Заключение. Итак, что же понимается под коммуникацией в социальной психологии?

Итак, что же понимается под коммуникацией в социальной психологии? Это дело социального субъекта, носителя знаний, убеждений, компетентности и т. д., кото­рый — самим фактом наличия цели, общей с другими социальными субъектами —

1 Мы наметили модель этого договора (Ghiglione, 1986) и затем ее углубили. Модель основывается на двух исходных утверждениях:

• общаться — это значит совместно создавать некую реальность с помощью системы знаков, призна­вая некоторое число законов, допускающих социальный обмен (соответствие, взаимность, конт­рактуализация, влияние), и некоторое число руководящих правил;

• общаться — это значит совместно строить некую реальность с помощью знаков, приводя в дейст­вие определенную механику беседы, имеющую целью воздействие на другого.

Для иллюстрации был взят пример разговора из работы Троэмель-Плетца и Фрэнка (Тгое-mel-Plotz, Franck, 1977), который отсылает к так называемому прагматическому парадоксу.. Психиатр 1. Я доктор А. Как ваша фамилия? Пациент 1. Я умер?

Психиатр 2. Да, я знаю, что это так сейчас, но как вас звали до смерти? Пациент 2. Б.

Совершенно очевидно, что пациент действует вопреки реальности (если только не предположи ^ что мертвые могут вести беседу). Это не соответствует принципам сотрудничества и выводам изi го; пациент «не сохраняет лицо психиатра» в том смысле, как это понимал Гоффман (Goffman, 1У ^ 1974). Он нарушает договор, не признавая валидность предлагаемой ему действительности, отве^_ гая ее и т. д. И все же этот разговор выявляет процесс решения проблемы, основанного на приз нии «контрфактической» реальности мира, предлагаемой пациентом психиатру. В самом Д ' психиатр валидизирует первое утверждение пациента, превращая его в новую информацию и пользуя ее для того, чтобы снова ввести обычную действительность. Это позволяет пациенту Д надлежащий ответ. Приведенный Вебером пример с велосипедистами здесь особенно подходит-


входит в договорный процесс совместного создания референции, где каждый пытается выиграть.

Это предполагает наличие инструмента. Таким инструментом является язык. Его прагматические характеристики известны обеим сторонам. Эти характери­стики дают возможность социального действия, позволяют интеллекту создавать свои реалии и самого себя. Сюда относятся характеристики, которые несут в себе следы когнитивных операций, производимых социальными субъектами, преобра­зующими тем самым язык в социальный продукт.

Это предполагает существование социально-психологического субъекта, ха­рактеристики которого известны обеим сторонам, т. е. это структуры, ограниче­ния и возможности когнитивного аппарата, а также то, что создается в результате взаимодействия когнитивного аппарата и того «социального», в которое он по­гружен еще до своего создания, т. е. известны структуры, ограничения и возмож­ности.

Это предполагает, наконец, что существует теория коммуникативного взаимо­действия социальных субъектов.

И может быть, именно с этого следует начать размышления, чтобы избежать повторения монистических заблуждений.


Массовые коммуникации 517


ГЛАВА 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: