В процессе транспортировки на грузы оказывают влияние три основные группы внутренних и внешних воздействий:
- Механическая — толчки, удары, трение, вибрация, статические нагрузки.
- Климатическая — атмосферные осадки, изменение температуры, влажность воздуха, солнечная радиация и т.д.
- Биологическая — жизнедеятельность микробов, насекомых и грызунов и т.д.
Исходя из этих условий и надлежит выбирать метод защиты грузов от повреждения в период транспортировки. Тара должна не только защищать груз, но и обеспечивать удобство перегрузочных операций.
Экспортные грузы запрещено принимать к перевозке, если они находятся в поврежденной таре, не имеющей товарного вида, упакованы в тару, бывшую в употреблении или изготовленную с отступлением от международных стандартов.
Кроме того, любая упаковка является фактором расходов, связанных с производством товаров. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости упакованного товара. При этом транспортировка товара от предприятия-изготовителя до клиента должна быть рентабельной. Это означает, что необходимо обеспечить минимальный уровень транспортных издержек. Вот почему в промышленно развитых странах процессы погрузки-разгрузки товаров максимально автоматизируются. Этим целям также должна служить упаковка.
|
|
Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.
Хорошая упаковка может оказаться
• для потребителей - дополнительным удобством,
• для производителей — дополнительным средством стимулирования сбыта товара,
• для транспортных организаций — удобным средством логистических операций.
Кроме того, вид и состояние упаковки являются показателями культуры производства и торговли.
Вместе с тем упаковка составляет значительную часть отходов, образующихся на производстве и в быту, а расходы производителей на упаковку постоянно растут.
И будут расти в обозримом будущем.
Таким образом, упаковка становится неотъемлемым элементом жизнедеятельности общества и заслуживает отдельного изучения.
Хорошая упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, для производителей — дополнительным средством стимулирования сбыта товара, для коммерческих организаций — удобным средством логистических операций. Кроме того, вид и состояние упаковки являются показателями культуры производства и торговли.
На сегодняшний день можно привести много примеров, когда мы покупаем товар, упаковка которого стоит дороже содержимого (Приведите пример) - нам важнее престиж пользования товаром в разрекламированной дорогой упаковке, чем просто товар. Так что роль упаковки в создании цепочек прибавленной стоимости стремительно растет. Вообще сейчас нередко дополнительные услуги, которые предлагаются (а часто и навязываются) вместе с товаром, приносят более значительную прибыль. Чем сам товар. (Приведите пример)
|
|
Рис Таким образом, упаковка представляет собой нечто, что продается помимо основного товара. Более того, это нечто стимулирует реализацию основного товара. Значит, упаковка сама по себе тоже представляет собой особый товар, который прилагается к основному. Следовательно, объединяясь вместе, они образуют своеобразную модель предложения.
Но как быть, если товар является нематериальным? Услуги — как раз такой товар, имеющий нематериальную природу. Он не нуждается в сохранении, складировании и транспортировке, а, следовательно, в физической упаковке. Но услуги нуждаются в эффективном представлении на рынке, привлечении покупателей, удобстве приобретения и продаж. Выходит, что услуги, в том числе и деловые, также нуждаются в упаковке, но особого рода, нематериальной, которую еще называют психологической упаковкой.
Психологическая упаковка по совокупности и характеру составляющих ее элементов является даже более сложной, чем физическая. Причем, она обладает теми же свойствами, что и сами услуги, — нематериальностью, изменчивостью, адресностью, неотделимостью от источника. Значит, психологическая упаковка тоже может рассматриваться как услуга, а по предназначению — как особый товар.
Можно выделить следующие компоненты психологической упаковки услуг:
§ обстановка в месте продажи услуг (если клиент посещает провайдера услуг);
§ внешний вид и поведение людей, связанных с продажей и производством услуг;
§ внешний вид почтовых и рекламных сообщений, объявлений и прочей печатной продукции (также называемых "оберткой услуг");
§ впечатление, производимое на покупателей общением по телефону или посещением офиса (сайта и пр.) продуцента услуг.
Упаковка в данном понимании включает очень разнородные составляющие:
§ материальные (помещение, люди, печатная продукция...);
§ процессуальные (поведение людей, работа технических средств);
§ психологические (создание и восприятие обстановки, внешнего вида, формирование впечатления).
Ключевым фактором упаковки в деловом сервисе являются психологические составляющие, что обусловило ее название, а приоритет отдается нефизическим элементам, которые имеют абстрактное выражение.
Такой оборот позволяет выделить в маркетинге деловых (и потребительских) услуг новую особенность. Упаковка в сфере обслуживания имеет не конкретную, а абстрактную форму, которая в то же время зависит от ее субъективного представления конкретным производителем услуг и субъективного восприятия конкретным клиентом.
Если проанализировать структуру психологической упаковки с другой точки зрения, то окажется, что все ее компоненты являются выражением различных маркетинговых направлений (внутренний маркетинг, маркетинг взаимодействия...), маркетингового инструментария (переговорного процесса, рекламы, паблик рилейшнз...), маркетинговых стратегий (дифференцированного маркетинга, концентрированного маркетинга...), а также подходов и систем управления в менеджменте.
Такая сложная природа упаковки обусловливает не менее системный подход к ней, чем в области управления ассортиментом и формирования структуры моделей предложения. В каком-то смысле психологическая упаковка представляет собой важнейший и постоянный элемент любой модели предложения в деловом сервисе.
А в вашей жизни – пример-представление себя работодателю
|
|
2. Понятие упаковки и тары
По определению одного из видных зарубежных маркетологов Ф. Котлера упаковка — это разработка и производство вместилища (оболочки) для товара.
Данное определение отражает скорее процесс изготовления оболочки для товара и соответствует термину "упаковывание", хотя под последним традиционно понимают подготовку продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковки.
Согласно ГОСТ 17527—2003
Рис
упаковка — это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду — от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.
При этом под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции. Данное определение является наиболее полным. Оно отражает сущность упаковки как объекта изучения и поэтому в дальнейшем будет рассматриваться в качестве основного.