Начальных классов

Психологическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях введения новых ФГОС направлено на помощь учителю в реализации системно-деятельностного подхода в обучении, в том числе психологическую экспертизу подготовки и проведения урока, на психологическую поддержку учителя, повышение психологической готовности к инновационной деятельности. Сопровождение реализуется в форме психологического консультирования (индивидуального и группового), диагностики и предоставлению по ее результатам рекомендаций по проектированию профессионального развития, тренингов развития профессионально важных качеств и профилактики эмоционального выгорания, различных формах (в том числе наглядных) психологического просвещения и повышения психологической грамотности.

Стандарт предъявляет новые требования к Личности учителя, и эти требования являются необходимым условием реализации нового Стандарта обучения не менее, чем материально-технические условия. Именно Личность учителя, в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует Личность ребенка, в большей степени влияет на достижение планируемых результатов обучения. Влияет педагог на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности учителя, его профессиональной компетентности, авторитетности и многих других параметров. Для младших школьников учитель является наиболее значимым, референтным лицом. Успешность обучения детей, их психологическое благополучие во многом зависят от стиля общения учителя. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствует обучению, а авторитарный либо приводит к закреплению исполнительской позиции, формированию конформного поведения, либо вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции у детей.

Рассмотрим базовые личностные компетенции (профессионально важные качества личности педагога) в системе современных требований к педагогу, которые необходимо учитывать педагогу-психологу в психологическом сопровождении учителя начальных классов (В.Д. Шадриков, И.Д. Кузнецова, 2010).

Вера в силы и возможности обучающихся. Данная компетенция является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика и определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. Педагог, обладающий этим качеством, умеет создавать ситуацию успеха для обучающихся; осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность; находит положительные стороны у каждого обучающегося, строит образовательный процесс с опорой на эти стороны, умеет разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.

Интерес к внутреннему миру обучающихся. Эта личностная компетенция предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Она проявляется в умении выяснить индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается: построить индивидуализированную образовательную программу, показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира.

Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога.) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. При убежденности, что истина может быть не одна, учитель интересуется мнениями и позициями других, учитывает другие точки зрения в процессе оценивания учеников.

Общая культура. Определяет характер и стиль педагогической деятельности, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека, в знании материальных и духовных интересов современного ребенка. Педагог предоставляет каждому обучающемуся возможность продемонстрировать свои достижения, способен организовывать внеурочную деятельность, руководить кружками и секциями.

Эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся, влияет на эффективность владения классом. Благодаря высокой степени эмоциональной устойчивости в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие, его эмоции не влияют на объективность оценки, учитель не стремится в ущерб воспитательному процессу избежать эмоционально-напряженных ситуаций.

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Осознание целей и ценностей педагогической деятельности, позитивное настроение, желание работать.

Уверенность в себе. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. Высокая профессиональная самооценка.

Постановка целей и задач педагогической деятельности. Данная компетентность предполагает умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Мотивация учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности обучающихся зависит от способности учителя обеспечить успех в деятельности младшего школьника, позволяющий ребенку поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих. Знания возможностей конкретного ученика, его интересов, постановка учебных задач, в соответствии с его возможностями, демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам; умение превращать учебную задачу в личностно-значимую являются главными способами обеспечения позитивной учебной мотивации.

Компетентность в педагогическом оценивании. Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов младшему школьнику невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. Отметка без оценки тормозит интеллектуальную активность и познавательный интерес обучающихся, формирует мотивацию избегания неудач, приводит к таким негативным явлениям, как списывание. Педагогу необходимо знание многообразия педагогических оценок, умение пользоваться различными методами оценивания в урочной и внеурочной деятельности в соответствие с требованиями Стандарта.

Педагогический тренинг для учителей начальных классов направлен на развитие вышеперечисленных профессионально важных качеств, выработку эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности. Тренинг не только помогает учителю овладеть способами саморегуляции, успешного общения с коллегами, развивающего общения с ребенком, но и способствует формированию мотивации к инновационной деятельности на современном этапе модернизации образования.

Тренинг психологической готовности педагогов к инновационной деятельности, направленный на формирование внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС может решать ряд следующих задач:

1. Сформировать проявление особого интереса к новому.

2. Способствовать повышению мотивации готовности педагогов к инновационной деятельности.

3. Содействовать освоению инноваций в условиях ФГОС во взаимодействии педагогов и психологов.

В структуру данного педагогического тренинга педагогу-психологу необходимо включать дискуссионные упражнения, игры-диспуты, которые будут способствовать развитию интереса, положительного отношения к инновации, развитию чувства необходимости инновации в рамках ФГОС. В процессе тренинга важны упражнения на устранение психических барьеров при внедрении инноваций, развитие аналитического компонента мотивации как ресурса работы с учащимися.

Позитивным изменениям во взаимодействии учителя со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса способствует развитие у педагога осознания ценности и уникальности каждого в независимости от возраста и статуса, развитие профессионально-значимых качеств и навыков эффективного взаимодействия, формирование социорефлексии для оценки происходящего. Необходимым компонентом тренинга является проработка алгоритма взаимодействия педагога-психолога с учителями начальных классов, обсуждение вариативных способов этого взаимодействия в условиях реализации ФГОС НОО.

Нельзя переоценить важность деятельности педагога-психолога по формированию компетентности учителя в конструктивном педагогическом оценивании. Высказывание негативной и позитивной оценки в кругу каждому участнику тренинга в различных фразах и интонациях (упражнение «Оценка», Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг») помогает учителю овладеть оценкой не как средством контроля, и тем более наказания, а как средством психологической поддержки и укрепления учебной мотивации. Возможно также использование памяток педагогам о психолого-педагогических основах оценивания знаний учащихся, которые могут быть размещены рядом с рабочим местом учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: