Понятие «гласный звук»
Когда ученики в достаточной степени осознают факт деления звуков на две группы, учитель приступает к работе со звукам1 которые произносятся без преграды во рту, и сообщает учений их название — гласные.
Для того чтобы избежать смешения двух очень похожих терминов — «гласный звук» и «согласный звук», целесообразно сначала сформировать и прочно закрепить в сознании детей систему связей: «звук — отсутствие преграды — термин "гласный звук” «звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — гласные звуки», называя этом согласные звуки просто «другими» звуками.
На данном этапе ученики выполняют устно упражнения на выделение только гласных звуков в группе изолированных звуков или в словах состоящих из двух - трех звуков типа ум, щи, кот.
Обозначение гласных звуков в схеме
Закрепив в течение непродолжительного времени предыдущую связь учитель добавляет к ней новое звено: «звук — отсутствие преграды — термин «гласный звук» — красный цвет». Эта расширившаяся связь закрепляется в упражнениях с односложными словами типа дом, волк. Затем учитель предлагает для анализа двусложные слова типа рука, камыш. Ученики слушают называемые учителем слова, выделяют только гласные звуки и обозначают их в схемах 0 или 0 0.
|
|
Когда они освоятся с этой операцией, учитель постепенно начинает вводить трехсложные слона. Однако если у детей возникают значительные затруднения, то с трехсложными словами надо повременить.
Для изображения звуковых схем можно использовать любые слова с двумя или тремя гласными звуками, а для звукобуквенных схем необходимо выбирать только такие слова, в которых звуки соответствуют буквам, типа замок, тумба, бузина, кирпичи, панама.
Слог. Слоговый анализ с опорой на количество гласных