Все сколько-нибудь значительные персонажи из произведений, находящихся на полках наших книжных шкафов, образуют галерею фигур, весь смысл которых нам нелегко исчерпать. Возьмем для примера хотя бы только Сервантеса. Стремясь осмыслить то, что мы наблюдаем в разные моменты, при разных обстоятельствах, мы соотносим наблюдаемое то с Дон Кихотом, то с его слугой. Но мы делаем это всегда за счет метафоры, т. е. с относительной конгруэнтностью. Но бывают такие моменты и обстоятельства, когда ни Рыцарь печального образа, ни его то трусливый, то мудрый слуга нам не подходят. Тогда мы скорее подумаем, например, о Фаусте, об Эдипе, об отце Горио или о Тартюфе. Все эти референции имеют психологическое или моральное содержание, нередко, впрочем, и то и друг°е-И если никогда не бывает полного соответствия с тем, что мы наблюдаем, то это потому, что наблюдаемое нами никогда не исчерпывается психологией или мора лью. Если мы никогда не можем исчерпать аналогию, применяя ее к частному случаю, то это происходит по той же самой причине. Социальная действитель ность выходит за рамки любой роли как в синхронии (ибо всякая роль существу ет лишь в соотношении с другими ролями, и все они вписываются в ситуацию, над возникновением которой они не властны), так и в диахронии (ибо материальное развитие истории всегда в конце концов преодолевает устойчивость психологической или моральной условности).
Жизнь в современном обществе в гораздо большей мере, чем это было в прошлом, характеризуется множественной когнитивной принадлежностью. Именно адресат средств массовой информации одновременно в одном лице является членом ассоциации, экономическим деятелем, гражданином, которого периодически призывают к высказываниям мнения, потребителем услуг или досуга, партнером символических соглашений, частным лицом. И все это — не чередующиеся роли, сменяющие друг друга, как можно было бы подумать, глядя на внешнее описание. Это чередование способов познания, причем критерии валидности различны (не одни и те же). Результатом этого становится множественность конкретных миров с разными правилами познания и действия. Поведение члена сообщества не обязательно отражает выбор избирателя, концепции и практика власти не транспонируются из рамок одних институтов в другие без изменений, социальное влияние то признается, то отрицается, критерии признания «реальности» колеблются или направляются в обратную сторону, и т. д. Можно было бы также взять для примера все случаи магического мышления на любой стадии современности, когда техника молчит или оказывается бессильной, а суеверие кажется закономерным прибежищем для того, чтобы обеспечить или сохранить главное: здоровье, счастье, успех, все объекты желаний. Но эту нестабильность способов познания человек весьма редко ощущает изнутри как противоречие. Никто или почти никто не стремится исправить это несоответствие для себя лично. Конечно, представлялось возможным обходить или отрицать эту проблему, ссылаясь на своеобразную конститутивную незрелость, определяемую несовершенством «системы обработки информации». Но перечисление всех случаев, когда якобы проявлялось это несовершенство, ведет лишь к беспорядочному перечню, оторванному от всякого анализа социальной детерминации и логики, которые лежат в основе. Иначе говоря, кажущаяся прерывность мышления и поведения, возможно, представляет собой артефакт, созданный взглядом наблюдателя, в то время как действует более глубокая логическая последовательность. Смена ролей, неустойчивость норм, кажущиеся изменения личной категориальной принадлежности — это, может быть, всего лишь обманчивая поверхность единой динамики.
В особенности с позиций нашей науки консенсус и разногласия, власть и подчинение, инновации и повторение создают ткань основы, в которую вписываются роли. Они сегодня располагаются на поле политики, определяющей главное пространство современной социальности: будучи одновременно политически мыслящим человеком и человеком, о котором думают (Rouquette, 1988), гражданин оказывается то в центре внимания, то на краю сообщества, отвечая за свой выбор и выступая в роли объекта воздействия, принуждаемый к конформности и одновременно сталкивающийся с многочисленными отклонениями от нормы. Справляться со всем этим на глазах у всех его вынуждает смена ситуаций. В этом случае Роль политика — уже не случайная возможность, а общая судьба, которая стремится вобрать в себя каждую отдельную судьбу, придав ей смысл и статус. Наиболее рельефные черты современного окружения постоянно приводят к этому. С одной стороны, опосредование текущих событий создает общественную сцену, где вопросы власти (или бессилия), идентичности (или инакости) играют существенную роль. С другой стороны, увеличение числа ассоциативных форм, связанных с локальными целями национального и даже международного масштаба, дает многим опыт целенаправленных коллективных действий. Наконец, концентрация
524 Глава 19. Массовые коммуникации
людей в городах материализует проблемы управления большим городом в своеобразной инсценировке, которая постоянно предстает перед глазами, будь то деление жилья на зоны и очевидная специализация различных кварталов города или проблемы движения транспорта в городе, большие стройки, предложения культуры и т. д.
Это расширение политики развивается в зависимости от гетерогенных условий, которые делают ее более или менее заметной и, следовательно, признанной в зависимости от ситуаций и целей. Гражданин чувствует себя в большей или меньшей степени активным участником, способным или неспособным чего-то добиться. Отсюда множественность когнитивных ролей, принимаемых индивидом на себя, что способствует разграничению аудитории в зависимости от обстоятельств. Строго говоря, отнюдь не всегда слушатели, читатели, зрители, участники бесед или те, кто берет на себя какие-то обязательства, — одни и те же люди. Или, вернее, одни и те же люди, выступая в различных ролях, изменяют свое «местоположение» в пространстве ориентировки, которое определяется по крайней мере тремя параметрами: персонализацией уместности объекта, повышением его ценности и оценкой возможности действовать.
Прежде всего рассмотрим оценку уместности объекта для данного индивида. Она не возникает по команде, а распознается. И не средствам массовой информации дана возможность ее установить. В первую очередь это делают сами люди, которые переживают это в зависимости от своей социальной принадлежности и от исторических событий. Есть темы, события и аргументы, которые специфически затрагивают того или другого индивида, в то время как других, это лично не касается. На одном полюсе вопрос может иметь отношение только к данному конкретному человеку, на другом полюсе этот вопрос затрагивает весь род человеческий, следовательно опять отдельного человека, но уже как представителя всего рода. Между этими полюсами располагаются различные виды категорий социальной принадлежности, более или менее строго определенные (например, семья, жители одного квартала города, жители общины,,граждане одной страны и т. д.). Таким образом, существует разнообразная переменчивая причастность субъекта к объекту, из чего может возникнуть необходимость взять на себя ту или иную роль в ходе беседы и в различных обстоятельствах, требующих ангажированности. Но это не единственный параметр, что несколько усложняет дело.
Осознание ценности объекта также зависит от социальной принадлежности индивида и истории событий либо в глобальном масштабе и на долгий период в данной культуре (cf. Durkheim, 1911), либо в рамках более специфической традиции. Одна тема будет расценена как не имеющая подлинной значимости, другая — как существенно важная. Одна тема едва удостаивается упоминания, другая — мобилизует большую энергию. И здесь снова способы и степени ангажированности варьируют в зависимости от результирующей вовлеченности, которая взаимодействует с личной идентификацией. Разумеется (при отсутствии предвзятого отношения), нет никакого смысла задаваться вопросом, в какой мере справедливы эти оценки. Достаточно того, что они обоснованы для данного места и для данного исторического момента.
Наконец, воспринимаемая возможность действовать завершает определение позиции объекта в отдельном политическом мире данного субъекта. В соответствующих случаях данный субъект думает, что его действия могут иметь вес или,
________________________________________________________________ В. Индивид 525
напротив, что его действия невозможны или тщетны. Он выступает соответственно как активный деятель {agent) или как объект действия {patient). При этом, разумеется, не существует постоянно активного деятеля или объекта действия, окончательно закрепленного в этой функции.
Именно в зависимости от всего этого индивид возьмет на себя ту или иную роль и сможет показаться «нелогичным» или по крайней мере непоследовательным, причем сам он не ощущает существующего противоречия. Его система отсчета не изменяется. Индивиду кажется, что в этой системе отсчета сдвинулись сменяющие друг друга объекты. Но эта система отсчета на основе ценностных конфигураций, представлений и убеждений, которые обеспечивают управление ею, дает возможность легко (без сучка и задоринки) понять практические миры и непрерывность действия. Главная функция этой системы отсчета заключается в установлении при любых обстоятельствах соотношения между личным и коллективным, важным и ничтожным, дозволенным и недозволенным, но также и на более глубоком уровне — в разграничении знакомого и странного, возможного и невозможного, временного и долгосрочного. Эти распределительные когнитивные операции жизненно важны, так как они делают возможным принятие решений, регулируют взаимоотношения людей, требуют ангажированности или отстранения и определяют как идентичность, так и «инакость» (alterite). Различные аудитории постоянно несут на себе печать этого феномена и вследствие этого время от времени дифференцируются в зависимости от тем и ситуаций. Эти когнитивные операции не остаются в плену того, что им адресовано. Они не бывают гомогенными по своему составу и не бывают непоследовательными при всем разнообразии занимаемых позиций.
Нужно ли снова повторять, что адресат средств массовой информации не является «системой обработки информации»? В этом случае это социальный субъект, помещенный в сетку власти, в созвездие норм и в рамки традиций мышления. Да, конечно, необходимо это повторять, поскольку весьма распространенная идеология, отрицающая власть общества в аспекте созидания познания, продолжает видеть в обществе всего лишь окружающую среду, в большей или меньшей степени налагающую ограничения, или, что то же самое, пространство действия монады. Эта точка зрения заслуживает рассмотрения в связи с вытекающими из нее теоретическими следствиями.