Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях

Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, происхо­дивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС час­то возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемо­сти среди пострадавшего населения.

В период и после происшедших стихийных бедствий, аварий, катастроф, в ходе ведения боевых действий происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, появляется большое число механических травм, ожогов и других поражений,

13 Зак. 186


           
   
 
 
   

370

Глава 13, Организации сшштарно-щюпишо-лшдемического обеспечении в чрезвычайных cmnvauunx

при которых значительно снижается естественная резиетеитпоеть организма, возни­кают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фон­да, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.

Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, сущест­венно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, так как создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контак­ты с окружающими их лицами. Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиоз­ных болезней. При нарушении экологических систем возможно «оживление» при­родных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.) и их распространение. Наличие в лабораториях и накопление некоторыми странами бактериальных средств в качестве биологического оружия дают основание предполо­жить возможность использования их в войне, а также вероятность рассеивания в виде аэрозоля в мирное время.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий 40 име­ют весьма важное значение. В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные цен­тры Госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН).

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений са­нитарно-эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС са­нитарно-эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие ос­новные мероприятия:

• осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, ор­
ганизуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды,
внешней среды па загрязненность радиоактивными веществами, отравляю­
щими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;

• взаимодействуют с ведомственными медико-санитарными службами по во­
просам обеспечения помощи населению в очагах поражения;

• проводят специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологиче­
ских учреждений и формирований для работы в ЧС;

• поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Гос­
санэпиднадзора, формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и сред­
ства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;

• осуществляют накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицин­
ского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений са­
нитарно-эпидемиологической службы в ЧС;

• осуществляют контроль за соблюдепирм санитарных правил, гигиенических
нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;

• организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевремен­
ному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) зара­
жения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продоволь­
ствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;

• осуществляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий на
территории Российской Федерации.


371

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и гра­ждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабо­чим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений.

В учреждениях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиени­ческого и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления - штабы по делам ГОЧС объек­та. Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры учреждения, его возможностей и решаемых задач.

Примерный состав штаба по делам ГОЧС ЦГСЭН показан на рис. 48.

Порядок работы штаба по делам ГОЧС объекта определяется функциональными обязанностями его должностных лиц.


372

Глава 13. Организация
_______ санитарпо-пропикюэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в зоне (районе) ЧС вклю­чает комплекс мероприятий санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.

Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуа­ции понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с це­лью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликви­дации последствий ЧС, путем: медицинского контроля за состоянием их здо­ровья; санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных; оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; прогнозирова­ния влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния; гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие са­нитарно-гигиенические мероприятия:

• организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния тер­
ритории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье на­
селения и окружающую среду;

• организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала ава­
рийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;

• организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения насе­
ления в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслу­
живанием;

• организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обес­
печивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;

• медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирова­
ний и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспе­
чением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их исполь­
зованием;

• участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее
очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;

• организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения
персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии
и населения в зоне ЧС.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты - как разрушенные и повреж­денные в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промыш­ленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные уч­реждения; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадав­ший жилой фонд; лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализиро­ваны пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; про­мышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.


373

13.2. Саиитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях

С учетом анализа сложившейся при ЧС обстановки основными санитарно-гигие­ническими направлениями работы специалистов санитарно-эпидемиологического над­зора совместно с другими заинтересованными организациями являются следующие.

1. При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей - участие в выборе
водоисточника, разрешение на использование воды, контроль состояния ав­
тотранспорта для подвоза воды (при необходимости требование обеззаражи­
вания автоцистерн хлорированием или другими способами), проведение за­
бора проб на бактериологический и химический анализ.

2. При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении
сточных вод в открытые водоемы - ежедневный бактериологический кон­
троль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по
течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водо­
пользования.

3. На пищевых объектах - организация проведения мероприятий, исключаю­
щих возможность инфицирования продуктов питания. На пунктах временно­
го питания - проведение усиленного санитарно-гигиенического контроля.

4. В местах временного расселения населения - участие в создании надлежа­
щих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бы­
тового обслуживания. При больших общежитиях и палаточных городках в
случае необходимости предусматривается камерная обработка постельных
принадлежностей, используя стационарные и передвижные дезинфекцион­
ные камеры.

5. В постоянных и временных стационарах для пораженных - дезинфекция опе­
рационных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного
контроля качества дезинфекции и стерильности материала.

Для размещения населения на временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 м2 на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения населения в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0-4,5 м2 на каждого человека.

Для медицинских формирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора насе­ления в холодное время года необходимо иметь теплые помещения для обогрева лю­дей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м2 на 100 чел. Во из­бежание чрезмерного охлаждения пострадавших их следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от наружных стен.

Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения составляют на одного человека 10 л/сут; на одного больного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье), - 75 л/сут. На обмывку одного человека, включая личный состав работающих в районе ЧС формирований, - 45 л.

При размещении населения в палаточном или другого лагерного типа городках оборудуются ровики (вместо санузлов) из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глуби­ной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чел. Ровики допускается устраивать параллельно друг Другу на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. Нечистоты в ровиках необходимо сразу же под­вергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно-ограни-


374


санитарно-противоэпидемического обеспечения


Глава 13. Организация чрезвычайных с.итмпишп-


13.2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях


375



чительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликви­дацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпиде­мического очага являются:

• регистрация и оповещение;

• эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;

• выявление, изоляция и госпитализация заболевших;

режимно-ограничительные или карантинные мероприятия;

• общая и специальная экстренная профилактика;

• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

• выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за по­
раженным населением и личным составом спасательных формирований;

• санитарно-разъяспительная работа.

Регистрация и оповещение. Все больные и выявленные подозрительные по за­болеванию лица берутся па специальный учет. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещен главный врач центра государственного санитар­но-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возник­новении высококоитагиозных инфекций оповещается также население района катаст­рофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.

Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая развед­ка. Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиолог, проводящий обследование, устанавливает на основании опроса больного и окружающих, какие объекты данной обстановки явля­ются подозрительными, какие методы дезинфекции должны быть применены. Одно­временно эпидемиолог отбирает материал для лабораторного исследования.

Санитарно-эпидемиологическая разведка - это сбор и передача сведе­ний о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, заключающаяся в получении данных об эпидемических очагах, качестве воз­духа, воды и продовольствия, санитарном состоянии территории, жилого фон­да, коммунальных и иных объектов, влияющих на проведение специальных и профилактических мероприятий, организуемых и проводимых санитарно-эпи­демиологической службой.

В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:

• выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распро­
страненности инфекционных заболеваний, иммунной защищенности среди
различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения;

• установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах
ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;

• обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее на­
селенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и са-
иитарпо-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений (са-


нитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-эпидемиологические и де­зинфекционные учреждения, инфекционные стационары и больницы, бактерио­логические и вирусологические лаборатории, водоочистные сооружения, свалки и полигоны бытовых и промышленных отходов, кладбища, крематории и т.п.);

• оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и
средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф.

В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят: врач-гигис-нист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель. Мероприятия по организации санитарно-эпидемиологической разведки включают:

• уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, оп­
ределение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи;

• обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизнеобеспечения:
централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение и другие питьевые
водоисточники, базы продовольственного снабжения и предприятия общест­
венного питания, коммунально-бытового обеспечения, объекты экономики
как источники потенциально опасных вредных веществ и т.п.);

• сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и
здравоохранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число
жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в
очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации);

• получение сведений в оставшихся территориальных исполнительных орга­
нах и учреждениях здравоохранения и ветеринарии об инфекционной заболе­
ваемости, привитости (вакцинировании) населения, оказавшегося в очаге и
зоне ЧС, а также данных о природноочаговости территории, эпизоотиях;

• отбор проб почвы и воды поверхностных водоемов для микробиологическо­
го контроля;

• представление донесений о результатах разведки и соответствующих реко­
мендаций.

Санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благопо­лучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.

Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных за­болеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превы­шающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффектив­ная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или воз­никновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворитель­ном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса меро­приятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозиых инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в не­посредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.


Глава 13. Организация
376_____ ссиштарно-противоэпидемического обеспечения а чрезвычайных ситуациях

Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекци­онных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных за­болеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации са­нитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС при­родных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

Выявление, изоляция и госпитализация заболевших. Коллектив, в котором об­наружен первый случай заболевания, должен стать объектом тщательного наблюде­ния. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание - изолировать и госпитализировать забо­левших. Своевременное, раннее изъятие больного из коллектива является кардиналь­ной мерой, предотвращающей распространение инфекции.

В целях выявления больных опасными инфекционными заболеваниями не позд­нее чем через 6-8 ч необходимо организовать проведение подворных обходов. Это мероприятие проводится 2 раза в день работниками амбулаторно-поликлииических учреждений по территориальному принципу; в случаях выявления больных чумой -в противочумных костюмах соответствующего типа, после получения средств про­филактики. На врачебно-сестринскую бригаду выделяют участок с населением 1000-2000 чел. Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препарата­ми для экстренной профилактики, дезередствами (1,5 л), специальными бланками, карандашами. Бригада должна иметь списки обслуживаемого населения.

Помимо выявления больных и заподозренных на заболевание лиц с сигнальны­ми признаками (температура, диарея, сыпь и др.), подворные обходы проводятся для проверки осуществления госпитализации больных, массовых прививок, для наблюде­ния за санитарным состоянием жилищ и территории.

Перевозка инфекционных больных и подозрительных на инфекцию производит­ся специальным транспортом раздельно. Сопровождает больного медицинская сест­ра, шофер-санитар и санитар-носильщик. Они должны быть в противочумных костю­мах I или II типа (Приложение 23).

Медсестра должна иметь посуду для сбора выделений больного, подкладные клеенки, судна, вату, дезинфицирующие растворы (3-5 л), необходимые лекарствен­ные средства для оказания срочной помощи, кислород. После эвакуации больного транспорт дезинфицируют на специально выделенной для этого площадке. Дезин­фекции подвергаются средства индивидуальной защиты после каждого рейса.

Наблюдение за режимом инфекционных больных имеет целью предотвратить рас­пространение инфекции из лечебного учреждения или временного инфекционного ста­ционара, куда госпитализированы больные, а также предупредить внутрибольничную ин­фекцию. Необходимо строго следить за выполнением правил санитарной обработки при поступлении больного, а также за тщательным соблюдением правил текущей дезинфек­ции в период пребывания больного в стационаре. Особое внимание должно быть обраще­но на сроки выписки больного, так как ранняя выписка может привести к проникнове­нию в коллектив носителей и дальнейшему обсеменению окружающей среды.


377

13.2. Сапитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия «чрезвычайных ситуациях

Режимно-ограничительпые (обсервационные) или карантинные мероприя­тия. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространен ния при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио логических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделя ются на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возла гается на ответственных руководителей административных территорий и санитарно противоэпидемическую комиссию.

Карантин - система временных организационных, режимно-ограничи-тельных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактиче­ских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, на­правленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпи­демического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихо­радками Ласса, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, са­пом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.

Обсервация - режимно-ограничительные мероприятия, предусматриваю­
щие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и прове­
дением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-са-
нитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или
сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина ад­
министративно-территориальных образованиях, которые создают зону обсер­
вации (ГОСТ Р.22.0.04-95).__________________________

Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитар-ио-эпидемическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных забо­леваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкуба­ционного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции послед­него больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки об­служивающего персонала и населения.

Общая и специальная экстренная профилактика. Экстренная профилактика (превентивное лечение) представляет собой комплекс медицинских мероприятий, на­правленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их зара­жения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Она проводится немед­ленно после установления факта бактериального заражения или появления среди на­селения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекцион­ных заболеваний неизвестной этиологии.

В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает бы­струю защиту зараженных.


 
 

378

Глава 13. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях

Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную. До установле­ния вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводится общая, а после установления вида микроба-возбудителя - специальная экстренная профилактика.

В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или боль­шинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и со­ставляет в среднем 2-5 сут (табл. 30).

Таблица 30

Схема общей экстренной профилактики

Препарат Способ примене­ния Разовая доза, г Кратность примене­ния в су­тки Средняя доза на курс про­филакти­ки, г Средняя про­должительность курса профи­лактики, сут*
Доксициклин Внутрь 0,2   1,0  
Рифампицин -»- 0,6   3,0  
Тетрациклин —»— 0,5   7,5  

Примечания: доксициклин - основное средство общей профилактики; рифампицин, тет­рациклин, сульфатов - резервные средства общей экстренной профилактики. * Продолжительность курса профилактики может быть сокращена до 2-3 сут при нали­чии результатов специфической индикации.

В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибак­териальные препараты, оказывающие высокое этиотропнос действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учетом результа­тов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболе­вания (сроком инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения), свойства­ми назначаемого противомикробного препарата (Приложение 24).

Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно-протипоэпидемическими комиссиями.

Ответственность за се проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебпо-сестрииские бригады.

Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстрен­ной профилактики ведется органами здравоохранения.

Очередность экстренной профилактики определяется местными органами ис­полнительной власти (по представлению органов здравоохранения, учитывающему эпидемическую ситуацию в регионе, реальные запасы антимикробных средств и дру­гие факторы). В первую очередь ее проводят в учреждениях и формированиях, участ­вующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в учреждениях, заведениях и предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах. Ее организация и проведение возлага­ются: в первом случае -- на руководителей формирований и учреждений, во втором - на руководителей медико-санитарных частей, ведомственных поликлиник и амбула­торий, в третьем - на руководителей и медицинских работников учреждений.


13.2. Санитарно~противоэпидемические

(профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях 379

Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляет­ся участковыми поликлиниками. Для этих целей на территории каждого микроучаст­ка населенного пункта формируются сестринские бригады медицинского обслужива­ния, обязанные осуществлять весь комплекс лечебно-профилактических мероприя­тий - экстренную профилактику, медицинское наблюдение за населением, раннее ак­тивное выявление больных, их изоляцию, госпитализацию и т.д. В ряде случаев для проведения упомянутых мероприятий могут привлекаться и другие лечебно-профи­лактические учреждения.

В целях предупреждения заражения медицинских работников возбудителями опасных инфекций во время работы в очаге они должны строго соблюдать правила

противоэпидемического режима.

Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значительной мере за­висит от четкости их выполнения и поголовного охвата ими населения. В связи с этим каждая бригада медицинского обслуживания должна иметь поквартирные спи­ски жителей закрепленного за ними микроучастка (микрорайона) с указанием в них основных паспортных данных наблюдаемых людей, включая и место работы. В спи­сках указывается название применяемого препарата, а также дозы и даты его выдачи.

Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомен­дуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

Среди методов иммунизации наиболее полно отвечают требованиям противоэпи­демической защиты населения безыгольный, аэрозольный и пероральный (табл. 31).

Таблица 31

Используемые методы иммунизации и количество прививаемых

Для проведения иммунизации создаются прививочные бригады в составе одно! и

врача и дпух медицинских сестер.

Расчет прививочных бригад при массовых прививках проводится по формуле:

" А-Т'

где X - число прививочных бригад, Н - общее число прививаемых, А - число лиц, приви­ваемых в течение одного часа, Т - рабочее время прививочной бригады,

Обеззараживание эпидемического очага инфекции (дезинфекция, дезинсек­ция, дератизация). Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами го­сударственной санитарно-эпидемиологической службы путем проведения текущей и

заключительной дезинфекции.

Дезинфекция - уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Она может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами дезинфекционными группами. Одна дезинфекционная группа в составе


380


Глава 13. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях


13.2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях


381



дезинструктора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна об­работать 25 квартир площадью 60 м2 каждая.

Обеззараживание территории, зданий и санитарная обработка населения прово­дятся коммунально-технической службой.

Дезинсекция - уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней) - проводится физическими и химическими способами. Основным считается химиче­ский способ, который заключается в обработке объектов инсектицидами.

Дератизация - уничтожение грызунов (источников возбудителей инфекционных болезней). Она проводится механическими (отлов) и химическими (применение от­равляющих приманок)способами.

Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - служба водоснабжения. Контроль за качеством обеззараживания продовольст­вия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственно­го санитарно-эпидемиологического надзора.

Выявление бактерионосителей. Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (ти-фо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним прово­дятся мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих.

Кроме того, проводятся мероприятия по усиленному медицинскому наблюде­нию за личным составом спасательных формирований.

Санитарно-разъяспшпелышя работа. Для проведения широкой и эффектив­ной санитарно-разъяснительной работы следует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических пра­вил и других мер личной защиты.

Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля25.

Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.

Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора.

Общее руководство СНЛК возлагается па МЧС России. Непосредственное руко­водство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, го­сударственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.

Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:

• своевременного обнаружения и индикации26 радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой во-

Наблюдсмис - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сы­рья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), отравляющими веществами (ОВ), ава-рийноопасными химическими веществами (АОХВ) и БС с помощью технических средств. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продоволь­ствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого аген­та (для БС - после проведения специфической индикации).

Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязне­ния) РВ, ОВ, АОХВ, БС и определить их вид.


ды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) в ЧС мирного и военного времени;

• принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного про­изводства от АОХВ, биологических (бактериологических) средств (БС) -возбудителей инфекционных заболеваний.

СНЛК имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчине­ния, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.

Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организа­ций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) выс­ших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на террито­рии республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры по делам ГОЧС.

Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Коорди­нацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие ко­митеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполни­тельной власти и территориальные штабы по делам ГОЧС.

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной дея­тельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

Система СНЛК включает:

• Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России;

• академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;

• кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологическо­
го, химического, токсикологического, ветеринарного, агрохимического и фи-
топатологического профилей;

• территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторин­
гу окружающей среды;

• специализированные инспекции аналитического контроля;

• авиа- и гидрометеорологические станции и посты;

• специализированные комбинаты «Радон»;

• Российский республиканский информационно-аналитический центр госсан-
эпидслужбы;

• центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на воз­
душном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);

• территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического
надзора;

• центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части
Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем
при Минздраве России;

• сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемио­
логического надзора на железнодорожном транспорте МПС России (ЦСЭН);

• противочумный центр, противочумные станции;

• территориальные ветеринарные лаборатории;


382


санитарно-противоапидемическвю обеспечены)


Глава 13. Организации в чрезвычайных cumvauuxr


13.2. Санитарно-противоэпиделшческив СппоЖилактические) мероприятия в чрез вычайных ситуациях


383



• просктно-изыскатсльские центры и станции агрохимической службы, центры
химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;

• станции защиты растений;

• пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и бо­
лезней сельскохозяйственных растений;

• пограничные пункты по карантину растений;

• производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных
комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;

• химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;

• посты радиационного и химического наблюдения.

Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) явля­ются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 8 ч.

Основной задачей Федерального Центра Госсанэпиднадзора Минздрава России является участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабора­торного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методи­ческой помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.

На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные 1-й категории ЦГСЭН России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транс­порте МПС России, центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-сани­тарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных про­блем при Минздраве России возлагается:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового пора­
жения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН, МСЧ) формирований (групп
эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);

• установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное
время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в
пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питье­
вой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и тру­
пов людей (специфическая индикация);

• осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и
токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);

• проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пище­
вого сырья, загрязненных РВ, OB, AOXB и зараженных БС, с выдачей заклю­
чения о пригодности их к использованию по назначению;

• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе
расположения учреждения;

• определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах про­
довольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

• установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных
ЦГСЭН);

• определение на контролируемых объектах загрязненности продовольствия,
питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;

• руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной
территории и оказание им методической помощи.


Основными задачами городских, районных ЦГСЭН 2-й и 3-й категории Госсан­эпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой тер­
ритории;

• установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружаю­
щей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и
возбудителей инфекционных заболеваний людей в ЧС мирного времени;

• исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продоволь­
ствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбу­
дителями;

• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе

расположения учреждения;

• установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АОХВ, проведе­
ние их предварительной идентификации;

• отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды
и пищевого сырья, загрязненных РВ, ОВ, АОХВ и зараженных БС, доставка
их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведения сани­
тарной экспертизы.

Основной задачей Противочумного центра Госсанэпиднадзора России является мето­дическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природно-очаговых инфекционных заболеваний в ЧС мирного и военного времени.

Основными задачами противочумных станций и их отделений являются:

• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериально­
го заражения;

• осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной
группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфиче­
ской индикации;

• при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий
центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей
среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов,
взятых от больных и трупов;

• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе
расположения учреждения;

• установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.

Учреждения гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют:

• определение уровней гамма-излучения на местности в районе своих площа­
док размещения;

• количественный и качественный лабораторный контроль за загрязненностью
АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоемов;

• проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения на
объектах сельского хозяйства;

• выявление характера эпидемического очага.

В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяйство, и других осуществляют наблюдс-


Глава 13. Организация
384 санитарно-п-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях

ние и лабораторный контро.оль за загрязненностью опасными для людей и животных веществами государственныых ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, з, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатывшаемых и хранящихся на подведомственных предприяти­ях, складах и базах. Эти же х лаборатории выдают заключение на их реализацию. Кро­ме того, они определяют псшлноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пиищевых продуктов.

Химико-радиометричесюкие лаборатории гражданской обороны проводят радиа­ционную, химическую, несгспецифическую бактериологическую разведку в зонах за­ражения (загрязнения), индцикациго OB, AOXB, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подгоотовке специалистов производственных (объектовых) ла­бораторий, включенных в СННЛК.

Посты радиационного > и химического наблюдения на предприятиях мини­стерств, государственных кешмитстов и ведомств осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени и для своевременного обнаружения в объектах окружаю­щей среды РВ, ОВ и АОХВ и и их индикацию техническими средствами.

В случае необходимоеттщ перебазирования формирований службы санитарно-эпидемиологического надзорфа в места их нового размещения в районе ЧС вес лабора­тории должны прибыть в корроткие сроки и развернуть функциональные подразделе­ния для работы. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение палаточно­го фонда или лабораторий наш автомобилях. В случае невозможности развертывания лабораторий и организации них работы в зонах ЧС индикация должна проводиться в лаборатории по месту се постоянного расположения или в сохранившихся пригодных помещениях.

При комплектовании лабборатории для индикации временно могут быть исполь­зованы специалисты местпыых центров санитарно-эпидемиологического надзора и эбъектовых лабораторий. Длш проведения микробиологических исследований лабо­ратория должна иметь: началплышка лаборатории - бактериолога, 4-5 врачей-бактс-эиологов, 2 врачсй-вирусолог«гов, 6-7 лаборантов, 2-3 санитаров (препараторов), тсх-гика-мехапика.

В токсико-химических и р радиологических лабораториях используется существую-ций штат, но не менее 2-3 враччей соответствующего профиля в каждой лаборатории.

В соответствии со схемойй лабораторных исследований в учреждениях и форми- юваниях центров санитарно-э-эпидсмиологического надзора, центров гигиены и эпи­демиологии ежедневно можнаю исследовать до 25-30 микробиологических проб, 48-0 - токсико-химических, 90-L-100 - радиологических.

После доставки проб из эппидемического очага определяется вид бактерий. Для этого ребустся выдать предварительниый ответ через 1-3 ч, а окончательный - через 12-48 ч.

Учреждения, в том числе е ЦГСЭН, СЭО, СПЭБ, должны иметь следующий ком-лект документации:

• ведомственное Положесенис (Инструкцию) о работе СНЛК;

• план перевода учрежддений с мирного на военное положение;

• план подготовки и развизития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;

• схему оповещения, сбо'ора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее
время;

• перечень функциональных обязанностей специалистов учреждений;

• перечень особо опасныых заболеваний и поражений людей, сельскохозяйст­
венных животных и раастений;


актические) мероприятия в чрсл>п

- перечень АОХВ, вырабатываемых на химических предприятиях и хранящих­ся на территории объекта и региона;

• перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и
микробиологическом отношении;

• инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологическо­
го (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о за­
ражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

• инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объ­
ектов окружающей среды со схемой связи;

• методики отбора проб и проведения исследований на загрязненность РВ, ОВ,
АОХВ и зараженность БС, определенных Перечнем особо опасных заболева­
ний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

• нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно-допус­
тимых концентраций ОВ и АОХВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии,
пищевом и фуражном сырье для мирного и военного времени;

• карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, хи­
мической и биологической (бактериологической) обстановки;

• журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов

анализов;

t журнал радиационного, химического и биологического (бактериологическо­го) наблюдения (разведки);

• инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными

РВ, ОВ, АОХВ и зараженными БС;

• переговорные, таблицы, табели срочных донесений для передачи информа­
ции по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГОЧС.

Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нес задач обеспечи­вается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, ла­бораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методика­ми. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководите­ли учреждений СНЛК.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится мини­стерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласо­ванным с МЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно плани­руются и проводятся учения и тренировки.


386

Глава 13. Организация санитарно-протиеоэпидемичвского обеспечения в чрезвычайных ситуациях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: