Основные факторы, определяющие состояние здоровья детей можно условно разделить на благоприятные и неблагоприятные.
I. Благоприятные факторы:
1. Рациональный суточный режим;
2. Оптимальный двигательный режим;
3. Закаливание;
4. Сбалансированное питание;
5. Соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам;
II. Неблагоприятные факторы:
1. Нарушение режима дня и учебно - воспитательного режима;
2. Недостаточная или избыточная двигательная активность;
3. Нарушение гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности;
4. Недостатки в организации питания;
5. Отсутствие гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
6. Неблагоприятный психологический климат в семье, коллективе.
Особенности формирования заболеваний у детей.
Распространенность заболеваний имеет выраженный возрастной характер. Так, в наиболее раннем возрасте особое место занимают болезни новорожденных - недоношенность, врожденная слабость, дефекты развития, в преддошкольном - желудочно-кишечные заболевания и заболевания органов дыхания, в дошкольном - инфекционные заболевания.
|
|
Болезни органов дыхания во всех возрастных группах занимают первое место.
В школьном возрасте значительно повышается заболеваемость хроническим тонзиллитом. В последние годы среди детей отмечен рост заболеваемости аллергическими болезнями. Инфекционные болезни, занимающие второе место в структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста, в старшем школьном возрасте перемещаются на последнее место.
За период обучения в школе увеличивается процент школьников с близорукостью, кариесом. В последние годы возрастает количество функциональных расстройств у школьников старших классов.
Уровень заболеваемости и распространенность патологической пораженности зависят от нарушения гигиенических правил организации учебной и воспитательной работы, от уровня организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий, постановки физического воспитания и медицинской помощи.
Таблица 1.7.
Некоторые закономерности возникновения функциональных