Принять закон - это еще только половина дела. Смысл законотворчества состоит в упорядочении общественной жизни. Этого можно достичь лишь тогда, когда законы будут реализованы.
Реализация права — это воплощение норм права в жизнь.
Порой граждане не могут без поддержки государственных органов реализовать свои права и обязанности, например назначить пенсию, защитить себя от правонарушения, наказав обидчика. И тогда мы говорим о правоприменении.
Правоприменение — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).
Если нормы права четко реализуются в деятельности граждан, организаций, государственных органов, то мы говорим о правопорядке, т. е. о состоянии фактической упорядоченности общественной жизни. Иначе, правопорядок - это результат реализации права, торжество его на деле.
Это надо запомнить!
1. Правотворчество - это деятельность государственных органов по созданию норм права и принятию нормативных актов.
|
|
2. Выделяют три разновидности правотворчества:
- установление правовых норм;
- изменение правовых норм;
- отмена правовых норм.
3. Нормативный акт - это документ правотворческого органа, содержащий юридические нормы.
4. Видами нормативных актов являются законы, указы, постановления, инструкции.
5. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важные стороны жизни страны и обладающий высшей юридической силой.
6. Законы бывают конституционные и обыкновенные (текущие).
7. Парламенты стран состоят, как правило, из двух палат: верхней и нижней (в России - Совет Федерации и Государственная дума).
8. Верхняя палата рассматривается как контролирующий орган, задачей которого является обеспечение всесторонней и взвешенной оценки законопроекта.
9. Главная роль в законотворчестве принадлежит нижней палате, где заседают народные представители.
10. По устройству различают два типа парламентов:
- англосаксонский;
- континентальный, или европейский.
11. Парламент первого типа строго делится на две части, и обсуждение законопроектов чаще проходит по принципу: «поддерживаем - отвергаем» или в конфронтационном духе.
12. Континентальный (европейский) тип парламента позволяет представить большую палитру политических взглядов (левые, левый центр, центристы, правый центр, правые).
13. Принятие законов (законодательный процесс) проходит несколько стадий:
- законодательная инициатива;
- подготовка законопроекта;
- его обсуждение;
|
|
- принятие путем голосования;
- подписание закона главой государства;
- опубликование закона.
14. Законы вступают в силу спустя 10 дней после опубликования в «Российской газете» или «Собрании: законодательства РФ».
15. Реализация права - это воплощение (претворение) норм права в жизнь.
1 6. Правоприменение - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).
17. Правопорядок - это состояние фактической упорядоченности общественной жизни.
Вопросы для контроля
1. Что мы называем правотворчеством?
2. Какие разновидности правотворчества вы знаете?
3. Какая из указанных разновидностей правотворчества более сложная?
4. Кто создает нормативные акты?
5. Почему процесс правотворчества носит постоянный характер?
6. Что такое нормативный акт?
7. В чем вы видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами формулирования правовых норм (обычаем, прецедентом)?
8. Какие существуют виды нормативных актов?
9. Что такое закон?
10. На какие группы можно разделить законы?
11. В чем особенности кодексов как разновидностей законов?
12. Что означает слово «парламент»?
13. Когда и где возник первый парламент?
14. Депутаты - представители народа. Они заявляют, что их думы - о народе и о своих избирателях. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение на конкретном примере.
15. Зачем в парламенте существуют две палаты? Разве одной недостаточно?
16. В чем особенности парламента англосаксонского типа? континентального типа?
17. Как вы думаете, парламент какого типа работает более эффективно?
18. Что мы называем законодательным процессом и почему он такой сложный?
19. Кто обладает правом законодательной инициативы и почему такого права не имеют обычные граждане?
20. Кто готовит законопроекты?
21. Кто может участвовать в обсуждении законопроекта?
22. Почему закон обязательно должен подписывать глава государства?
23. Зачем законы надо обязательно публиковать? Может ли оглашение текста закона по радио или по телевидению заменить его опубликование?
24. Когда законы вступают в силу?
25. Что такое реализация права?
26. Что мы называем применением права?
27. Дайте определение правопорядка