По отношению | Позитивные | Негативные |
к себе (проявляются в самооценке действий): | Самокритичность Самодисциплина Скромность Чувство собственного достоинства Гордость и т.д. | Повышенное самолюбие Высокомерие Самоунижение Заносчивость Эгоизм и т.д. |
к людям (родителям, родственникам, друзьям, коллегам) | Общительность Вежливость Доброжелательность Откровенность Чуткость и т.д. | Замкнутость, грубость Бестактность Недоброжелательность Эгоизм, скрытность Зависть, черствость и т.д. |
к трудовой (учебной) деятельности: | Трудолюбие Инициативность Творчество Ответственность и т.д. | Леность Инертность Консерватизм Поверхностность Халатность и т.д. |
к собственности (частной и общественной): | Бережливость Накопительство Аккуратность и т.д. | Расточительность Неряшливость Вандализм и т.д. |
Адекватная самооценка — это одно из условий совершенствования личности. Нежелательна завышенная самооценка, а также другая крайность в характере человека. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование других его личностных качеств. Д.И..Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Таким образом, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности» (В. Гюго).
Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера две его стороны: содержание и форму, которые неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В характере выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, эмоционально-волевые особенности поведения и др. Помимо содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные, в связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
Способности. Говоря о способностях человека, имеют в виду его возможности, которые приводят к значительным успехам в овладении деятельностью и к высоким показателям труда. Отмечается четкое разделение понятий «задатки» и «способности».
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, которые лежат в основе развития способностей. Но необходимо помнить» что своевременно не развитые задатки исчезают.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, формирующиеся в деятельности на основе задатков, влияющие на успешность деятельности и отличающие одного человека от другого. Различают природные (естественные) и приобретенные (социально-обусловленные), теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные, общие и специальные способности. Задатки — это предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Общие способности — это те, которые одинаково проявляют себя в различных видах человеческой деятельности: уровень общего интеллектуального развития, обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность. Специальные — это способности к определенным видам деятельности (музыкальные, лингвистические, математические, художественно-изобразительные)
Чувства и эмоции — это то, что переживает человек по отношению к тому, что он делает или познает, а также к другим людям, к самому тебе. Чувства и эмоции всегда тесно взаимосвязаны.
Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.
Чувства — это более сложные, чем эмоции, постоянные, устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.
Чувства классифицируют по содержанию: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные (нравственные) чувства — это те, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами; Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности (неуспешности), результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.
Эстетические чувства переживаются при восприятии предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к жизненным фактам и их отображению в искусстве. Благодаря существующим эстетическим чувствам человек переживает красоту и гармонию (дисгармонию) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.
Воля — это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, необходимых для преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля — одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение всей жизни. Диапазон сильной воли так же велик, как и диапазон слабоволия.
Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить аспект своих возможностей. Локализация контроля — это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам.
Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Виды внимания — природное и социально обусловленное, непосредственное и опосредованное, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное. Функции внимания — активизация, избирательность познавательных процессов.