Г. Пересечение различных видов категориальной принадлежности

Всякий раз, когда в социальном поле имеется несколько категорий, усиление конт­растов проявляется не всегда. Как мы только что видели, возможно ослабление действия процесса категоризации, если имеется принадлежность к общей «надка-


£.l\j i лава э. шнишвнвя между группами


Г. Пересечение различных видов категориальной принадлежности 271



тегории» (категории более высокого уровня). С другой стороны, во многих случа­ях происходит пересечение категорий, и тогда одни и те же индивиды оказывают­ся принадлежащими к разным категориям по одному критерию и к одной и той же категории по другому критерию.

Представим себе простой случай пересечения категориальной принадлежно­сти. Участники эксперимента по одному критерию принадлежат к двум категори­ям — это мальчики и девочки. По другому критерию они принадлежат к другим категориям — экспериментальным группам «красных» и «синих». Пересечем эти категории так, чтобы каждая группа девочек и мальчиков состояла наполовину из «синих» и наполовину из «красных» и чтобы каждая группа «синих» или «крас­ных» состояла наполовину из девочек и мальчиков. Для каждого из испытуемых часть участников принадлежит по одному критерию к той же группе, что и он, а по другому критерию — к категории отличающейся.

Как в такой ситуации будет происходить процесс категориальной дифферен­циации, если обе категориальные принадлежности значимы для испытуемых? По-видимому, должно было бы произойти усиление различий между двумя катего­риями пола, но также между двумя экспериментальными категориями («синих» и «красных»). В то же время должны были бы усилиться различия внутри каждой категории, поскольку в каждом случае они «раздваиваются» на разные категории по другому критерию. По тем же причинам должно было бы произойти усиление сходства внутри одной и той же категории. Следовательно, должен возникнуть конфликт в результате усиления сходства и различий внутри одной категории и между противостоящими друг другу категориями. Поэтому можно ожидать, что в этом случае противоположные эффекты ослабят категориальные различия. Имен­но это и было нами проверено экспериментально (Deschamps et Doise, 1979).

В эксперименте участвовали школьники 9-10 лет из пяти классов начальной школы города Женевы. Были сформированы десять экспериментальных групп, состоявших каждая из 12 испытуемых (по 6 мальчиков и 6 девочек из одного класса). Пять из этих групп участвовали в эксперименте в условиях простой кате­горизации. В каждой из этих групп мальчиков просили сесть по одну сторону диагонали, намеченной на столе, а девочек — по другую сторону. Для пяти осталь­ных групп была создана ситуация пересечения категорий. Так же как в другом ва­рианте эксперимента, мальчики и девочки сидели по разные стороны диагонали, намеченной на столе, но, кроме того, по три мальчика и три девочки были красны­ми, остальные — синими. Детям были розданы шариковые ручки: шесть ручек с красным стержнем и шесть — с синим, и было отмечено, что получились две груп­пы: «красные» и «синие». Эти две группы были отделены друг от друга второй диагональю, намеченной на столе.

Усадив детей, мы попросили их выполнить индивидуально некоторые простые задания типа «бумага—карандаш» в духе игр, встречающихся в детской прессе: шарики, которым надо найти место в рисунке, или кроссворды. Предварительно мы проследили за тем, чтобы задания не казались «мужскими» или «женскими»-Первая серия игр служила как бы тренировкой, и экспериментатор играл вместе с детьми. Затем каждый из детей самостоятельно играл во второй серии игр, при­чем не отмечалось, сколько раз каждый из 12 участников экспериментальной группы дал верный ответ (включая его самого). Дети должны были дать каждому участнику оценку от 0 до 4 баллов. Для каждого из испытуемых были записаны


имена всех 12 участников на листках для ответа. В случае простой категоризации в списке чередовались по два имени мальчиков и девочек. В случае пересечения категорий имена девочек и мальчиков чередовались так же, но к этому добавля­лось чередование имен «красных» (написанных красным цветом) и имен «синих» (написанных синим цветом). Ответы на этот вопросник играли роль зависимых переменных эксперимента.

Имело ли пересечение категорий предсказанный эффект? Чтобы это прове­рить, сравним оценки, выставленные детьми в обоих вариантах эксперимента. В случае простой категоризации имеются различия в оценках своей категории и другой категории. Это различие исчезает при пересечении категорий. В этом по­следнем случае нет также и дифференциации в терминах цветовых категорий. Пересечение категорий принадлежности может, следовательно, аннулировать эф­фект дифференциации.

Уже стало общим местом утверждение, что мужской и женский пол имеют не­одинаковый статус в нашем обществе. Это различие проявилось в условиях экс­перимента. Мальчики дают более различающиеся характеристики двум группам, чем девочки. Но опять этот результат имеет место при простой категоризации, но не проявляется во втором варианте эксперимента. Это подтверждает, что собст­венная динамика ситуации, даже экспериментальной, может препятствовать внеш­нему детерминизму.

Мы также и по-другому изучали эффект пересечения социальной принадлеж­ности. Девушкам предложили описать с помощью списка прилагательных людей мужского и женского пола, молодых и взрослых (случаи простой категоризации) в одном варианте эксперимента. В другом варианте они должны были описать качества молодых девушек и юношей и взрослых мужчин и женщин (пересече­ние категорий). Описать получившиеся таким образом четыре группы надо было с помощью ответов «да» и «нет» (обведя соответствующий ответ кружочком), отбирая прилагательные, подходящие полностью, немного или совсем не подхо­дящие для характеристики описываемой группы. Зависимая переменная опреде­лялась как суммарное число прилагательных, в отношении которых две группы получали каждый раз различные оценки от одного и того же испытуемого. Разли­чия, отмеченные в отношении мужчин и женщин, каждый раз более значительны, чем в отношении юношей и девушек или между взрослыми мужчинами и женщи­нами. Более сильные различия отмечены также между молодежью и взрослыми, чем между молодыми или взрослыми мужчинами и между молодыми или взрос­лыми женщинами. Мы снова видим, что пересечение принадлежности ослабило процесс категоризации.

Многие другие авторы, использовавшие различные процедуры (Arcuri, 1982; Eurich-Fulcer, Schofield, 1995; Vanbeselaere, 1987), также констатировали, что пе­ресечение принадлежности ослабляет эффект категоризации. Результаты Брауна и Тернера (Brown, Turner, 1979) аналогичны приведенным выше в случае, когда все четыре группы, полученные пересечением, представлены вместе в экспери­ментальной ситуации. Если присутствуют только две из этих групп, то все проис­ходит так, как если бы пересечение не оказывало воздействия: мы опять видим, что происходит межгрупповая дифференциация.

Каждый индивид может рассматриваться как находящийся на пересечении многих вариантов принадлежности. Но эта особенность скрадывается, если инди-


Е. Модель прототипов 273


вид объединяется с кем-то другим, имеющим ту же категориальную принадлеж­ность, что и он. Так, мы неоднократно констатировали (Doise 1976), что стереотипы действуют сильнее, когда два члена одной социальной категории сталкиваются с двумя индивидами, принадлежащими к другой категории, по сравнению с си­туацией, когда один член некой категории сталкивается с одним членом другой категории. При индивидуальных встречах в суждениях переплетаются многочис­ленные виды принадлежности. Во время коллективной встречи доминируют об­щая принадлежность к определенной группе и отличающаяся категориальная принадлежность другой группы (другой стороны).

Отметим, наконец, что Дешан (Deschamps, 1977) заново ввел эксперименталь­ную парадигму категоризации в сферу суждений о физических объектах, исполь­зуя, однако, также условия пересечения категориальной принадлежности. Поэтому в этой ситуации он констатирует исчезновение дифференциации между катего­риями. Так замыкается один круг проблем: модель, примененная сначала к конт­растным суждениям о физических характеристиках, обогащает исследование со­циальных суждений и затем снова возвращается к своей изначальной сфере, где проверяются свойства модели, выявленные социальными психологами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: