Знакомство с формальным понятием «слово»

Дети начинают знакомиться с частями речи в самом начале обучения в I классе. Учитель привлекает их внимание к слову как основной единице языка, обладающей совокупностью смысловых, фонетических и грамматических признаков.

Традиционный методический подход предлагает сначала составлять предложения, а потом делить их на слова. В работе с детьми группы риска такой подход неэффективен, поскольку у

многих из них нет отчетливого понимания слова как единицы речи, следовательно, и нет критериев для разделения предложения на слова. Они воспринимают предложение и как целостное единство, воображаемую картинку поэтому могут сказать что в предложении Дети купаются в реке два слова, ибо купаются два мальчика.

Нечеткое понимание слова связано с особенностью, которая обусловлена онтогенезом формирования речи. Первые лепетные на представляют собой слова-предложения. Малыш, дергая мать за руку, показывает на большой грузовик и, делая круглые глаза, произносит «страшным» «сина!» При этом, по существу, он перемысль: «Мама, смотри, какая огромная машина!» Далее, по мере развития устной речи, ребенок начинает осознавать слово, а затем и звуки, но по-прежнему главенствующую позицию в его сознании все-таки занимает мысль. Границы слова теряются в общем потоке речи, растворяются в информации.

В письменной речи общая информация делится на отдельные предложения, а предложения — на слова; слово ребенок раскла­дывает на череду звуков, соотносит каждый звук с буквой и пи­шет буквы по их очередности. Соблюдение границ слова стано­вится важным и необходимым, иначе возникают специфические ошибки письма — разрывы внутри слова или слияния нескольких слов, например: «нас тупила», «в сюду», «пошолдомой».

При изучении морфологии, морфемики, графики и орфогра­фии именно слово является основным объектом внимания. Сле­довательно, для предупреждения различных ошибок письменной речи необходимо сначала помочь ученикам ясно осознать слово как значимую, многофункциональную единицу речи и языка.

Задачи данного звена технологического плана — привлечь вни­мание учеников к слову, сформировать осознанное понятие «сло­во», научить вычленять его в потоке речи.

На первых уроках можно сделать экскурс в историю происхож­дения человеческой речи, рассказать, а еще лучше — проследить вместе с учениками путь становления слова от звукоподражательных междометий — а! у! аг! и пр. — к звуковому комплексу, име­ющему конкретное значение. Анализируя бытовые ситуации периода зарождения языка, учитель подводит детей к пониманию, почему вначале появились слова, называющие предметы и действия, а уже потом — признаки предметов и действий, т.е. прилагательные и наречия.

Для примера рассмотрим ход и содержание нескольких уроков проведенных в I классе в середине сентября.

Т е м а. Речь. Возникновение устной речи (1 ч)

На таком уроке учитель может провести ряд бесед, побуждая учеников к активному участию в обсуждении, в процессе которого перед ними раскроется история происхождения речи людей ее значимость в повседневной жизни. Это могут быть беседы следующего содержания.

1. Возникновение речи.

Дети рассматривают картинку «Стоянка первобытного человека», называют изображенные на ней предметы — людей, животных, утварь и предметы окружающего мира. С этих названий разговор переключается на способы их взаимодействия между собой как в то безмерно далекое время, так и сейчас: «общается» при помощи различных звуков. Каждому виду живых существ свойственна своя система звуков, но у всех они отражают лишь весьма ограниченное число сообщений — предупреждение о появлении врага, призыв, угрозу, выражение удовольствия и т.п.

Вначале то же самое было и у людей. Однако им оказалось не достаточно этих криков и жестов. Чтобы выжить в суровых условиях природы, человеку было необходимо делиться с сородичами опытом выживания. Так появилась постепенно речь, которая, усложняясь, стала играть большую роль в жизни человека и привела к развитию сознания и интеллекта. С помощью речи люди общаются друг с другом, воспитывают детей, передают знания и опт от поколения к поколению.

В заключение учитель помогает детям обобщить сказанное и сделать вывод: «Люди общаются друг с другом при помощи речи.1

2. Формирование разных языков.

Каждая группа племен жила в определенных климатических географических условиях, что порождало соответствующие укла­ды жизни, привычки, способы добывания и приготовления пину и т.п. На базе этих обычаев у каждого племени возникал свой язык.

Люди расселялись по всей планете, и на Земле образовался большое количество разных языков. Есть языки, на которых сегодня говорят очень мало людей. Например, на эвенкийском язы­ке говорят всего 28 тысяч человек, на саамском (лапландском) чуть больше 50 тысяч. А есть языки, которыми пользуются огромное число людей. К наиболее распространенным относятся китайский, английский, русский, испанский, португальский, японский, арабский, хинди. Некоторые из них признаны языками международного общения (официальные и рабочие языки ООН). В их числе английский, арабский, испанский, китайский, русский французский.

С помощью учителя ученики делают вывод: «На нашей земле живут разные народы, и у каждого народа свой язык».

_________________________________

1 Здесь и далее выводы и суждения учеников приводятся в той форме какой они были сделаны на уроке.

3. Эволюция языка.

Речь развивалась вместе с человеком. Язык каждого народа — явление живое. Менялись времена и уклад жизни, менялась речь. Например, сегодня мы с большим трудом понимаем язык наших далеких предков, средневековых русичей, когда читаем

дошедшие до нас древние летописи и книги, слышим церковные молитвы. Наши предки говорили примерно так:

Тогда Игорь възр'Ь на св-Ьтлое солнце и видЬ отЬ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружинЬ своен:: Братие и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. А всядемъ, братие, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону1.

П р и м е ч а н и е. Читая детям этот отрывок, следует сказать им, что произношение русичей отличалось от современного: они говорили более плавно, более напевно, использовали звуки, которых уже нет в русском языке. Надо обратить их внимание и на многие архаичные слова.

С помощью учителя ученики делают вывод: «Язык постоянно меняется, он живет вместе с людьми, с ними развивается».

Т е м а. Слово (2 ч)

1. Определение темы урока.

Учитель снова обращается к картинке «Стоянка первобытного человека», чтобы углубить тему возникновения и развития речи.

Когда у людей сформировалась потребность общаться, они стали давать названия всему, что видели вокруг.

В связи с этой темой в классе спонтанно возникает разговор о том, что обусловило необходимость появления этих слов, для чего они использовались в речевой практике людей. Однако пока учи­тель не акцентирует внимание детей на том, что есть слова, назы­вающие предметы, действия и признаки, оставляя это «откры­тие» для следующего урока.

Делается вывод: «Люди говорят словами. Наша речь состоит из слов; сегодня на уроке мы будет говорить о словах».

2. Формирование понятия «слово».

После этого учитель возвращается к тому, что на Земле суще­ствует множество языков. Для иллюстрации привлекаются неслож­ные слова, например, английского языка. Сравнивается внешний облик двух слов, обозначающих один и тот же предмет: стол и table, мяч и boll, мальчик и boy, лампа и lamp, капитан и captein, школа и school. В процессе сравнения устанавливается, что эти пары иногда звучат совсем по-разному (мяч и «болл»), а иногда — похоже (капитан и «кэптин»).

Несколько пар иностранных и русских слов учитель пишет на доске (русскими буквами согласно их произношению) и предлагает ученикам визуально сравнить их написание, что способствует осознанию внешней стороны слова:

стол лампа

тейбл лэмп

________________

Слово о полку Игореве / Под ред. Д.С.Лихачева. - М., 1986. - С. 47-48.

Аналогично можно рассмотреть названия действий и призна­ков.

Такая беседа позволяет наглядно показать, что слово — это звуковой комплекс, обозначающий тот или иной объект. Сравни­вая, как звучат такие названия на разных языках, дети видят, что один и тот же предмет в отдаленных друг от друга уголках плане­ты называется по-разному.

Вывод: «Все, что нас окружает, мы называем словами. Слово — это название предметов, действий и др. Люди одно и то же называют разными словами, потому что они говорят на разных языках».

3. Обозначение словом одного и нескольких предметов — по­нятие «множественность».

Уже в процессе предшествующего обсуждения учитель время от времени обращает внимание учеников на то, как меняются слова, если они обозначают один или несколько предметов: соба­ка—собаки, камень—камни. Делается это для того, чтобы учить детей распределять внимание между смыслом и формой слова. В своих высказываниях и вопросах учитель вскользь пользуется тер­минами «единственное число», «множественное число», напри­мер:

А как вы думаете, слово камни называет один или несколько предме­тов? (Несколько.)

— Конечно, несколько. Это слово стоит во множественном числе (учи­тель голосом подчеркивает слово множественном).

Такими упоминаниями начинается опосредованное усвоение категории числа. На последующих уроках дети будут усваивать это понятие на чувственной основе, используя интуитивно-практи­ческий опыт.

Каждое слово, которое ученики рассматривают на уроке, они обозначают небольшой полоской из картона и кладут ее на парту: одна полоска — одно слово.

4. Заимствование слов.

Еще раз напомнив ученикам о случаях совпадения звучания слов в разных языках, учитель ставит перед ними вопрос: почем? же эти слова звучат одинаково? В ходе развернувшейся беседы он подводит учеников к тому, что это явление связано с международными контактами. Народы жили не изолированно, они торговали между собой, обменивались посольствами, создавали объединенные армии, завоевывали друг друга и т. п. Слова из одного

языка проникали в другие языки. Так, почти 250 лет Русь находилась под татаро-монгольским игом. Этим объясняется целый пласт заимствований из восточных языков — тулуп, ярлык, табун, аркан, сарай, караул. Слова корабль, тетрадь, кукла, школа, гимна-стикa, фонарь пришли в русский язык из греческого.

Вывод, сделанный учениками с помощью учителя: «Люди между собой все время общаются, разговаривают, торгуют, в гости ездят, и они меняются словами; слово из одного языка принимает­ся в другой язык».

Заимствования слов учитель касается очень коротко, поскольку это обширная и достаточно сложная для детского понимания тема. Она требует знаний из области истории и географии. Пого­ворив о заимствованных словах 2 — 3 мин, учитель переключается на тему о жизни слов во времени.

5. Устаревшие слова.

Слова, как и люди, рождаются и стареют. Но в отличие от людей они не умирают, а остаются в памяти народа, в его культу­ре. Вниманию учеников предлагается картина, изображающая сред­невековый русский город. Учитель рассказывает о том, как назы­вались изображенные на ней предметы раньше и как мы называ­ем их теперь. Например, на картинке нарисованы терема и пала­ты, сегодня мы называем их здания, дома. Перекресток в средне­вековом русском городе назывался крестец. На картинке видна гавань с торговыми кораблями, ее называли исконно русским словом пристань (вспомним, у А. С. Пушкина — «пушки с при­стани палят, кораблю пристать велят»). Сегодня мы так называем только небольшие сооружения для временной остановки речных судов, а то, что изображено в старинном городе на современном языке, зовется порт, в порту имеются причалы.

Учитель обращает внимание детей на одежду русичей, пишет на доске названия этих предметов: ферязь, кафтан, опашень, кокошник и др. — и проводит аналогии с современной одеждой: ферязь (длинный кафтан с пуговицами, идущими от горловины до подола) соотносится с современным пальто или плащом, каф­тан — с пиджаком и т.д. Помимо названий одежды учитель приводит другие устаревшие слова, которые дети могут встретить в сказках и былинах, такие, как десница (правая рука), шуйца (левая рука), око, ланиты (щеки), глашатай; из более близкого про­шлого — городничий, гувернантка, барин, извозчик, ямщик, папильотки (бигуди). Многие древние исконно русские слова благополучно дожили до наших дней: город, крепость, храбрый, молодец, дерево, среда, воспитание, сторож, гроза, растение и др.

6. Родственные слова. Наблюдение общей части в родственных словах.

Назвав слово крепость в числе старинных русских слов, учитель помогает ученикам подобрать группу родственных слов: крепкий, крепить, укрепление, крепко, укрепить, закрепить. Каждоепредложенное учениками слово учитель записывает на доске столбик так, чтобы буквы корня находились одна под другой. Значение слов уточняется, после чего обобщается их смысловое сходство: это «крепкие» слова. 119

Затем учитель предлагает детям рассмотреть слова лес—лесник тоже написанные так, чтобы буквы корня находились одна под другой. Ученики сравнивают их по количеству букв, по лексическому значению и по значению корня (без использования терминов). Внимательно сопоставив написанные слова, они находят них одинаковые буквы, а учитель выделяет их скобкой сверху: лес-.

После этого учитель вновь возвращает учеников к группе «крепких» слов, ранее уже написанных на доске, и на их материале закрепляется наблюдение общей части слов. Сначала он предлага­ет детям самим попробовать указать в этих словах общую часть. Если возникают затруднения, учитель выделяет скобкой корень в первом слове, после чего ученики, подходя к доске, самостоя­тельно обозначают его в остальных словах.

* * *

С целью развития слухового внимания и слуховой памяти, а также подготовки детей к написанию диктантов полезно допол­нительно проводить упражнения в определении количества слов, использованных в предложении, словосочетании. Такие задания даются в следующей последовательности усложнения.

УПРАЖНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОЛИЧЕСТВА СЛОВ

На одном из первых уроков учитель знакомит детей с тем, что слова при выполнении упражнений изображаются в виде прямой черты на уровне строки, пока еще используется общее изображе­ние, не зависимое от грамматического значения слов.

1. Назовите предмет, изображенный на картинке. Определите, сколь­ко слов вы произнесли, и начертите их схемы в тетрадях.

Учитель молча показывает одну или несколько предметных картинок либо картинок, изображающих объект в действии (девочка гладит, мальчик прыгает); ученики так же молча чертят соответ­ствующие схемы. После каждой демонстрации и записи они называют слова, схемы которых начертили.

2. Послушайте и определите, сколько слов я вам назвала. Начертите в тетрадях столько линий, сколько слов вы услышали.

О б р а з ц ы з а п и с и: ____, ____.____,____,____.____.

И л и: |____, ____.|____,____,____.|___.

Коробка, брюки. Звезда, лошадь, конфета. Окно.

а) Учитель диктует группы из двух, трех слов, далеких по смыслу (среди них может быть названо и одно слово):

Ученики чертят в тетрадях схемы, проговаривая каждое слово про себя. Между словами ставятся запятые, в конце группы — точка. Если учитель сочтет нужным, он может познакомить детей с обозначением большой буквы уголком как знаком, указывающим первое слово в группе и слово после точки.

б) Диктуются группы слов, близких по смыслу, или одиноч­ке слова, имеющие обобщенное значение.

Лампочка, абажур. Сосна, береза, клен. Деревья. Пальцы, рука. Иголка, нитка. Звезды. Солнце, лучи, тепло.

в) Диктуемые группы состоят из обобщающих слов или назва­ний предметов, представляющих собой цельное в смысловом от­ношении словосочетание.

Пачка карандашей. Мебель. Чашка чаю. Кресло-кровать (в тетради чертятся две линии__ __). Грецкий орех. Продукты. Конфеты.

3. Послушайте предложение. Попробуйте определить, сколько в нем слов. Начертите их схемы. Запятые между словами ставить не надо, толь­ко точку в конце.

Вырос ореховый куст. Зажглись фонари. Ласточки улетели. Маль­чик рисует дерево красками.

Учитель диктует предложения из двух — четырех слов без пред­логов, делая очень краткие, почти незаметные паузы между сло­вами. После того как дети изобразят графически каждое слово и поставят точку, следует указать им на то, что первое слово надо обозначить уголком.

4. Рассмотрите картинку. Составьте по ее содержанию предложение из трех слов.

Ученикам демонстрируются картинки, изображающие, напри­мер, мальчика, разбившего чашку; девочку, покупающую лимоны, и т.д. После того как предложение будет произнесено, его можно распространить одним из способов, указанных в § 2 главы VII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: