Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, происходивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС часто возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемости среди пострадавшего населения.
В период и после происшедших стихийных бедствий, аварий, катастроф, в ходе ведения боевых действий происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, появляется большое число механических травм, ожогов и других поражений,
13 Зак. 186
370 |
Глава 13, Организации сшштарно-щюпишо-лшдемического обеспечении в чрезвычайных cmnvauunx
при которых значительно снижается естественная резиетеитпоеть организма, возникают стрессовые состояния и другие явления. Население лишается жилищного фонда, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа банно-прачечных учреждений, ухудшается организация питания.
Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, существенно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, так как создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контакты с окружающими их лицами. Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиозных болезней. При нарушении экологических систем возможно «оживление» природных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др.) и их распространение. Наличие в лабораториях и накопление некоторыми странами бактериальных средств в качестве биологического оружия дают основание предположить возможность использования их в войне, а также вероятность рассеивания в виде аэрозоля в мирное время.
|
|
Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий 40 имеют весьма важное значение. В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные центры Госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН).
Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений санитарно-эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.
В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС санитарно-эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие основные мероприятия:
• осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, ор
ганизуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды,
внешней среды па загрязненность радиоактивными веществами, отравляю
щими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;
|
|
• взаимодействуют с ведомственными медико-санитарными службами по во
просам обеспечения помощи населению в очагах поражения;
• проводят специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологиче
ских учреждений и формирований для работы в ЧС;
• поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Гос
санэпиднадзора, формирования и учреждения санэпидслужбы, силы и сред
ства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;
• осуществляют накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицин
ского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений са
нитарно-эпидемиологической службы в ЧС;
• осуществляют контроль за соблюдепирм санитарных правил, гигиенических
нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;
• организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевремен
ному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) зара
жения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продоволь
ствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;
• осуществляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий на
территории Российской Федерации.
371
Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабочим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений.
В учреждениях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологической службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления - штабы по делам ГОЧС объекта. Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры учреждения, его возможностей и решаемых задач.
Примерный состав штаба по делам ГОЧС ЦГСЭН показан на рис. 48.
Порядок работы штаба по делам ГОЧС объекта определяется функциональными обязанностями его должностных лиц.
372
Глава 13. Организация
_______ санитарпо-пропикюэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в зоне (районе) ЧС включает комплекс мероприятий санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.
Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуации понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, путем: медицинского контроля за состоянием их здоровья; санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных; оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; прогнозирования влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния; гигиенического воспитания.
|
|
Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие санитарно-гигиенические мероприятия:
• организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния тер
ритории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье на
селения и окружающую среду;
• организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала ава
рийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;
• организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения насе
ления в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслу
живанием;
• организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обес
печивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;
• медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирова
ний и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспе
чением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их исполь
зованием;
• участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее
очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;
• организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения
персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии
и населения в зоне ЧС.
При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты - как разрушенные и поврежденные в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные учреждения; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадавший жилой фонд; лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализированы пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; промышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.
|
|
373
13.2. Саиитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях
С учетом анализа сложившейся при ЧС обстановки основными санитарно-гигиеническими направлениями работы специалистов санитарно-эпидемиологического надзора совместно с другими заинтересованными организациями являются следующие.
1. При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей - участие в выборе
водоисточника, разрешение на использование воды, контроль состояния ав
тотранспорта для подвоза воды (при необходимости требование обеззаражи
вания автоцистерн хлорированием или другими способами), проведение за
бора проб на бактериологический и химический анализ.
2. При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении
сточных вод в открытые водоемы - ежедневный бактериологический кон
троль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по
течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водо
пользования.
3. На пищевых объектах - организация проведения мероприятий, исключаю
щих возможность инфицирования продуктов питания. На пунктах временно
го питания - проведение усиленного санитарно-гигиенического контроля.
4. В местах временного расселения населения - участие в создании надлежа
щих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бы
тового обслуживания. При больших общежитиях и палаточных городках в
случае необходимости предусматривается камерная обработка постельных
принадлежностей, используя стационарные и передвижные дезинфекцион
ные камеры.
5. В постоянных и временных стационарах для пораженных - дезинфекция опе
рационных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного
контроля качества дезинфекции и стерильности материала.
Для размещения населения на временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 м2 на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения населения в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0-4,5 м2 на каждого человека.
Для медицинских формирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора населения в холодное время года необходимо иметь теплые помещения для обогрева людей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м2 на 100 чел. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших их следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, нарах на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от наружных стен.
Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения составляют на одного человека 10 л/сут; на одного больного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье), - 75 л/сут. На обмывку одного человека, включая личный состав работающих в районе ЧС формирований, - 45 л.
При размещении населения в палаточном или другого лагерного типа городках оборудуются ровики (вместо санузлов) из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 чел. Ровики допускается устраивать параллельно друг Другу на расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. Нечистоты в ровиках необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно-ограни-
374
санитарно-противоэпидемического обеспечения
Глава 13. Организация чрезвычайных с.итмпишп-
13.2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях
375
чительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.
Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпидемического очага являются:
• регистрация и оповещение;
• эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
• выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
• режимно-ограничительные или карантинные мероприятия;
• общая и специальная экстренная профилактика;
• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);
• выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за по
раженным населением и личным составом спасательных формирований;
• санитарно-разъяспительная работа.
Регистрация и оповещение. Все больные и выявленные подозрительные по заболеванию лица берутся па специальный учет. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещен главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возникновении высококоитагиозных инфекций оповещается также население района катастрофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.
Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка. Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиолог, проводящий обследование, устанавливает на основании опроса больного и окружающих, какие объекты данной обстановки являются подозрительными, какие методы дезинфекции должны быть применены. Одновременно эпидемиолог отбирает материал для лабораторного исследования.
Санитарно-эпидемиологическая разведка - это сбор и передача сведений о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, заключающаяся в получении данных об эпидемических очагах, качестве воздуха, воды и продовольствия, санитарном состоянии территории, жилого фонда, коммунальных и иных объектов, влияющих на проведение специальных и профилактических мероприятий, организуемых и проводимых санитарно-эпидемиологической службой.
В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:
• выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распро
страненности инфекционных заболеваний, иммунной защищенности среди
различных контингентов в районах размещения пострадавшего населения;
• установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах
ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
• обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее на
селенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и са-
иитарпо-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений (са-
нитарные пропускники, бани, прачечные, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные учреждения, инфекционные стационары и больницы, бактериологические и вирусологические лаборатории, водоочистные сооружения, свалки и полигоны бытовых и промышленных отходов, кладбища, крематории и т.п.);
• оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и
средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф.
В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят: врач-гигис-нист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель. Мероприятия по организации санитарно-эпидемиологической разведки включают:
• уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, оп
ределение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи;
• обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизнеобеспечения:
централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение и другие питьевые
водоисточники, базы продовольственного снабжения и предприятия общест
венного питания, коммунально-бытового обеспечения, объекты экономики
как источники потенциально опасных вредных веществ и т.п.);
• сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и
здравоохранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число
жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в
очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации);
• получение сведений в оставшихся территориальных исполнительных орга
нах и учреждениях здравоохранения и ветеринарии об инфекционной заболе
ваемости, привитости (вакцинировании) населения, оказавшегося в очаге и
зоне ЧС, а также данных о природноочаговости территории, эпизоотиях;
• отбор проб почвы и воды поверхностных водоемов для микробиологическо
го контроля;
• представление донесений о результатах разведки и соответствующих реко
мендаций.
Санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благополучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное.
Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных заболеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превышающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффективная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.
Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или возникновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворительном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса мероприятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зоонозиых инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в непосредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.
Глава 13. Организация
376_____ ссиштарно-противоэпидемического обеспечения а чрезвычайных ситуациях
Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекционных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных заболеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.
Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС природных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.
Выявление, изоляция и госпитализация заболевших. Коллектив, в котором обнаружен первый случай заболевания, должен стать объектом тщательного наблюдения. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание - изолировать и госпитализировать заболевших. Своевременное, раннее изъятие больного из коллектива является кардинальной мерой, предотвращающей распространение инфекции.
В целях выявления больных опасными инфекционными заболеваниями не позднее чем через 6-8 ч необходимо организовать проведение подворных обходов. Это мероприятие проводится 2 раза в день работниками амбулаторно-поликлииических учреждений по территориальному принципу; в случаях выявления больных чумой -в противочумных костюмах соответствующего типа, после получения средств профилактики. На врачебно-сестринскую бригаду выделяют участок с населением 1000-2000 чел. Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препаратами для экстренной профилактики, дезередствами (1,5 л), специальными бланками, карандашами. Бригада должна иметь списки обслуживаемого населения.
Помимо выявления больных и заподозренных на заболевание лиц с сигнальными признаками (температура, диарея, сыпь и др.), подворные обходы проводятся для проверки осуществления госпитализации больных, массовых прививок, для наблюдения за санитарным состоянием жилищ и территории.
Перевозка инфекционных больных и подозрительных на инфекцию производится специальным транспортом раздельно. Сопровождает больного медицинская сестра, шофер-санитар и санитар-носильщик. Они должны быть в противочумных костюмах I или II типа (Приложение 23).
Медсестра должна иметь посуду для сбора выделений больного, подкладные клеенки, судна, вату, дезинфицирующие растворы (3-5 л), необходимые лекарственные средства для оказания срочной помощи, кислород. После эвакуации больного транспорт дезинфицируют на специально выделенной для этого площадке. Дезинфекции подвергаются средства индивидуальной защиты после каждого рейса.
Наблюдение за режимом инфекционных больных имеет целью предотвратить распространение инфекции из лечебного учреждения или временного инфекционного стационара, куда госпитализированы больные, а также предупредить внутрибольничную инфекцию. Необходимо строго следить за выполнением правил санитарной обработки при поступлении больного, а также за тщательным соблюдением правил текущей дезинфекции в период пребывания больного в стационаре. Особое внимание должно быть обращено на сроки выписки больного, так как ранняя выписка может привести к проникновению в коллектив носителей и дальнейшему обсеменению окружающей среды.
377 |
13.2. Сапитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия «чрезвычайных ситуациях
Режимно-ограничительпые (обсервационные) или карантинные мероприятия. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространен ния при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио логических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделя ются на карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возла гается на ответственных руководителей административных территорий и санитарно противоэпидемическую комиссию.
Карантин - система временных организационных, режимно-ограничи-тельных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.
Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихорадками Ласса, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, сапом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.
Обсервация - режимно-ограничительные мероприятия, предусматриваю
щие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и прове
дением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарно-са-
нитарных мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или
сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина ад
министративно-территориальных образованиях, которые создают зону обсер
вации (ГОСТ Р.22.0.04-95).__________________________
Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитар-ио-эпидемическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных заболеваний или единичных случаев контагиозных инфекций.
Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.
Общая и специальная экстренная профилактика. Экстренная профилактика (превентивное лечение) представляет собой комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их заражения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Она проводится немедленно после установления факта бактериального заражения или появления среди населения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекционных заболеваний неизвестной этиологии.
В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает быструю защиту зараженных.
378 |
Глава 13. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную. До установления вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводится общая, а после установления вида микроба-возбудителя - специальная экстренная профилактика.
В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или большинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и составляет в среднем 2-5 сут (табл. 30).
Таблица 30
Схема общей экстренной профилактики
Препарат | Способ применения | Разовая доза, г | Кратность применения в сутки | Средняя доза на курс профилактики, г | Средняя продолжительность курса профилактики, сут* |
Доксициклин | Внутрь | 0,2 | 1,0 | ||
Рифампицин | -»- | 0,6 | 3,0 | ||
Тетрациклин | —»— | 0,5 | 7,5 |
Примечания: доксициклин - основное средство общей профилактики; рифампицин, тетрациклин, сульфатов - резервные средства общей экстренной профилактики. * Продолжительность курса профилактики может быть сокращена до 2-3 сут при наличии результатов специфической индикации.
В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибактериальные препараты, оказывающие высокое этиотропнос действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учетом результатов определения его чувствительности к антибиотикам. Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболевания (сроком инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения), свойствами назначаемого противомикробного препарата (Приложение 24).
Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается санитарно-протипоэпидемическими комиссиями.
Ответственность за се проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебпо-сестрииские бригады.
Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстренной профилактики ведется органами здравоохранения.
Очередность экстренной профилактики определяется местными органами исполнительной власти (по представлению органов здравоохранения, учитывающему эпидемическую ситуацию в регионе, реальные запасы антимикробных средств и другие факторы). В первую очередь ее проводят в учреждениях и формированиях, участвующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в учреждениях, заведениях и предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах. Ее организация и проведение возлагаются: в первом случае -- на руководителей формирований и учреждений, во втором - на руководителей медико-санитарных частей, ведомственных поликлиник и амбулаторий, в третьем - на руководителей и медицинских работников учреждений.
13.2. Санитарно~противоэпидемические
(профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях 379
Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляется участковыми поликлиниками. Для этих целей на территории каждого микроучастка населенного пункта формируются сестринские бригады медицинского обслуживания, обязанные осуществлять весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий - экстренную профилактику, медицинское наблюдение за населением, раннее активное выявление больных, их изоляцию, госпитализацию и т.д. В ряде случаев для проведения упомянутых мероприятий могут привлекаться и другие лечебно-профилактические учреждения.
В целях предупреждения заражения медицинских работников возбудителями опасных инфекций во время работы в очаге они должны строго соблюдать правила
противоэпидемического режима.
Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значительной мере зависит от четкости их выполнения и поголовного охвата ими населения. В связи с этим каждая бригада медицинского обслуживания должна иметь поквартирные списки жителей закрепленного за ними микроучастка (микрорайона) с указанием в них основных паспортных данных наблюдаемых людей, включая и место работы. В списках указывается название применяемого препарата, а также дозы и даты его выдачи.
Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомендуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.
Среди методов иммунизации наиболее полно отвечают требованиям противоэпидемической защиты населения безыгольный, аэрозольный и пероральный (табл. 31).
Таблица 31
Используемые методы иммунизации и количество прививаемых
Для проведения иммунизации создаются прививочные бригады в составе одно! и
врача и дпух медицинских сестер.
Расчет прививочных бригад при массовых прививках проводится по формуле:
" А-Т'
где X - число прививочных бригад, Н - общее число прививаемых, А - число лиц, прививаемых в течение одного часа, Т - рабочее время прививочной бригады,
Обеззараживание эпидемического очага инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация). Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путем проведения текущей и
заключительной дезинфекции.
Дезинфекция - уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Она может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами дезинфекционными группами. Одна дезинфекционная группа в составе
380
Глава 13. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
13.2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях
381
дезинструктора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна обработать 25 квартир площадью 60 м2 каждая.
Обеззараживание территории, зданий и санитарная обработка населения проводятся коммунально-технической службой.
Дезинсекция - уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней) - проводится физическими и химическими способами. Основным считается химический способ, который заключается в обработке объектов инсектицидами.
Дератизация - уничтожение грызунов (источников возбудителей инфекционных болезней). Она проводится механическими (отлов) и химическими (применение отравляющих приманок)способами.
Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды - служба водоснабжения. Контроль за качеством обеззараживания продовольствия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Выявление бактерионосителей. Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (ти-фо-паратифозных инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним проводятся мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих.
Кроме того, проводятся мероприятия по усиленному медицинскому наблюдению за личным составом спасательных формирований.
Санитарно-разъяспшпелышя работа. Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной работы следует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических правил и других мер личной защиты.
Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля25.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.
Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Общее руководство СНЛК возлагается па МЧС России. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, государственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
• своевременного обнаружения и индикации26 радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой во-
Наблюдсмис - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), отравляющими веществами (ОВ), ава-рийноопасными химическими веществами (АОХВ) и БС с помощью технических средств. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).
Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, ОВ, АОХВ, БС и определить их вид.
ды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) в ЧС мирного и военного времени;
• принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от АОХВ, биологических (бактериологических) средств (БС) -возбудителей инфекционных заболеваний.
СНЛК имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.
Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.
Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры по делам ГОЧС.
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комитеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальные штабы по делам ГОЧС.
Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.
Система СНЛК включает:
• Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России;
• академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;
• кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологическо
го, химического, токсикологического, ветеринарного, агрохимического и фи-
топатологического профилей;
• территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторин
гу окружающей среды;
• специализированные инспекции аналитического контроля;
• авиа- и гидрометеорологические станции и посты;
• специализированные комбинаты «Радон»;
• Российский республиканский информационно-аналитический центр госсан-
эпидслужбы;
• центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на воз
душном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);
• территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического
надзора;
• центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части
Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем
при Минздраве России;
• сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемио
логического надзора на железнодорожном транспорте МПС России (ЦСЭН);
• противочумный центр, противочумные станции;
• территориальные ветеринарные лаборатории;
382
санитарно-противоапидемическвю обеспечены)
Глава 13. Организации в чрезвычайных cumvauuxr
13.2. Санитарно-противоэпиделшческив СппоЖилактические) мероприятия в чрез вычайных ситуациях
383
• просктно-изыскатсльские центры и станции агрохимической службы, центры
химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;
• станции защиты растений;
• пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и бо
лезней сельскохозяйственных растений;
• пограничные пункты по карантину растений;
• производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных
комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;
• химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;
• посты радиационного и химического наблюдения.
Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 8 ч.
Основной задачей Федерального Центра Госсанэпиднадзора Минздрава России является участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методической помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.
На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные 1-й категории ЦГСЭН России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте МПС России, центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России возлагается:
• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового пора
жения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН, МСЧ) формирований (групп
эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);
• установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное
время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в
пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питье
вой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и тру
пов людей (специфическая индикация);
• осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и
токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);
• проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пище
вого сырья, загрязненных РВ, OB, AOXB и зараженных БС, с выдачей заклю
чения о пригодности их к использованию по назначению;
• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе
расположения учреждения;
• определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах про
довольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
• установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных
ЦГСЭН);
• определение на контролируемых объектах загрязненности продовольствия,
питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;
• руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной
территории и оказание им методической помощи.
Основными задачами городских, районных ЦГСЭН 2-й и 3-й категории Госсанэпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются:
• проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой тер
ритории;
• установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружаю
щей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и
возбудителей инфекционных заболеваний людей в ЧС мирного времени;
• исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продоволь
ствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбу
дителями;
• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе
расположения учреждения;
• установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АОХВ, проведе
ние их предварительной идентификации;
• отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды
и пищевого сырья, загрязненных РВ, ОВ, АОХВ и зараженных БС, доставка
их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведения сани
тарной экспертизы.
Основной задачей Противочумного центра Госсанэпиднадзора России является методическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природно-очаговых инфекционных заболеваний в ЧС мирного и военного времени.
Основными задачами противочумных станций и их отделений являются:
• проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериально
го заражения;
• осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной
группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфиче
ской индикации;
• при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий
центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей
среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов,
взятых от больных и трупов;
• измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе
расположения учреждения;
• установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.
Учреждения гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют:
• определение уровней гамма-излучения на местности в районе своих площа
док размещения;
• количественный и качественный лабораторный контроль за загрязненностью
АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоемов;
• проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения на
объектах сельского хозяйства;
• выявление характера эпидемического очага.
В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяйство, и других осуществляют наблюдс-
Глава 13. Организация
384 санитарно-п-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
ние и лабораторный контро.оль за загрязненностью опасными для людей и животных веществами государственныых ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, з, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатывшаемых и хранящихся на подведомственных предприятиях, складах и базах. Эти же х лаборатории выдают заключение на их реализацию. Кроме того, они определяют псшлноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пиищевых продуктов.
Химико-радиометричесюкие лаборатории гражданской обороны проводят радиационную, химическую, несгспецифическую бактериологическую разведку в зонах заражения (загрязнения), индцикациго OB, AOXB, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подгоотовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в СННЛК.
Посты радиационного > и химического наблюдения на предприятиях министерств, государственных кешмитстов и ведомств осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени и для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АОХВ и и их индикацию техническими средствами.
В случае необходимоеттщ перебазирования формирований службы санитарно-эпидемиологического надзорфа в места их нового размещения в районе ЧС вес лаборатории должны прибыть в корроткие сроки и развернуть функциональные подразделения для работы. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение палаточного фонда или лабораторий наш автомобилях. В случае невозможности развертывания лабораторий и организации них работы в зонах ЧС индикация должна проводиться в лаборатории по месту се постоянного расположения или в сохранившихся пригодных помещениях.
При комплектовании лабборатории для индикации временно могут быть использованы специалисты местпыых центров санитарно-эпидемиологического надзора и эбъектовых лабораторий. Длш проведения микробиологических исследований лаборатория должна иметь: началплышка лаборатории - бактериолога, 4-5 врачей-бактс-эиологов, 2 врачсй-вирусолог«гов, 6-7 лаборантов, 2-3 санитаров (препараторов), тсх-гика-мехапика.
В токсико-химических и р радиологических лабораториях используется существую-ций штат, но не менее 2-3 враччей соответствующего профиля в каждой лаборатории.
В соответствии со схемойй лабораторных исследований в учреждениях и форми- юваниях центров санитарно-э-эпидсмиологического надзора, центров гигиены и эпидемиологии ежедневно можнаю исследовать до 25-30 микробиологических проб, 48-0 - токсико-химических, 90-L-100 - радиологических.
После доставки проб из эппидемического очага определяется вид бактерий. Для этого ребустся выдать предварительниый ответ через 1-3 ч, а окончательный - через 12-48 ч.
Учреждения, в том числе е ЦГСЭН, СЭО, СПЭБ, должны иметь следующий ком-лект документации:
• ведомственное Положесенис (Инструкцию) о работе СНЛК;
• план перевода учрежддений с мирного на военное положение;
• план подготовки и развизития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
• схему оповещения, сбо'ора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее
время;
• перечень функциональных обязанностей специалистов учреждений;
• перечень особо опасныых заболеваний и поражений людей, сельскохозяйст
венных животных и раастений;
актические) мероприятия в чрсл>п
- перечень АОХВ, вырабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;
• перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и
микробиологическом отношении;
• инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологическо
го (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о за
ражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
• инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объ
ектов окружающей среды со схемой связи;
• методики отбора проб и проведения исследований на загрязненность РВ, ОВ,
АОХВ и зараженность БС, определенных Перечнем особо опасных заболева
ний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
• нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно-допус
тимых концентраций ОВ и АОХВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии,
пищевом и фуражном сырье для мирного и военного времени;
• карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, хи
мической и биологической (бактериологической) обстановки;
• журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов
анализов;
t журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
• инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными
РВ, ОВ, АОХВ и зараженными БС;
• переговорные, таблицы, табели срочных донесений для передачи информа
ции по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГОЧС.
Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нес задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
386 |
Глава 13. Организация санитарно-протиеоэпидемичвского обеспечения в чрезвычайных ситуациях