Понятие СЭЗ и цели создания

Терминология свободных экономических зон получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти XX века. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название «азиатских тигров» благодаря их экономическому прыжку за счёт достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств. Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка свободных экономических зон как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой один из элементов новой модели международного разделения труда, побуждающей страны принимать торговые, финансовые, налоговые и другие меры для ускорения перемещения ресурсов в отрасли, где могут быть сохранены или укреплены их сравнительные преимущества. СЭЗ представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным и торговым режимом, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Имея различные организационные формы и целевое назначение, они широко варьируются по своему названию – “свободные таможенные территории”, “экспортные зоны”, “зоны свободной торговли”, “свободные банковские зоны”, “промышленно-торговые зоны”, “технико-внедренческие зоны” и т.д.

По существу свободная экономическая зона – это ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей.

По определению экспертов ООН, “СЭЗ – ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот”. Международная Киотская конвенция (1979 г.) “Об упрощении и гармонизации таможенных процедур” определяет сегодня понятие СЭЗ как части территории государства, выведенной за рамки таможенных границ, в которой любое передвижение товаров и денег не подвластно административному или какому-либо иному контролю.

Свободная экономическая зона (Free economic zone; Free economic area) – ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Главные признаки СЭЗ – тесная связь с мировым хозяйством, мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала. Использование выгод ЭГП реализуется, прежде всего, в том, что свободные экономические зоны, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком.

Общими принципами для всех разновидностей СЭЗ являются:

1. Отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, исходных или промежуточных материалов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями.

2. Льготный режим налогообложения.

3. Свободное обращение твердоконвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых трансакций.

4. Гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям широкого круга (кроме вышеперечисленных) льгот и привилегий.

Требования по размещению СЭЗ. Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

· благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

· существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, – и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими, торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы. Цели создания с точки зрения государства:

· привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны;

· создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

· развитие экспортной базы;

· импортозамещение;

· апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

· освоение новых рынков сбыта;

· приближение производства к потребителю;

· минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин(как в случае, например, с Калининградской областью)

· доступ к инфраструктуре;

· использование более дешёвой рабочей силы;

· попытка снижения влияния бюрократии;

· развитие территории.

Для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:

· прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;

· конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;

· целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

· единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);

· обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.

Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:

· политическая стабильность;

· инвестиционные гарантии;

· качество инфраструктуры;

· квалификация рабочей силы;

· упрощение административных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: