Терминологически важно различать понятия упаковки и тары

Согласно вышеуказанному стандарту Рис

тара — это основ­ной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

По назначению тару разделяют на транспортную, пред­назначенную для упаковывания, хранения и транспортиро­вания продукции, которая образует самостоятельную транс­портную единицу, и потребительскую, которая поступает к потребителю и не выполняет функции транспортной тары.

Помимо этого выделяют также производственную

(в зарубежных источниках – производственная тара – это логистическая, транспортная тара) тару, предназначенную для хранения, перемещения и складиро­вания продукции на производстве. Данный вид тары не яв­ляется элементом упаковки готовой к реализации продук­ции, поэтому в дальнейшем рассматриваться не будет.

В свою очередь по материалам, используемым для изго­товления, и конструктивному исполнению тара разделяется на типы, а по внешнему облику и формам, которые она мо­жет принимать, — на виды. Это товароведческие понятия

Таким образом, упаковка — это тара плюс все элементы, которые ее дополняют и необходимы для защиты содержи­мого во время погрузки-выгрузки, транспортирования, хра­нения, информирования о содержимом, правильного его ис­пользования, а также для того, чтобы убедить потребителя его купить. Вспомогательные (дополнительные) элементы упаковки, а также маркировка упаковки и ее носители будут рассмотрены отдельно.

Иными словами, все то, что не явля­ется товаром, но окружает его, составляет с ним единое це­лое в процессе обращения и взаимодействия с потребителем, можно назвать упаковкой.

Развитие упаковочной индустрии

Рис Рис

Рис

Рис

В результате многовековой эволюции упаковка стала объектом, с которым человек сталкивается на протяжении всей жизни, а упаковочная индустрия в настоящее время яв­ляется мощной самостоятельной отраслью, по объемам про­изводимой продукции и количеству занятых в ней людей конкурирующей с такими лидерами, как военно-промыш­ленный и агропромышленный комплексы.

Современная упаковочная индустрия связывает воедино самые разные сферы производства, торговли и потребления. Она стала одним из важнейших звеньев мировой производ­ственной инфраструктуры и интенсивно развивается на базе научно-технических достижений.

Согласно данным Всемирной организации упаковщиков (World Packaging Organization — WPO) наиболее развитыми в области упаковки являются США и страны Европейского союза, которые постоянно наращивают индустриальную мощь в упаковочной отрасли.

Что касается стран СНГ, включая Беларусь, то они имеют огромный рынок упаковки за счет больших территорий и на­селения. Однако он мало насыщен вследствие неразвитости собственной производственной базы и ориентирован в основ­ном на импорт упаковочных материалов и оборудования.

В отличие от высокоразвитых стран мира упаковочный сектор белорусской экономики является отстающим звеном в цепи "производство — хранение — транспортировка — реа­лизация продукции". В бывшем СССР упаковочная про­мышленность не принадлежала к числу приоритетных и не входила в сферу официально признанных секторов экономи­ки. Инфраструктура упаковочного производства в Беларуси представляет собой ряд разрозненных предприятий с раз­личным уровнем технической оснащенности. Последняя су­щественно улучшается, однако это происходит благодаря преимущественному использованию зарубежных техноло­гий, импортного сырья и оборудования.

Что касается развития собственного производства основ­ных видов упаковочных материалов (полимеры, бумага и картон, стекло, металл), то все они производятся в нашей стране, но по своим характеристикам не всегда соответству­ют требованиям, предъявляемым к материалам для упаков­ки. Наиболее значимым в Беларуси на сегодняшний день яв­ляется производство стеклянной и гофрокартонной тары, а также упаковки из бумаги и полимеров.

Совершенно очевидно, что Беларусь, располагая мощны­ми химическими предприятиями (в Могилеве, Новополоцке, Гродно, Борисове и других городах), способна самостоятель­но обеспечивать потребности республики в базовых полимер­ных упаковочных материалах. Более того, потенциал пред­приятий существенно превышает эти потребности, в связи с чем определенная часть продукции может экспортировать­ся. Как показывает современный мировой опыт, полимеры, удачно сочетаясь с другими материалами (бумагой, метал­лом), могут заменять стекло, картон.

Производство полимерной упаковки в Беларуси сосредо­точено также на малых и частных предприятиях, в акцио­нерных обществах, обществах с ограниченной ответствен­ностью и др. Несмотря на ускоренное развитие упаковочной промышленности нашей страны в последние годы, запросы внутреннего рынка в качественной и привлекательной поли­мерной упаковке обеспечиваются пока лишь на 60—70 %, а остальной спрос удовлетворяется за счет импорта.

Стекольная промышленность Беларуси всегда характе­ризовалась довольно высоким уровнем производства стекло­тары. (Однако требования компании Кока-кола превышают возможности нашей промышленности, поэтому Кока-колы в стеклянных бутылках вы у нас не найдете. В редких случаях под спецзаказ завозят бутылочки из России). Традиционно стекло является основным материалом для упаковки жидкой и полужидкой пищевой, фармацевти­ческой и парфюмерно-косметической продукции. Однако этот сектор упаковочной индустрии характеризуется нерит­мичным спросом на стеклотару, обусловленным климати­ческими условиями и временами года. Тем не менее наблю­дается стабильный рост ее производства в течение последне­го десятилетия.

Одной из быстроразвивающихся отраслей отечественной бумажной промышленности является производство упако­вочного картона и изделий из него. Одновременно с ростом производственных мощностей в этой области на внутреннем рынке увеличивается спрос и требования к внешнему виду и совершенству конструкции тары и упаковки из гофрокарто­на. Это создает большие возможности для инвестиций, осо­бенно в изготовлении микрогофрокартона, картона для глу­бокой печати, картонных упаковок, оформленных четырех­красочной флексографической печатью, а также для даль­нейшего роста использования макулатуры (особенно на гоф­рированные слои).

Однако наличия материалов еще недостаточно для про­изводства упаковки. Необходимо иметь соответствующее оборудование, производство которого постепенно набирает обороты.

Быстроразвивающаяся упаковочная отрасль объединяет усилия поставщиков сырья, производителей и продавцов го­товой продукции.

В настоящее время еще не все белорусские предприятия имеют свободные оборотные средства для вложения в упако­вочный бизнес и обеспечения будущего дохода. По оцен­кам экспертов, потенциальный спрос на рынке упаковки в 1,5—2 раза превышает реальную платежеспособность кли­ентов. Поэтому большинство товаропроизводителей вынуж­дены использовать различные виды и средства упаковки, а также упаковочные материалы без учета специфических свойств продукции, нарушая тем самым требования действу­ющих стандартов. Все это приводит к огромным потерям и порче товаров.

Имеются все основания предполагать, что производство полимерных упаковочных материалов и тары в Беларуси в дальнейшем будет увеличиваться за счет развития собствен­ных производственных мощностей, а также интенсифика­ции импорта. В первую очередь это связано с мировыми тен­денциями развития упаковочного бизнеса, появлением по­лимерных материалов новых поколений и прогрессивных технологий в области упаковки. К последним, в частности, относятся ва­куумная и асептическая упаковка, упаковка в модифициро­ванной и контролируемой среде, упаковка для стабилизации и обработки пищевых продуктов микроволновым методом, а также методом высокого давления и др.

К сожалению, прослеживается тенденция отставания отечественной науки и промышленности в области создания и внедрения новейших технологий в упаковочной индуст­рии, поэтому большинство новых упаковочных материалов отечественным производителям на сегодняшний день прихо­дится импортировать.

Таким образом, современная упаковка является обяза­тельным компонентом развитой экономики. Она способству­ет разработке высококачественных изделий, рационализа­ции их производства и распределения, облегчает маркетин­говую деятельность и осуществление логистических опера­ций, обеспечивает конкурентоспособность продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: