Согласно вышеуказанному стандарту Рис
тара — это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.
По назначению тару разделяют на транспортную, предназначенную для упаковывания, хранения и транспортирования продукции, которая образует самостоятельную транспортную единицу, и потребительскую, которая поступает к потребителю и не выполняет функции транспортной тары.
Помимо этого выделяют также производственную
(в зарубежных источниках – производственная тара – это логистическая, транспортная тара) тару, предназначенную для хранения, перемещения и складирования продукции на производстве. Данный вид тары не является элементом упаковки готовой к реализации продукции, поэтому в дальнейшем рассматриваться не будет.
В свою очередь по материалам, используемым для изготовления, и конструктивному исполнению тара разделяется на типы, а по внешнему облику и формам, которые она может принимать, — на виды. Это товароведческие понятия
Таким образом, упаковка — это тара плюс все элементы, которые ее дополняют и необходимы для защиты содержимого во время погрузки-выгрузки, транспортирования, хранения, информирования о содержимом, правильного его использования, а также для того, чтобы убедить потребителя его купить. Вспомогательные (дополнительные) элементы упаковки, а также маркировка упаковки и ее носители будут рассмотрены отдельно.
|
|
Иными словами, все то, что не является товаром, но окружает его, составляет с ним единое целое в процессе обращения и взаимодействия с потребителем, можно назвать упаковкой.
Развитие упаковочной индустрии
Рис Рис
Рис
Рис
В результате многовековой эволюции упаковка стала объектом, с которым человек сталкивается на протяжении всей жизни, а упаковочная индустрия в настоящее время является мощной самостоятельной отраслью, по объемам производимой продукции и количеству занятых в ней людей конкурирующей с такими лидерами, как военно-промышленный и агропромышленный комплексы.
Современная упаковочная индустрия связывает воедино самые разные сферы производства, торговли и потребления. Она стала одним из важнейших звеньев мировой производственной инфраструктуры и интенсивно развивается на базе научно-технических достижений.
Согласно данным Всемирной организации упаковщиков (World Packaging Organization — WPO) наиболее развитыми в области упаковки являются США и страны Европейского союза, которые постоянно наращивают индустриальную мощь в упаковочной отрасли.
Что касается стран СНГ, включая Беларусь, то они имеют огромный рынок упаковки за счет больших территорий и населения. Однако он мало насыщен вследствие неразвитости собственной производственной базы и ориентирован в основном на импорт упаковочных материалов и оборудования.
|
|
В отличие от высокоразвитых стран мира упаковочный сектор белорусской экономики является отстающим звеном в цепи "производство — хранение — транспортировка — реализация продукции". В бывшем СССР упаковочная промышленность не принадлежала к числу приоритетных и не входила в сферу официально признанных секторов экономики. Инфраструктура упаковочного производства в Беларуси представляет собой ряд разрозненных предприятий с различным уровнем технической оснащенности. Последняя существенно улучшается, однако это происходит благодаря преимущественному использованию зарубежных технологий, импортного сырья и оборудования.
Что касается развития собственного производства основных видов упаковочных материалов (полимеры, бумага и картон, стекло, металл), то все они производятся в нашей стране, но по своим характеристикам не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к материалам для упаковки. Наиболее значимым в Беларуси на сегодняшний день является производство стеклянной и гофрокартонной тары, а также упаковки из бумаги и полимеров.
Совершенно очевидно, что Беларусь, располагая мощными химическими предприятиями (в Могилеве, Новополоцке, Гродно, Борисове и других городах), способна самостоятельно обеспечивать потребности республики в базовых полимерных упаковочных материалах. Более того, потенциал предприятий существенно превышает эти потребности, в связи с чем определенная часть продукции может экспортироваться. Как показывает современный мировой опыт, полимеры, удачно сочетаясь с другими материалами (бумагой, металлом), могут заменять стекло, картон.
Производство полимерной упаковки в Беларуси сосредоточено также на малых и частных предприятиях, в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др. Несмотря на ускоренное развитие упаковочной промышленности нашей страны в последние годы, запросы внутреннего рынка в качественной и привлекательной полимерной упаковке обеспечиваются пока лишь на 60—70 %, а остальной спрос удовлетворяется за счет импорта.
Стекольная промышленность Беларуси всегда характеризовалась довольно высоким уровнем производства стеклотары. (Однако требования компании Кока-кола превышают возможности нашей промышленности, поэтому Кока-колы в стеклянных бутылках вы у нас не найдете. В редких случаях под спецзаказ завозят бутылочки из России). Традиционно стекло является основным материалом для упаковки жидкой и полужидкой пищевой, фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции. Однако этот сектор упаковочной индустрии характеризуется неритмичным спросом на стеклотару, обусловленным климатическими условиями и временами года. Тем не менее наблюдается стабильный рост ее производства в течение последнего десятилетия.
Одной из быстроразвивающихся отраслей отечественной бумажной промышленности является производство упаковочного картона и изделий из него. Одновременно с ростом производственных мощностей в этой области на внутреннем рынке увеличивается спрос и требования к внешнему виду и совершенству конструкции тары и упаковки из гофрокартона. Это создает большие возможности для инвестиций, особенно в изготовлении микрогофрокартона, картона для глубокой печати, картонных упаковок, оформленных четырехкрасочной флексографической печатью, а также для дальнейшего роста использования макулатуры (особенно на гофрированные слои).
Однако наличия материалов еще недостаточно для производства упаковки. Необходимо иметь соответствующее оборудование, производство которого постепенно набирает обороты.
|
|
Быстроразвивающаяся упаковочная отрасль объединяет усилия поставщиков сырья, производителей и продавцов готовой продукции.
В настоящее время еще не все белорусские предприятия имеют свободные оборотные средства для вложения в упаковочный бизнес и обеспечения будущего дохода. По оценкам экспертов, потенциальный спрос на рынке упаковки в 1,5—2 раза превышает реальную платежеспособность клиентов. Поэтому большинство товаропроизводителей вынуждены использовать различные виды и средства упаковки, а также упаковочные материалы без учета специфических свойств продукции, нарушая тем самым требования действующих стандартов. Все это приводит к огромным потерям и порче товаров.
Имеются все основания предполагать, что производство полимерных упаковочных материалов и тары в Беларуси в дальнейшем будет увеличиваться за счет развития собственных производственных мощностей, а также интенсификации импорта. В первую очередь это связано с мировыми тенденциями развития упаковочного бизнеса, появлением полимерных материалов новых поколений и прогрессивных технологий в области упаковки. К последним, в частности, относятся вакуумная и асептическая упаковка, упаковка в модифицированной и контролируемой среде, упаковка для стабилизации и обработки пищевых продуктов микроволновым методом, а также методом высокого давления и др.
К сожалению, прослеживается тенденция отставания отечественной науки и промышленности в области создания и внедрения новейших технологий в упаковочной индустрии, поэтому большинство новых упаковочных материалов отечественным производителям на сегодняшний день приходится импортировать.
Таким образом, современная упаковка является обязательным компонентом развитой экономики. Она способствует разработке высококачественных изделий, рационализации их производства и распределения, облегчает маркетинговую деятельность и осуществление логистических операций, обеспечивает конкурентоспособность продукции.
|
|