Мишель-Луи Рукэтт
•;. (Michel-Louis Rouquette)
Массовые коммуникации в отличие от работы, образования, войны полностью представляют собой социальный феномен. Они не образуют специального раздела социальной психологии в отличие от «сквозных» концептов, которые она сумела выработать для того, чтобы определить и исследовать одновременно «атти-тюды», социальные представления или влияние. Как нам кажется, самое большое, что можно сказать о массовых коммуникациях, — это то, что они образуют один из многих объектов, поддающихся изучению, или же являются находкой для какой-нибудь области прикладного характера. Однако все не так просто. Во-первых, потому, что речь идет о коммуникации, общении, а это равно по объему самой социальной психологии. Во-вторых, потому что речь идет о «массе» как об основном условии современной истории (Moscovici, 1981).
Как целостный социальный феномен массовые коммуникации допускают множество подходов. Об этом, впрочем, свидетельствует обильная научная литература на эту тему. Экономисты, социологи, политологи, философы, журналисты поочередно описывают различные аспекты массовых коммуникаций или интерпретируют какой-то один их аспект. При этом они высказываются тем более уверенно, чем менее надежны их методы и чем менее точны их понятия. Здравый смысл вмешивается в свою очередь, и мы все имеем наивные теории, например относительно влияния телевидения, успехов рекламы или роли прессы. Как же тогда найти здесь такой план ознакомления с массовыми коммуникациями, который не был бы ни сужающим, ни сужаемым и смог бы избежать как тривиальности описания, так и необоснованных умозрительных построений?
|
|
Может быть, хотя бы для того, чтобы систематически оценить всю сложность феномена и разнообразие возможных его аспектов, было бы небесполезно вернуться здесь к перечислению уровней глубины, которые выделял Гурвич (Gur-vitch, 1968, p. 73-116), анализируя социальную действительность. Он различал не менее десяти иерархически расположенных слоев в зависимости от степени убывания их доступности: 1) морфологическая и экологическая плоскость, соответствующая «собственно материальной базе общества» и включающая, в частности, «жилье, пути сообщения, орудия, инструменты, машины и т. д.»; 2) социальны организации или механизмы, отсылающие к «предустановленным видам колле тивного поведения, обустроенным, иерархизированным и централизованным с гласно определенным моделям, обдуманным и зафиксированным заранее в бол или менее ригидных схемах»; 3) социальные модели, «гораздо более гибкие, че организованные элементы», и охватывающие «весьма обширную область — от тра
|
|
диционных клише и лозунгов, социальных сигналов и знаков, сформулированных заранее, — до кратковременных увлечений и моды»; 4) виды коллективного поведения, относительно регулярные, но выходящие за пределы организованных механизмов, и «призванные реализовать социальные модели», хотя и «в различной степени», и простирающиеся от «регулярных видов коллективного поведения процедурного характера до таких видов коллективного поведения, которые не подчиняются моделям, будучи независимыми; они неожиданны, нерегулярны, неконформны и не поддаются воздействию»; 5) сеть социальных ролей, которые представляют собой «трамплины с переплетениями всевозможных действий, коллективных и индивидуальных»; 6) коллективные аттитюды, «диспозиции, которые побуждают коллективные сообщества, реальные, но частичные (...) и даже целые общества, к тому, чтобы реагировать совместно», и которые оказываются одновременно «колеблющимися и устойчивыми, неожиданными и предсказуемыми»; 7) социальные символы, связующая категория которых чрезвычайно широка, поскольку Гурвич к ней относит, среди прочего, «коллективные и индивидуальные представления; (...) логические категории; (...) наконец, язык»; 8) новаторское коллективное поведение, «способное создавать совершенно новые модели, вызывать непредсказуемые виды коллективного поведения, открывать путь к коллективным ценностям и идеям, которых еще никто никогда не переживал и не замысливал»; 9) коллективные идеи и ценности, ибо социолог «вынужден» «выискивать, переживаемые всеми коллективными и индивидуальными деятелями предполагаемые и желаемые значения, которые поддаются наблюдению»; 10) наконец, «ментальные состояния и коллективные психические действия», ибо «если психическая жизнь... входит как неотъемлемая часть в эту социальную реальность, которой она проникнута (...), она также может и должна изучаться как таковая, ради себя самой».
В этом перечне можно узнать группы переменных, необходимых для характеристики массовых коммуникаций. Очевидно, здесь даже существует своего рода основа, представляющая интерес для исторического анализа научной литературы, опубликованной на эту тему. Но в этом перечне можно также заметить то, что может предстать перед глазами нашей современной науки только как мало операциональная совокупность плохо определенных понятий, взаимно избыточных или просто содержащих лишь намеки. Правда, за последние 50 лет (со времени первого издания работы Гурвича в 1950 г.) достигнут немалый прогресс, хотя, несмотря на это, многое еще предстоит сделать. Как бы то ни было, социальная психология испытывает несомненные трудности в этой области. Трудно разместить Уровни, которые относятся к теоретической и методической компетенции социальной психологии. По какому вопросу ей нечего сказать? И прежде всего, что, собственно, она должна сказать? Неоднозначны также собственные цели и задачи социальной психологии: должна ли она описывать, объяснять или предписывать? Это отнюдь не формальный вопрос. Описание — это начальная стадия. Объяснение — конечная цель. Предписание — это аттитюд, а иногда функция, в которой смешиваются смысл и польза для общества, а также вкус к определенной форме власти. Только модель медицинских знаний и модель политической экономии стараются сегодня охватить все три названных аспекта с известной всем практической иерархией: под давлением спроса будут даваться предписания, даже если Затем их придется изменять. Социальная психология в своей «прикладной» части
518 Глава 19. Массовые коммуникации
нередко обманывается, поддаваясь гипнозу непосредственного вмешательства принимаемого за критерий научности, или по крайней мере за критерий признанного авторитета. Но вот как раз к массовым коммуникациям обращаются гораздо чаще с требованием поставить диагноз и дать рекомендации, а не с требованием глубокого анализа социально-психологических процессов, которые они предполагают и которые их подразумевают. Однако такой анализ существует, и можно полагать, что он уже намечает контуры обоснованного знания. Именно этому будет посвящено дальнейшее изложение.