отношении юношей и девушек или между взрослыми мужчинами и женщинами. Более сильные различия отмечены также между молодежью и взрослыми, чем между молодыми или взрослыми мужчинами и между молодыми или взрослыми женщинами. Мы снова видим, что пересечение принадлежности ослабило процесс категоризации.
Многие другие авторы, использовавшие различные процедуры (Arcuri, 1982; Eurich-Fulcer, Schofield, 1995; Vanbeselaere, 1987), также констатировали, что пересечение принадлежности ослабляет эффект категоризации. Результаты Брауна и Тернера (Brown, Turner, 1979) аналогичны приведенным выше в случае, когда все четыре группы, полученные пересечением, представлены вместе в экспериментальной ситуации. Если присутствуют только две из этих групп, то все происходит так, как если бы пересечение не оказывало воздействия: мы опять видим, что происходит межгрупповая дифференциация.
Каждый индивид может рассматриваться как находящийся на пересечении многих вариантов принадлежности. Но эта особенность скрадывается, если инди-
Е. Модель прототипов 273
вид объединяется с кем-то другим, имеющим ту же категориальную принадлежность, что и он. Так, мы неоднократно констатировали (Doise 1976), что стереотипы действуют сильнее, когда два члена одной социальной категории сталкиваются с двумя индивидами, принадлежащими к другой категории, по сравнению с ситуацией, когда один член некой категории сталкивается с одним членом другой категории. При индивидуальных встречах в суждениях переплетаются многочисленные виды принадлежности. Во время коллективной встречи доминируют общая принадлежность к определенной группе и отличающаяся категориальная принадлежность другой группы (другой стороны).
Отметим, наконец, что Дешан (Deschamps, 1977) заново ввел экспериментальную парадигму категоризации в сферу суждений о физических объектах, используя, однако, также условия пересечения категориальной принадлежности. Поэтому в этой ситуации он констатирует исчезновение дифференциации между категориями. Так замыкается один круг проблем: модель, примененная сначала к контрастным суждениям о физических характеристиках, обогащает исследование социальных суждений и затем снова возвращается к своей изначальной сфере, где проверяются свойства модели, выявленные социальными психологами.