Обучение простым и сложным движениям (способам)
Методика обучения зависит от сложности изучаемого движения и по сложности выполнения делятся на две основные группы:
простые способы — все повороты на месте и приемы строевой подготовки; спуски и торможения; подъемы ступающим шагом, «елочкой», «полуелочкой» и «лесенкой»; одновременный бесшажный ход.
не вызывают больших затруднений у занимающихся.
После показа и объяснения преподавателя занимающиеся выполняют изучаемый способ в целом сначала в облегченных, а затем и более сложных условиях. Преподаватель указывает на допущенные ошибки, и они исправляются.
сложные способы —лыжные ходы (кроме бесшажного), повороты в движении— изучаются не сразу, а с предварительным разделением упражнения на части (элементы). Вначале изучаются главные элементы, затем второстепенные. После этого упражнение выполняется слитно. (Ц-РМ) (Р-КМ)
последовательность применения целостно-расчлененного метода:
1) назвать упражнение (способ передвижения);
2) показать упражнение (способ) в целом в обычном (соревновательном) темпе;
3) объяснить технику выполнения и условия, в которых применяется данное упражнение (способ);
4) дать опробовать упражнение занимающимся;
5) показать главный элемент упражнения (способа) с попутным объяснением техники его выполнения и обучить занимающихся этому элементу;
6) после освоения занимающимися главного элемента обучить их второстепенным элементам движения;
7) приступить к тренировке изучаемого движения (способа) в целом в облегченных условиях;
8) совершенствовать движение (способ) в постепенно усложняемых условиях одновременно с выполнением других, ранее изученных движений (способов).
Места проведения занятий
Успех обучения в значительной степени зависит от правильного выбора и хорошей подготовки места проведения занятий.
Учебно-тренировочная работа на лыжах проводится на специально прокладываемых лыжнях, которые по своему назначению подразделяются на:
1. учебная площадка — служит для начального обучения технике передвижения, выполнения подводящих упражнений, изучения отдельных элементов техники.
Ø площадка д.б. защищена от ветра и в одной своей части имела пологий склон (2—4°).
Ø прокладывается несколько замкнутых лыжней. Лыжни прокладываются ровными и узкими; снег в местах для толчков палками уплотняется.
Ø Размер площадки зависит от количества занимающихся: дистанции между занимающимися должны быть не менее 10— 15 м.
Ø Учебные площадки могут иметь форму четырехугольника (с закругленными углами), эллипса или круга.
2. учебные лыжни — применяются для закрепления и совершенствования техники изученных лыжных ходов
Ø прокладывается на пологих склонах и круче, с уплотненным снежным покровом.
Ø представляют собой замкнутые кривые протяжением от 300 до 1000 м. Они прокладываются с таким расчетом, чтобы преподавателю было удобно наблюдать за занимающимися.
3. тренировочные лыжни — предназначаются для выработки скорости, выносливости и для совершенствования техники.
Ø включают в себя равнинные участки местности, подъемы и спуски различной крутизны.
Ø В зависимости от цели тренировки длина такой лыжни может быть от 500 м до 5 км и более.
Ø могут иметь самые различные формы (круг, эллипс, два круга, «восьмерка»).
Ø На лыжне в виде восьмерки облегчается контроль за занимающимися, поэтому такая форма лыжни применяется чаще.
4. учебные и тренировочные склоны — Для изучения и совершенствования горнолыжной техники.
Ø При выборе склонов необходимо учитывать задачи занятия и подготовленность занимающихся.
Ø ТБ - тщательно проверить склон, убедиться в отсутствии выступающих или скрытых под снегом камней, пней, деревьев и других предметов, которые могут привести к падениям и травмам.
Ø Снег на склоне должен быть уплотнен.