Маркировка упаковки

Маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителя количественных и качественных характеристиках товара).

Информационная функция маркировки, будучи одним из средств товарной информации, является основной. Информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и товаросопроводительной документации. Однако в отличие от товаросопроводительной документации маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, т.к. обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем требования к производственной.

Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными правилами розничной торговли. К маркировке предъявляются общие требования для товаров, работ, услуг информации. Кроме того, для маркировки как для средства доведения информации до покупателей предъявляются специфичные для маркировки требования. Как правило, это: четкость текста и иллюстраций; наглядность; однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность (приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения); использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора.

Производственная маркировка. Производственная маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.Носителями производственной маркировки могут быть:

- этикетки - наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару. Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например, так производят маркировку на донышке посуды, на электробытовых товарах).

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты;

- кольеретки - разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение - эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация;

- вкладыши - это разновидность этикеток, отличаются от них направленностью товарной информации, предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (содержат наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь - функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции - рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии;

- бирки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя;

- ярлыки - это носители информации, содержащие наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных, таких как артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения;

- контрольные ленты - это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже - взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой - указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть;

- клейма и штампы - носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы. В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения - ветеринарные, товароведные, карантинные и прочие; от формы - овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные. Клеймение и штампование как способы маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным. Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. Существует несколько способов клеймения и штампования товаров и упаковок: нанесение клейма или штампа несмываемой краской, разрешенной органами Минздрава РБ; выжигание электроклейма; выдавливание штампов; вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр, букв в продукт.

- рельефная маркировка в виде выдавленных букв, цифр, иных условных обозначений встречается на металлических консервных банках, реже на крышках стеклянных банок. Кроме того, этим способом маркируют двигатели автомобилей, а также некоторые товары сложно-технического назначения. Рельефная маркировка встречается и на стеклянной упаковке (бутылки, банки), иногда на стеклянной посуде (например, на донышке граненых стаканов). Вдавливание пластмассовых или казеиновых цифр применяется для маркировки сыров.

Торговая маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы. Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре..

Структура маркировки. Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

Текст как форма письменной информации - наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени рисунок присущ производственной маркировке, в наименьшей - торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара.

Информационные знаки (ИЗ) - условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационные знаки характерны в основном для производственной маркировки. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

Краткость обусловлена тем, что в качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

Выразительность и наглядность информационных знаков обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. Быстрая узнаваемость информационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.

К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные, экологические.

Товарный знак - обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков, и знаков обслуживания Республики Беларусь.

Знак соответствия государственным стандартам Республики Беларусь подтверждает, что товар соответствует конкретному стандарту, продукция сертифицирована.

Эксплуатационные знаки информируют покупателя о правилах управления сложно-техническими товарами, монтажа и наладки и способах ухода за товарами.

Манипуляционные знаки информируют о способах обращения с товарами, чаще наносятся на транспортную тару, но некоторые наносят и на потребительскую упаковку (знак «Открывать здесь»). Важным элементом при транспортировке груза является использование манипуляционных знаков (рис.2.1), которые размещаются на транспортной упаковке. Такие знаки используются в соответствии с требованиями нормативной документации, а также правилами хранения и перевозки продукции.

Рис.2.1. Манипуляционные знаки: Вес нетто (вес товара без упаковки), если рядом указано число в рамке, оно означает вес брутто (вес товара с упаковкой) (а); верх (б); центр тяжести (в); осторожно, хрупкое (г); беречь от влаги (д); беречь от нагрева (е); беречь от излучения (ж); ограничение температуры (з).

Предупредительные знаки - предупреждают потребителя об опасных товарах или указывают на действия по предупреждению об опасности. Предупредительная маркировка обязательна на товарах бытовой химии, так как эти товары бывают, огнеопасны, взрывоопасны и ядовиты. Важной маркировкой на упаковке являются предупредительные знаки. Цель их размещения – информировать потребителя о тех опасностях, которые несёт с собой упакованная продукция (рис.2.2).

Рис.2.2. Предупредительные знаки на упаковке: огнеопасно (а), кислота (б).

Экологические знаки информируют покупателя об экологической опасности товара.

Такие знаки, как «Белый лебедь», принятый в скандинавских странах, «Голубой ангел», принятый в Германии, информируют о том, что товары в наименьшей степени загрязняют окружающую среду и безопасны для жизни и здоровья потребителей. Экознаки «Ресайклинг», «Зеленая точка» призывают не загрязнять окружающую среду упаковкой, а складывать их в специальные контейнеры для мусора или сдавать на вторичную переработку. Товары с такими знаками при утилизации упаковки не причиняют значительного ущерба окружающей среде.

Не менее важными для маркировки являются и знаки утилизации (рис.2.3).

Рис.2.3. Знаки утилизации: упаковку следует выбросить в урну (а); не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации (б); перерабатываемый пластик - знак ставится непосредственно на изделии (в); "Зеленая точка" - знак ставится на товарах производства фирм, которые оказывают финансовую помощь германской программе переработки отходов "Eco Emballage" ("Экологическая Упаковка") и включены в ее систему утилизации (г); "Скандинавский Лебедь" - соответствие скандинавским экологическим нормативам.

Многообразие и большое количество параметров, характеризующих материальные потоки в логистике (номенклатура MP, НП, ГП, ассортимент, габаритные и весовые характеристики, потребительские свойства, виды применяемой тары и упаковки, логистические УДЕ и т.д.), вызывают необходимость автоматической идентификации продукции, тары, упаковки, грузовых единиц, SKU и т.п., которое в настоящее время в ЛИС осуществляется с помощью сканирования штриховых кодов.

Машиночитаемый штриховой код (bar-code) — это определенная комбинация темных и светлых полос (штрихов или пробелов), дающая возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию о товаре (продукции) с использованием компьютерной техники.

Автоматическая идентификация (сканирование) штриховых кодов продукции в процессе выполнения логистических операций и функций позволяет достичь следующих основных преимуществ:

- оперативно получить полную и достоверную информацию о продукте (товаре, таре, упаковке, грузовой единице, единице хранения и т.п.);

- получить информацию о производителе товара, грузоотправителе, грузополучателе, логистическом посреднике;

- осуществить контроль и мониторинг с помощью информационно-компьютерных систем за продвижением каждой единицы продукции (укрупненной грузовой единицы или SKU) на любом участке логистической цепи (канала, сети);

- осуществить автоматизированную электронную обработку товарно-транспортных, финансовых и других документов в логистическом менеджменте;

- обеспечить автоматизированный учет наличия, расходования и движения MP, НП, ГП на складах, производственных участках и других подразделениях ЛС;

- снизить затраты, существенно упростить и ускорить процедуры сбора, обработки и выполнения заказов потребителей; процедуры управления запасами продукции в производстве и дистрибьюции;

- обеспечить точность и достоверность логистической информации о материальных потоках;

- повысить эффективность процедур, контроля качества продукции и логистического сервиса;

- облегчить процедуры маркетингового анализа спроса и рынка для заданного ассортимента товаров.

По оценкам западных экспертов в области международной торговли в настоящее время затраты, связанные с обработкой бумажных документов, составляют от 3,5% до 15% от цены товара. Введение систем автоматизированной индикации на основе сканирования штрих-кодов позволяет снизить эти затраты до 0,5–3%.

Внедрение информационных технологий штрихового кодирования относится к началу 1970-х годов, когда в США был принят универсальный товарный код UPC, пригодный для использования, как в промышленности, так и в торговле. В 1977 г. сначала на европейском континенте, а затем и на других утвердилась Европейская система кодирования — EAN (European Article Numbering). В настоящее время уже сотни белорусских предприятий стали пользователями кода EAN. Оценки экспертов показывают, что только применение штрих-кодов на упаковке товаров снижают затраты на 10–15% от его стоимости. Штриховой код EAN-13 однозначно идентифицируют товар в международной торговле.

Предположим штриховой код, размещенный на упаковке товара, имеет набор 13 цифр: 4601234567893. Тогда первые две цифры (46) являются номером банка данных, выдавшего этот номер товара (необязательно означают страну происхождения товара). В приведенном примере номера, выдаваемые предприятиям, фирмам и другим производителям товаров Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, начинаются с 46.

Следующие пять цифр (01234) присваиваются ассоциацией «ЮНИСКАН» предприятию, которое реализует или производит продукт. Еще пять цифр (56789) присваиваются товару непосредственно самим предприятием с учетом его потребительских свойств, размеров, оформления, упаковки, цвета и т.п. И последняя цифра (3) является контрольной (контрольное число) и используется для проверки правильности считывания штрихового кода специальным устройством — сканером.

Товары, имеющие небольшие габариты, могут иметь специальный короткий код, состоящий из 8 цифр (EAN-8).

Существует ряд правил, которые требуется обязательно соблюдать при штриховом кодировании.

Так, отдельный уникальный номер необходим, прежде всего, для каждого варианта потребительского товара. В зависимости от его типа, размера, оформления, цвета и т.д.; упаковки товара, отличающейся по размерам; упаковки, содержащей в себе несколько изделий разного вида или одного вида, имеющих, в свою очередь, свой номер; модификаций товара, когда необходимо идентифицировать новые потребительские свойства.

Кроме нанесения печатным способом на упаковку, штриховой код может быть нанесен путем наклеивания этикетки, ярлыка. Если в групповой упаковке имеется, несколько индивидуальных потребительских упаковок, то штриховой код необходимо нанести таким образом, чтобы сканер смог считать только код групповой упаковки. Учитывая, что в торговую сеть товар поступает в разнообразных упаковках, появилась необходимость нанесения штриховых кодов на отгрузочные упаковки. Каждая упаковка, отличающаяся по виду или содержимому, должна иметь свой собственный идентификационный номер, структура которого аналогична номеру товара. Номер отгрузочной упаковки должен однозначно идентифицировать ее с учетом потребительских свойств товара, его количества, упаковочного материала и конфигурации упаковки.

Рис.2.4. Примеры штриховых кодов

В отличие от EAN-13 штриховой код ITF-14 имеет большие размеры и не требует высококачественной печати при нанесении. При выборе вида штрих-кода необходимо руководствоваться следующими правилами:

- если есть основания полагать, что та или иная упаковка будет поступать непосредственно в розничную торговлю и может быть в таком виде приобретена покупателем, то необходимо наносить код EAN-13, так как сканеры, установленные в расчетных узлах магазинов, не позволяют считывать код ITF-14;

- если невозможно обеспечить необходимое качество печати, следует использовать код ITF-14;

- если размер упаковки не позволяет нанести код ITF-14, следует применять EAN-13 (EAN-8);

- если кодируется развесной товар (сыр, мясо, масло и т.п.), код ITF-14 следует дополнить шестизначным штриховым кодом, который отражает массу продукта.

Огромное значение имеет идентификация с помощью штрих-кодов логистических грузовых единиц: паллетов, пакетов, контейнеров и других. Для стандартизации этого процесса EAN разработала унифицированную этикетку, на которую в нижней зоне наносится штрих-код с использованием символики UCC/EAN-128 (так называемый Serial Shipping Container Code).Необходимо отметить, что стандарт UCC/EAN-128 позволяет объединить в одном штриховом коде несколько «сообщений». Например, номер товара в системе EAN и информация, касающаяся сроков его хранения, могут быть объединены в одном символе, что значительно облегчает сканирование.

На рисунке (2.5.) приведен пример этикетки с кодом UCC/EAN-128 и расположение этикетки на пакете. Использование этикеток с штрих-кодами UCC/EAN-128 позволяет не только эффективно идентифицировать грузовые единицы в транспортировке, складировании и грузопереработке, но и автоматизировать управление, контроль и мониторинг материальных потоков в ЛС за счет одновременного применения системы EDI и стандартов EDIFACT и EANCOM. По данным к началу 1997 г. около 90% всех грузовых отправок в фармацевтической промышленности, розничной торговле, швейной и парфюмерной промышленности США использовали штриховые коды UCC-128.

1 ― информация свободного формата;

2 ― человекочитаемая информация;

3 ― символы UCC/EAN-128

Рис.2.5. Пример этикетки со штриховым кодом UCC/EAN-128

Штриховое кодирование грузовых отправок и единиц хранения позволяет получить следующие логистические преимущества:

- однозначную идентификацию пакетов, паллетов, контейнеров и других грузовых единиц на всем протяжении логистических цепей (каналов, сетей);

- возможность использования первоначально нанесенной этикетки всеми участниками логистического процесса (ЗЛС, логистическими посредниками);

- оперативный и достоверный ввод информации с помощью сканирующих устройств в компьютерные сети ЛИС;

- снижение логистических издержек и времени обработки информации о грузопотоках.

Методы идентификации упаковки. Идентификация упаковки — установление соответствия упаковки требованиям безопасности и совместимости, предъявляемым нормативными документами, а также сведениям, указанным в товаросопроводительных документах. Целью такой идентификации является предотвращение качественных и количественных потерь за счет использования упаковки товаров с учетом их свойств. Кроме того, при идентификации упаковки может быть выявлено соответствие вида, размеров и емкости упаковки требованиям, предъявляемым к количеству фасованных товаров. Размеры упаковки не должны вводить потребителя в заблуждение относительно количественных характеристик упакованного товара. При идентификации упаковки могут быть установлены ее совместимость и безопасность для упакованных товаров, в том числе и при длительном хранении. Если упаковка имеет фиксированную массу, отклонения от этой массы могут проверяться в допустимых или недопустимых пределах.

Идентификация маркировки — установление достоверности сведений, указанных в маркировке, и определение их соответствия информации в товаросопроводительной документации, а также внешнему виду товара.

При этом виде идентификации проверяют соответствие основополагающей товарной информации в маркировке товара с информацией в товаросопроводительных документах. Идентифицирующие признаки товарной партии: наименование товара и изготовителя, дата выпуска, срок годности до определенной даты или срок хранения, код ОКП и другие признаки, которые должны совпадать в маркировке и в товаросопроводительных документах.

Маркировка должна содержать информацию об изготовителе, виде материала, из которого изготовлена эта упаковка, а также сведения о возможности повторного использования или утилизации. Маркировка должна быть отчетливо видимой, разборчивой, устойчивой к внешним воздействующим факторам. При нанесении маркировки допускается использование условных знаков, пиктограмм и т.п., однозначно устанавливающих характеристики упаковки.

Материалы и способы нанесения маркировки должны обеспечивать ее сохранность в течение всего срока использования упаковки.

На потребительскую упаковку вместимостью более 0,2 л в процессе изготовления наносят следующую маркировку:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- номинальную вместимость в литрах с указанием единицы измерения (л).

В отдельных отраслях народного хозяйства существуют дополнительные государственные и международные нормы, относящиеся к упаковке. К примеру, в текстильной промышленности материалы из чистой шерсти должны иметь специальную маркировку и этикетку, в которой указывалось бы, как или при какой температуре необходимо чистить, или стирать и целесообразно ли гладить их.

Консюмеристы ведут борьбу за введение дополнительных законодательных требований к маркировке, требуя указания сроков годности товара (степени его свежести), цены товарной единицы (из расчета стоимости какой-то стандартной единицы объема веса), сортности (показателей уровня качества А, Б и В, применяемых в отношении ряда товаров широкого потребления) и процентного состава (т. е. процентного содержания в нем основных компонентов).

На все виды полимерной упаковки наносят пиктограмму «петля Мёбиуса» в виде четкого оттиска на дно или нижнюю часть корпуса упаковки.

Упаковка для детского питания должна иметь дополнительную информацию в виде обозначения «ДП».

2.6 Материалы, применяемые для изготовления тары и упаковки.

На выбор материала для упаковки оказывают влияние три фактора: особенности упакованного материала (чувствительность к воздействию внешних факторов); виды возможных повреждений при транспортировании и складировании; законы и предписания по транспортированию и складированию товаров.

Материалы, используемые для упаковки, должны обеспечить защиту содержимого от действия трех групп факторов, изменяющих потребительские свойства товара: физико-химических (влага, свет, кислород воздуха, климатические факторы); механических (нагрузки разных видов); биологических (микроорганизмы, насекомые, грызуны). Таким образом, материалы для упаковки должны:

- соответствовать свойствам товара, не ухудшая их;

- быть прочными, иметь невысокую плотность;

- быть водонепроницаемыми, иметь низкую теплопроводность;

- быть химически стойкими и инертными, негигроскопичными, неслеживаемыми, без запаха;

- легко подвергаться переработке или безвредному для окружающей среды уничтожению.

Деревянная тара изготавливается из древесины хвойных и лиственных пород, имеет жесткую конструкцию, способную выдержать значительные нагрузки. Она отличается прочностью, изотермичностью. Недостатком этой тары является большая масса, способность легко увлажняться и набухать, усыхать и растрескиваться; на ее изготовление затрачивается большое количество древесины. Она плохо штабелируется, легко повреждается и требует частого ремонта. Стоимость деревянной тары повышается (из-за дефицита древесины), длительна и трудоемка также санитарно-гигиеническая обработка тары. Основными видами деревянной тары являются ящики, бочки, корзины, лотки, барабаны.

Ящики делают деревянными и фанерными. В обороте для товаров широкого потребления используется семь типов многооборотных ящиков массой брутто до 75 кг - разборные, неразборные и складные. Разновидностью многооборотной тары являются резофановые ящики. Резофан - тарный материал, изготовленный из слоев шпона, который запрессован в прослойки прочной эластичной резины. Резофановые ящики легче деревянных, прочны и влагостойки.

Для грузов массой до 500кг используются ящики дощатые неразборные девяти типов. Они бывают плотными, решетчатыми, с крышками и без них, армированными проволокой (решетчатые ящики обеспечивают лучший воздухообмен).

Фанерные ящики используют для товаров с небольшой объемной массой (чая, кофе, макарон, табачных изделий, кондитерских изделий, сахара, дрожжей и др.). Они бывают разных типов в зависимости от вместимости и вида товаров, для которых они предназначены. В зависимости от характера упаковываемой продукции в ящиках предусматриваются другие приспособления, необходимые для обеспечения сохранности продукции, а в стенках плотных ящиков - отверстие (для овощей и фруктов).

Бочки деревянные используются для хранения жидких и сухих продуктов. Они являются ценными видами тары и имеют ряд преимуществ: отличаются хорошей сопротивляемостью, удобством для многократного затаривания и перемещения. Бочки бывают заливными и сухотарными. В зависимости от используемых для их производства материалов бочки подразделяются на деревянные и фанерно-штампованные. В обороте находятся бочки различной вместимости – от 5 до 600л. Для придания бочкам водо- и газонепроницаемости внутреннюю поверхность их покрывают парафином, казеиновой эмалью или вставляют полиэтиленовые вкладыши.

Для сыпучей, пастообразной продукции, маргарина, жира, яичного порошка используют фанерные барабаны. Они бывают двух типов: с одинарным и двойным остовом.

К деревянной таре относятся также плетеные корзины. Они бывают прутяными и драночными; круглой, прямоугольной, овальной или конусообразной формы, с крышкой или без нее, с ручками, перегородками. Используются для затаривания ягод, фруктов, рыбы.

Картонная тара. Картонная тара имеет ряд преимуществ перед деревянной тарой. Она легче, удобна в работе, обладает хорошей изотермичностью. Производство картонной тары позволяет значительно сократить потребление деловой древесины. Себестоимость тары ниже. Основные недостатки - низкая водонепроницаемость и недостаточная прочность. Для повышения прочности увеличивают толщину стенок, а для предупреждения увлажнения пропитывают стенки парафином, используют полиэтиленовые вкладыши.

Для изготовления тары используют гладкий и гофрированный картон. Основным видом тары из картона являются ящики и коробки. Ящики выпускают из однослойного, трехслойного и пятислойного картона. Для ящиков из картона в зависимости от характера упаковываемой продукции могут быть предусмотрены вспомогательные упаковочные средства: вкладыши, амортизаторы, решетки, перегородки, прокладки. Ящики могут сшиваться скобами из проволоки или стальной плющеной ленты. Ящики могут выпускаться складными с четырехклапанным дном и крышкой. Картонные коробки широко используются как потребительская тара.

Бумажная тара. Бумажная тара применяется в основном для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относятся бумажные мешки, пакеты. Мешки подразделяются на битумированные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. По способу изготовления мешки делятся на склеенные, сшитые, с открытой и закрытой горловиной (с клапанами). Общее число слоев бумаги может быть от 3 до 6 (с различной пропиткой), что определяет область их применения: для негигроскопичной, мало- и сильногигроскопичной продукции. Пакеты изготавливают из специальной упаковочной бумаги.

Текстильная тара. К текстильной таре относятся тканевые мешки, паковочные ткани. Тара мягкая, отличается легкостью, удобством в использовании, компактностью. Но мешки и паковочные ткани не предупреждают увлажнения, распыла и заражения насекомыми - вредителями.

Мешки тканевые делятся на продуктовые и сахарные. Мешки тканевые продуктовые подразделяются на льняные, полульняные, обычной и повышенной прочности. Для упаковки сахара используются льноджутокенафные, льноджутовискозные мешки. Они могут быть с уплотненной кромкой обычной и повышенной прочности.

Паковочные ткани используют для упаковки ковровых изделий, тканей, трикотажных и других изделий.

Стеклянная тара. Стеклянная тара используется для затаривания жидких товаров. Она включает банки, бутылки, баллоны различных форм и вместимости. Стекло обладает устойчивостью к воздействию к воздействию солей, кислот и других веществ.

Поэтому тара, изготовленная из него, может применяться для фасовки любых продуктов без опасения ухудшения их качества при хранении: продукты не увлажняются и не загрязняются. Недостатком стеклянной тары является ее хрупкость и значительная масса, которая может составлять до 50% массы продукта. Тара легко подвергается санитарно-гигиенической обработке, позволяет рассмотреть содержимое.

Металлическая тара. К металлической таре относят банки, тубы, ящики, фляги, бочки, цистерны. Их изготавливают из кровельной, оцинкованной стали и белой жести. Эта тара обладает теплопроводностью, большой механической прочностью, что значительно повышает возможность многократного и длительного ее использования. Недостаток - подверженность коррозии. Для защиты от коррозии тару покрывают оловом, пищевыми лаками и эмалями. Эти покрытия должны быть безвредными для человека, т.е. не содержать примесей солей меди и свинца, а также веществ, которые придают продуктам посторонние привкус, запах или цвет. Для изготовления металлической тары используют также алюминий и его сплавы. Они безвредны для человека, отличаются высокой пластичностью, легкостью, не влияют на вкус и запах контактируемого с ними продукта. Но, по сравнению с жестью, имеют меньшую прочность.

Для упаковки пищевых продуктов используют и алюминиевую фольгу. Она не проницаема для влаги, света, запахов, кислорода, практически не содержит микроорганизмов, готова для стерилизации и переработки на современных упаковочных машинах. Фольга используется для упаковки масла, маргарина, творога, творожных и плавленых сырков, мороженого, изготовления крышек для йогуртов, сметаны, майонеза и др. Фольга может быть ламинированная (с нанесенной на ее поверхность пленкой полиэтилена) и кашированной (склеенная с тонкой лакированной бумагой).

Тара из полимерных материалов. Полимерная тара должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, быть физически безвредной и химически безопасной, так как при контакте с пищевыми продуктами в них могут мигрировать остаточные мономеры из полимерных материалов, различные низкомолекулярные продукты, стабилизаторы, красители и другие вещества, обладающие токсичностью и наносящие вред здоровью человека. Кроме того, полимерные материалы должны быть прочными, способными к термической сварке.

Поливинилхлорид и сополимеры винилхлорида - (ПВХ) химически стоек, характеризуется большой прочностью, хорошей теплоемкостью, жиростойкостью, обладает прозрачностью. Недостатки: низкая пластичность и узкий диапазон рабочих температур. Существенным недостатком ПВХ является токсичность и канцерогенность его мономера - винилхлорида. Применение:

- оборудование для пищевых производств, мелкая тара, трубопроводы;

- пленка из пластифицированного поливинилхлорида. Благодаря высокой механической прочности, жиростойкости, способности к формовке, склеиванию и свариваемости применяется для изготовления жесткой тары, вкладышей в деревянные ящики, бочек при упаковке животных жиров;

- термоусадочная пленка типа "саран" отличается стойкостью к жирам и низкой газопроницаемостью. Используется чаще в качестве вакуум-упаковки тушек птиц, мясных и других продуктов, имеющих неправильную конфигурацию.

Полистирол (ПС) и сополимеры стирола. Резины на основе каучука СКС (стирольный). Полистирол обладает значительной твердостью, влагостойкостью, стойкостью к щелочам и кислотам, за исключением азотной кислоты. Не растворяется в воде, спирте, растительных маслах. К недостаткам этого материала можно отнести: невысокую стойкость к ударным нагрузкам, чувствительность к изменению температуры, низкую теплостойкость.

Сополимеры стирола компенсируют в определенной мере недостатки полистирола. Хорошей стойкостью к агрессивным средам и сопротивлением к старению обладают трехкомпонентные сополимеры марки СНП. Применение:

- упаковочная тара для сыров, молочных и мясных продуктов;

- детали холодильников, терок, лотков, электромиксеров, посуда, подносы.

Органическое стекло типа "Дакрил". Свойства: акриловые полимеры обладают чрезвычайно высокой стойкостью к агрессивным средам - кислотам, щелочам, растительным и животным жирам. Из полиметилметакрилата изготавливают органическое стекло. Применение:

- емкости в кондитерской и хлебопекарной промышленности;

- детали к оборудованию.

Полиолефины. Полиолефины - это полиэтилен, полипропилен, полибутен, полиметилпентен, сополиры этилена с пропиленом или бутиленом, блоксополимер пропилена с этиленом, модифицированные марки перечисленных полимеров, комбинированные материалы на основе полиолефинов.

Полиэтилен получают при высоком, среднем и низком давлении. Характеризуется высокой стойкостью к агрессивным средам, инертностью к воде, влагонепроницаемостью, высокой морозостойкостью, хорошей газопроницаемостью. Полиэтилен неядовит, обладает высокой степенью свариваемости. Полиэтилен низкой плотности обладает хорошей паро- и водонепроницаемостью, но пропускает жиры. Полиэтилен высокой плотности стоек к жирам и другим соединениям, термостоек, пригоден для упаковки продуктов с последующим разогревом. Полиэтилен используется как упаковочный материал очень широко. Изделия из него подвержены старению под действием света, солнечных лучей и кислорода воздуха.

Полипропилен - более жесткий материал превосходит полиэтилен по теплостойкости, стойкости к воздействию внешних факторов, но обладает более низкой холодостойкостью. Полипропилен стоек к жирам и маслам. Изделия, получаемые из полипропилена, можно подвергать стерилизации. Недостатками его являются низкая светостойкость и морозостойкость. Используется для производства транспортной тары, пленок, тары под стерилизованные продукты.

Полиэтилентерефталат (ПЭТФ или лавсан) характеризуется высокоймеханической прочностью в широком температурном интервале, способендлительное время выдерживать действие низких температур. Он химически стоек, обладает механической прочностью, стойкостью к действию влаги. ПЭТФ - экологически безопасный полимер. Используется в виде пленок, для производства бутылок, для вакуум-упаковки пищевых продуктов.

Резины. Получают на основе натурального или искусственного каучука с использованием различных добавок, что определяет их свойства. Для резины характерны гибкость, упругость, эластичность. Используют резины для изготовления прокладок, пленок, для упаковки, замороженных и гигроскопичных продуктов, для упаковки продуктов неправильной формы (обладает высокими термоусадочными свойствами).

Поликарбонаты (ПК). Поликарбонаты механически прочны, износостойки; незначительно поглощают воду, стойки к атмосферным воздействиям, к действию отбеливающих веществ, спиртов, кислот, жиров, дезинфицирующих средств, пигментов; сохраняют свои эксплуатационные характеристики в широком диапазоне температур. Изделия из ПК характеризуются многократностью использования.

Полиамиды (ПА) - широко используются как искусственное волокно. Их

можно перерабатывать в пленки, которые отличаются большой прочностью, прозрачностью, жиростойкостью, термостойкостью и морозостойкостью. ПА относительно дорогостоящий материал и недостаточно стоек к воде.

Используют обычно в комбинации с другими материалами, характеризующимися хорошей свариваемостью, влаго- и паростойкостью. Полиуретаны (ПУ) по свойствам близки к полиамидам. Способны выделять токсичные вещества, поэтому не допускается длительный контакт ПУ с пищевыми продуктами. Используются для изготовления жестких и эластичных пенопластов для термоизоляции холодильных камер.

Полимерная тара имеет ряд преимуществ: она легкая, не гниет, легко моется, может быть использована для вторичной переработки.

Материалы на естественной основе. К материалам на естественной основе относят целлюлозу, целлофан, целлюлозоацетатную пленку.

Целлюлоза - природный полимер, получаемый из хлопка. Используется в пищевой промышленности в виде пленок.

Целлофан - вискозная пленка, практически не проницаемая для ароматических веществ, но отличается высокой водо- и паропроницаемостью. Он устойчив к действию органических растворителей, но легко набухает в воде. Целлофан прозрачен, не поддается свариванию, но легко склеивается. Используется в основном в комбинации с другими материалами. Для повышения устойчивости к влаге, улучшения термосвариваемости на целлофан наносят лакированное покрытие (нитроцеллюлозу).

Упаковочные материалы. Упаковочную бумагу в зависимости от вида и использования делят на бумагу общего и специального назначения.

Пергамент - высокопрочный, вязкий, полупрозрачный материал.

Подпергамент - изготавливается из волокон более низкого качества. Он хорошо проклеен, хрустящ на ощупь.

Пергаментная бумага - изготавливается из целлюлозы, обрабатывается глицерином. Она обладает жиростойкостью, не пропускает аромат.

Пергамент, подпергамент, пергаментная бумага используются для упаковки масла, маргарина, кулинарных жиров, чая, пряностей и др. товаров.

Комбинированные упаковочные материалы получают из многослойных полимерных пленок, из бумаги или картона с полимерами, из алюминиевой фольги с полимерами и пр. Для изготовления тары и упаковок стараются использовать комбинированные материалы, сочетающие лучшие свойства отдельных компонентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: