Черты характера

По отношению Позитивные Негативные
к себе (проявляют­ся в самооценке действий): Самокритичность Самодисциплина Скромность Чувство собственного достоинства Гордость и т.д. Повышенное самолю­бие Высокомерие Самоунижение Заносчивость Эгоизм и т.д.
к людям (родите­лям, родственни­кам, друзьям, коллегам) Общительность Вежливость Доброжелательность Откровенность Чуткость и т.д. Замкнутость, грубость Бестактность Недоброжелатель­ность Эгоизм, скрытность Зависть, черствость и т.д.
к трудовой (учеб­ной) деятельно­сти: Трудолюбие Инициативность Творчество Ответственность и т.д. Леность Инертность Консерватизм Поверхностность Халатность и т.д.
к собственности (частной и обще­ственной): Бережливость Накопительство Аккуратность и т.д. Расточительность Неряшливость Вандализм и т.д.

Адекватная самооценка — это одно из условий совер­шенствования личности. Нежелательна завышенная са­мооценка, а также другая крайность в характере челове­ка. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование других его личностных качеств. Д.И..Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущ­ного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Таким образом, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действи­тельности» (В. Гюго).

Большинство исследователей выделяют в структуре сло­жившегося характера две его стороны: содержание и фор­му, которые неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде своеобразных отношений, которые говорят об избиратель­ной активности человека. В характере выражаются раз­личные способы проявления отношений, темперамента, эмоционально-волевые особенности поведения и др. По­мимо содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные осо­бенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоци­ональные, в связи с этим исследователи выделяют в струк­туре характера темперамент, волю, убеждения, потреб­ности, интересы, чувства и интеллект.

Способности. Говоря о способностях человека, имеют в виду его возможности, которые приводят к значитель­ным успехам в овладении деятельностью и к высоким показателям труда. Отмечается четкое разделение поня­тий «задатки» и «способности».

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма чело­века, составляющие природную основу развития его спо­собностей. Люди от природы наделены различными задатками, которые лежат в основе развития способностей. Но необходимо помнить» что своевременно не развитые задатки исчезают.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, формирующиеся в деятельности на основе задатков, влияющие на успешность деятельности и отли­чающие одного человека от другого. Различают природ­ные (естественные) и приобретенные (социально-обуслов­ленные), теоретические и практические, учебные и твор­ческие, предметные и межличностные, общие и специ­альные способности. Задатки — это предпосылки для раз­вития способностей более высокого уровня. Общие спо­собности — это те, которые одинаково проявляют себя в различных видах человеческой деятельности: уровень общего интеллектуального развития, обучаемость, вни­мательность, память, воображение, речь, ручные движе­ния, работоспособность. Специальные — это способности к определенным видам деятельности (музыкальные, лин­гвистические, математические, художественно-изобрази­тельные)

Чувства и эмоции — это то, что переживает человек по отношению к тому, что он делает или познает, а так­же к другим людям, к самому тебе. Чувства и эмоции всегда тесно взаимосвязаны.

Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворе­нием или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмо­ции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние особенности.

Чувства — это более сложные, чем эмоции, постоян­ные, устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.

Чувства классифицируют по содержанию: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Моральные (нравственные) чувства — это те, в которых проявляется отношение человека к поведению лю­дей и своему. Они переживаются людьми в связи с вы­полнением или нарушением принятых в обществе прин­ципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, спра­ведливым и несправедливым.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе ум­ственной деятельности и связаны с познавательными про­цессами; Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности (неуспешности), результатам интеллектуальной деятель­ности. К интеллектуальным чувствам относят любопыт­ство, любознательность, удивление, уверенность, неуве­ренность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Эстетические чувства переживаются при восприятии предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к жизненным фактам и их отображению в искусстве. Благодаря существующим эс­тетическим чувствам человек переживает красоту и гар­монию (дисгармонию) в природе, в произведениях искус­ства, в отношениях между людьми.

Воля — это сознательное регулирование человеком сво­их действий и поступков, необходимых для преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля — одно из че­ловеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в те­чение всей жизни. Диапазон сильной воли так же велик, как и диапазон слабоволия.

Человек, желающий владеть собой и обстоятельства­ми, желающий победить деструктивные эмоции и каче­ства, может путем тренировки усилить свою волю и уве­личить аспект своих возможностей. Локализация конт­роля — это склонность человека приписывать ответствен­ность за результаты действия внешним или внутренним силам.

Внимание — состояние психологической концентра­ции, сосредоточенности на каком-либо объекте. Виды вни­мания — природное и социально обусловленное, непо­средственное и опосредованное, непроизвольное и произ­вольное, чувственное и интеллектуальное. Функции внимания — активизация, избирательность познавательных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: