Политика платежного баланса — первейшая задача руководства страны. Оно не может полностью полагаться на действие рыночных сил, восстанавливающих равновесие платежного баланса. На то имеются достаточно веские причины:
• автоматизм поддержания платежного баланса не производится мгновенно. Сразу меняются лишь решения по вложениям нового капитала внешнеторговых организаций. Реальное же производство не может сверхгибко изменять свои объемы вслед за колебаниями мировых цен;
• не все страны имеют абсолютно свободный плавающий валютный курс, поэтому они сталкиваются с постоянными дисбалансами в притоках и оттоках иностранной валюты, что ведет к ощутимым потерям;
• рыночные силы могут привести к равновесию платежного баланса с ущербом для национальных интересов страны. Государство же стремится, чтобы восстановление равновесия вело к экономическому росту;
• государство, регулируя внутренний рынок, вынуждено оглядываться на возможные изменения в платежном балансе. Невозможно добиться равновесия на внутреннем рынке при дисбалансах ва внешнеэкономической деятельности.
|
|
Поскольку уравновешивание платежного баланса не происходит мгновенно, правительство и центральный банк должны стремиться к выравниванию платежного баланса на основе долгосрочного роста ВВП.
Мероприятия центрального банка по выравниванию платежного баланса. Направления воздействия центрального банка на платежный баланс зависят от режима валютного курса: свободно плавающего или фиксированного.
При свободном валютном курсе центральный банк не имеет возможности непосредственно воздействовать на спрос и предложение иностранной валюты, так как их формирует свободный рынок. Правительство может только повлиять на процесс развития отношений, разворачивающихся вокруг платежного баланса. Оно может, допустим, содействовать росту экспорта или тормозить импорт, если складывается дефицит платежного баланса.
При системе управляемого плавания валютного курса центральный банк воздействует на платежный баланс через регулирование курса национальной валюты. Для этого он использует специальные инструменты:
• операции на валютном рынке (продажа или покупка иностранной валюты);
• регулирование объема денежной массы на внутреннем рынке.
Политика центрального банка по предотвращению нарушений платежного баланса будет опираться на те же стабилизационные меры, но с меньшей нагрузкой.
Обычно центральный банк устанавливает пределы свободных колебаний курса национальной валюты (валютный коридор). Такая политика облегчает регулирование платежного баланса. Если цена иностранной валюты приближается к верхней границе валютного коридора, это свидетельствует об угрозах нарастания дефицита платежного баланса. Валютная интервенция и политика дешевых денег становятся условием предотвращения дефицита платежного баланса.
|
|
Приближение цены иностранной валюты к нижней границе центральный банк расценивает как угрозу нарастания профицита платежного баланса. Продажа валюты центральным банком и политика дорогих денег становятся условием ее предотвращения.
При режиме фиксированного валютного курса в экономике постоянно накапливаются дефицит либо излишки валютных средств, поскольку фиксированный курс, как правило, отклоняется от рыночного.
При более низкой оценке национальной валюты по сравнению с ее официальным курсом (номинальная национальная валюта завышена) теряются выгоды у экспортеров товаров и импортеров капиталов. Осознание постоянных потерь от внешнеэкономических стратегий снижает их активность. В результате страна все больше теряет притоки иностранной валюты, нарастает дефицит платежного баланса.
При превышении реального курса национальной валюты над его официальным уровнем происходят противоположные действия. Теряются выгоды вывоза капитала и товарного импорта. Страна лишается части притоков ресурсов такого рода, а профицит платежного баланса нарастает.
Инструменты выравнивания платежного баланса при фиксированном валютном курсе включают:
* валютные интервенции при дефиците платежного баланса;
* девальвацию или ревальвацию национальной валюты.
Следствием девальвации станут стимуляция товарного экспорта и «удушение» импорта. По этой причине будет происходить эффективный процесс сжатия дефицита платежного баланса.
При ревальвации будет наблюдаться обратная картина: «удушение» товарного экспорта и стимуляция импорта. В этом случае следует ожидать разрушения профицита платежного баланса.
Мероприятия государства по уравновешиванию платежного баланса. Экономические мероприятия государства по выравниванию платежного баланса носят косвенный характер. Это означает, что государство формирует не сам баланс, а лишь условия, которые в свою очередь будут влиять на процессы, выравнивающие платежный баланс.
В то время как активный баланс относительно легко корректируется, пассивный - постоянно ставит большие проблемы: золотовалютный резерв тает, государство не может кредитовать импортеров. Внутренний рынок дестабилизируется растущей инфляцией. Экономические меры государства в борьбе с дефицитом платежного баланса можно устранить с помощью протекционистских мер, когда товарный экспорт стимулируется, а импорт тормозится.
Политика «удушения» импорта при дефиците платежного баланса. Хотя всем известно, что все ограничения внешнеэкономической деятельности в долгосрочном периоде вредят развитию экономики, страны с пассивным платежным балансом зачастую не имеют других возможностей улучшить свои платежные балансы, кроме мероприятий, ограничивающих импорт.
С вхождением многих стран в ВТО резко уменьшились их возможности использовать традиционное защитное средство в виде повышения таможенных тарифов. Сейчас ВТО установила пределы таможенного тарифа в размере 3,8 % для стран-участниц Невозможность расширения рамок эксплуатации таможенной защиты заставила искать иные меры ограничения импорта и по мере их нахождения повысить их нагрузку. Этим объясняется расширение правовых процессов оттеснения импортеров с рынка. Чаще всего основанием для применения такой тактики служат обвинения в демпинге, т.е. в экспорте по бросовым ценам
|
|
В связи с этим стало более точно отрабатываться само понятие демпинга и его видов. Демпингом считается не обязательно продажа более дешевого импортного товара. Международные соглашения считают демпингом лишь продажу импортного товара по ценам более низким по сравнению с внутренним рынком импортера.
Различают дотационный, социальный и валютный демпинг. Дотационный демпинг построен на субсидировании производства правительствами экспортеров. В социальном демпинге могут обвиняться страны с более низкой реальной заработной платой, в валютном демпинге - страны, которые девальвировали свою валюту, или те, которые, несмотря на повышающийся профицит платежного баланса, не спешат с ревальвацией своей валюты. Подобные действия ведут к искусственному стимулированию экспорта и ограничению импорта и означают что страна перекладывает свои проблемы на другие государства
Политика поощрения экспорта при дефиците платежного баланса. Можно выделить следующие направления возрастающей активности стимулирования экспортеров.
1. Государство активизирует свое участие в экономических рисках экспортеров, расширяя круг гарантий надежности заключенных договоров и поручительств.
2. Усиливается масштаб налоговых льгот и прямого дотирования экспортеров. Государства или освобождают от налогов производителей при экспорте продукции, или используют налоговые льготы. Возможны и прямые субвенции. К ним принадлежат, например, наличные доплаты, льготные кредиты, экспортные премии, инвестиционная помощь и экспортные кредиты.
3. Расширяется круг торговых соглашений и договоров, которые заключает государство, стремясь расчистить дорогу для отечественного экспорта.
Протекционистские меры, имеющие эффект в краткосрочном периоде, при дефиците платежного баланса или его угрозах не способны кардинально решить проблемы уравновешивания платежного баланса, если не подкрепляются политикой развития внутреннего рынка страны и конкурентоспособности отечественного производства.
|
|
Протекционизм не убирает глубинные причины болезни экономики, вызвавшие дефицит платежного баланса, а всего лишь борется с его последствиями. По прошествии времени страна, не добившаяся успехов в развитии внутреннего рынка, опять окажется в состоянии пассивного платежного баланса. Экономические болезни страны превращаются в хронические.
Фундаментальные условия улучшения состояния платежного баланса должны решаться на основе долгосрочной страте гаи и соответствующей ей политики, содействующей развитию внутреннего рынка и инвестиционному росту.
Такая политика должна быть направлена на повышение конкурентоспособности отечественных товаров и на развитие импортозамещающих отраслей. Для России это особенно важно.