Итак, что же понимается под коммуникацией в социальной психологии? Это дело социального субъекта, носителя знаний, убеждений, компетентности и т. д., который — самим фактом наличия цели, общей с другими социальными субъектами —
1 Мы наметили модель этого договора (Ghiglione, 1986) и затем ее углубили. Модель основывается на двух исходных утверждениях:
• общаться — это значит совместно создавать некую реальность с помощью системы знаков, признавая некоторое число законов, допускающих социальный обмен (соответствие, взаимность, контрактуализация, влияние), и некоторое число руководящих правил;
• общаться — это значит совместно строить некую реальность с помощью знаков, приводя в действие определенную механику беседы, имеющую целью воздействие на другого.
Для иллюстрации был взят пример разговора из работы Троэмель-Плетца и Фрэнка (Тгое-mel-Plotz, Franck, 1977), который отсылает к так называемому прагматическому парадоксу.. Психиатр 1. Я доктор А. Как ваша фамилия? Пациент 1. Я умер?
Психиатр 2. Да, я знаю, что это так сейчас, но как вас звали до смерти? Пациент 2. Б.
Совершенно очевидно, что пациент действует вопреки реальности (если только не предположи ^ что мертвые могут вести беседу). Это не соответствует принципам сотрудничества и выводам изi го; пациент «не сохраняет лицо психиатра» в том смысле, как это понимал Гоффман (Goffman, 1У ^ 1974). Он нарушает договор, не признавая валидность предлагаемой ему действительности, отве^_ гая ее и т. д. И все же этот разговор выявляет процесс решения проблемы, основанного на приз нии «контрфактической» реальности мира, предлагаемой пациентом психиатру. В самом Д ' психиатр валидизирует первое утверждение пациента, превращая его в новую информацию и пользуя ее для того, чтобы снова ввести обычную действительность. Это позволяет пациенту Д надлежащий ответ. Приведенный Вебером пример с велосипедистами здесь особенно подходит-
входит в договорный процесс совместного создания референции, где каждый пытается выиграть.
Это предполагает наличие инструмента. Таким инструментом является язык. Его прагматические характеристики известны обеим сторонам. Эти характеристики дают возможность социального действия, позволяют интеллекту создавать свои реалии и самого себя. Сюда относятся характеристики, которые несут в себе следы когнитивных операций, производимых социальными субъектами, преобразующими тем самым язык в социальный продукт.
Это предполагает существование социально-психологического субъекта, характеристики которого известны обеим сторонам, т. е. это структуры, ограничения и возможности когнитивного аппарата, а также то, что создается в результате взаимодействия когнитивного аппарата и того «социального», в которое он погружен еще до своего создания, т. е. известны структуры, ограничения и возможности.
Это предполагает, наконец, что существует теория коммуникативного взаимодействия социальных субъектов.
И может быть, именно с этого следует начать размышления, чтобы избежать повторения монистических заблуждений.
Массовые коммуникации 517
<л ГЛАВА 19