Г. Коммуникация как социокогнитивная система

Этот заголовок мог бы показаться двусмысленным или тривиальным: констата­ция того, что массовая коммуникация имеет две стороны: когнитивную и соци­альную, какой бы строгий смысл мы ни придавали этим словам, не дает нам ниче­го нового. То, что одна из этих сторон информирует другую, также ничего не дает. Это в отношении тривиальности. Что касается двусмысленности, она, видимо, за­ключается в том, что мы якобы даем понять, что собираемся лишний раз описать некоторые механизмы «социального созидания действительности», приписыва­емые универсальному «социусу». Ничего подобного. Напротив, здесь следует снова ввести фундаментальную категорию «инакость» (alterite) в качестве дви­жущей силы социальных процессов узнавания. Конечно, не «инакость» объекта, с которым надо ознакомиться, а «инакость» познающего участника ситуации — того, кто пока еще не знает, недостаточно знает (с моей точки зрения) и которого следует информировать, того, чье знание — правильное или нет — могло бы быть мне полезным, а также, может быть, знание того, что я не хотел бы, чтобы он узнал сейчас или позже. Таким образом, предполагается воздействие на другого, при этом в каждом случае с разными целями, специфическими задачами и особыми санкциями. Как при всякой стратегии, это действие предполагает применение определенных средств, управление ограничениями, а также учет правил. Следо­вательно, с полным основанием можно говорить о системе. Кроме того, все аспек­ты этой системы социально детерминированы. Они сами являются социально детерминирующими и когнитивно необходимыми. Социально детерминирован­ными, потому что они вписываются в созданную историческими обстоятельства­ми конфигурацию отношений между группами. Социально детерминирующими, так как речь идет действительно о том, чтобы с помощью коммуникационных механизмов вызвать социальные эффекты (такие, как вступление в группы, аф-филиация, конформность, зависимость). Наконец, когнитивно необходимыми, поскольку выполняемая работа по оказанию влияния касается познания окру­жающего мира.

Опираясь на пример распространения одного и того же объекта, психоанализа во французском обществе в 1950-е гг., Московичи (Moscovici, 1961) выделил три системы коммуникации: общая распространенность, распространение, пропаган-дирование. Их различает не определенный тип объекта, который подходил бы к каждой из этих систем лучше, чем к двум остальным, а также не определенный


тип средств коммуникации, например афиши или пресса. Дело именно в опреде­ленном типе проекта, касающегося определенных групп в определенный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: