Реализация права

Принять закон - это еще только половина дела. Смысл законотворчества состоит в упорядочении общественной жизни. Этого можно достичь лишь тогда, когда законы будут реализованы.

Реализация права — это воплощение норм права в жизнь.

Порой граждане не могут без поддержки государ­ственных органов реализовать свои права и обязанности, например назначить пенсию, защитить себя от правона­рушения, наказав обидчика. И тогда мы говорим о пра­воприменении.

Правоприменение — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).

Если нормы права четко реализуются в деятельности граждан, организаций, государственных органов, то мы говорим о правопорядке, т. е. о состоянии фактической упорядоченности общественной жизни. Иначе, правопо­рядок - это результат реализации права, торжество его на деле.

Это надо запомнить!

1. Правотворчество - это деятельность государствен­ных органов по созданию норм права и принятию нормативных актов.

2. Выделяют три разновидности правотворчества:

- установление правовых норм;

- изменение правовых норм;

- отмена правовых норм.

3. Нормативный акт - это документ правотворческо­го органа, содержащий юридические нормы.

4. Видами нормативных актов являются законы, ука­зы, постановления, инструкции.

5. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулиру­ющий важные стороны жизни страны и обладающий высшей юридической силой.

6. Законы бывают конституционные и обыкновенные (текущие).

7. Парламенты стран состоят, как правило, из двух палат: верхней и нижней (в России - Совет Федера­ции и Государственная дума).

8. Верхняя палата рассматривается как контролиру­ющий орган, задачей которого является обеспечение всесторонней и взвешенной оценки законопроекта.

9. Главная роль в законотворчестве принадлежит нижней палате, где заседают народные представите­ли.

10. По устройству различают два типа парламентов:

- англосаксонский;

- континентальный, или европейский.

11. Парламент первого типа строго делится на две час­ти, и обсуждение законопроектов чаще проходит по принципу: «поддерживаем - отвергаем» или в конфронтационном духе.

12. Континентальный (европейский) тип парламента позволяет представить большую палитру политических взглядов (левые, левый центр, центристы, пра­вый центр, правые).

13. Принятие законов (законодательный процесс) про­ходит несколько стадий:

- законодательная инициатива;

- подготовка законопроекта;

- его обсуждение;

- принятие путем голосования;

- подписание закона главой государства;

- опубликование закона.

14. Законы вступают в силу спустя 10 дней после опубликования в «Российской газете» или «Собрании: законодательства РФ».

15. Реализация права - это воплощение (претворе­ние) норм права в жизнь.

1 6. Правоприменение - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по реализации права путем вынесения индивидуальных предписаний (решений, приговоров и т. п.).

17. Правопорядок - это состояние фактической упо­рядоченности общественной жизни.

Вопросы для контроля

1. Что мы называем правотворчеством?

2. Какие разновидности правотворчества вы знаете?

3. Какая из указанных разновидностей правотворче­ства более сложная?

4. Кто создает нормативные акты?

5. Почему процесс правотворчества носит постоянный характер?

6. Что такое нормативный акт?

7. В чем вы видите достоинства нормативного акта по сравнению с другими формами формулирования правовых норм (обычаем, прецедентом)?

8. Какие существуют виды нормативных актов?

9. Что такое закон?

10. На какие группы можно разделить законы?

11. В чем особенности кодексов как разновидностей законов?

12. Что означает слово «парламент»?

13. Когда и где возник первый парламент?

14. Депутаты - представители народа. Они заявляют, что их думы - о народе и о своих избирателях. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свое мнение на конкретном примере.

15. Зачем в парламенте существуют две палаты? Разве одной недостаточно?

16. В чем особенности парламента англосаксонского типа? континентального типа?

17. Как вы думаете, парламент какого типа работает более эффективно?

18. Что мы называем законодательным процессом и почему он такой сложный?

19. Кто обладает правом законодательной инициативы и почему такого права не имеют обычные граждане?

20. Кто готовит законопроекты?

21. Кто может участвовать в обсуждении законопроек­та?

22. Почему закон обязательно должен подписывать глава государства?

23. Зачем законы надо обязательно публиковать? Мо­жет ли оглашение текста закона по радио или по телевидению заменить его опубликование?

24. Когда законы вступают в силу?

25. Что такое реализация права?

26. Что мы называем применением права?

27. Дайте определение правопорядка

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: