Организация медицинских мероприятий по локализации и ликвидации очагов массовых инфекционных заболеваний в чрезвычайных ситуациях

Возникновение эпидемий связано с природными, климатическими, социальны­ми условиями, а также с биологическими ритмами макро- и микроорганизмов. Ус­ловно эпидемии можно подразделить на естественные и искусственные. Эпидемии искусственного происхождения чаще всего связаны с аварийными ситуациями в ор­ганизациях, учреждениях, работающих с биологическими агентами; естественные -зависят от механизма передачи инфекции.

Эффективность противоэпидемических мероприятий и качество оказания меди­цинской помощи населению в ЧС во многом зависят от состояния готовности всех служб области, города, района к локализации и ликвидации эпидемического очага.

Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты. План противо­эпидемической защиты населения составляется ЦГСЭН совместно с органом управ­ления здравоохранением и утверждается органом исполнительной власти местного самоуправления. Решение о введении плана противоэпидемической защиты населе­ния принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК).

СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти -федеральном, региональном, территориальном и местном. СПК является постоянно действующим органом, и ее решения являются обязательными по подчиненности для соответствующих органов исполнительной власти независимо от их ведомственной принадлежности.


СПК Правительства Российской Федерации является координационным орга­ном, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организа­ций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы при решении задач, направленных на предупреждение (профилактику) массо­вых инфекционных и нсинфекциоиных заболеваний и отравлений населения и обес­печение санитарио-противоэпидемического благополучия.

Основными задачами СПК Правительства Российской Федерации являются:

• разработка мер по обеспечению реализации государственной политики в об­
ласти профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обес­
печения санитарно-эпидемиологического благополучия;

• рассмотрение и решение вопросов координации деятельности заинтересован­
ных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Рос­
сийской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учре­
ждений и организаций независимо от их подчиненности и формы собствен­
ности, а также должностных лиц и граждан в области профилактики массо­
вых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпиде­
миологического благополучия, а также вопросов выполнения санитарного за­
конодательства Российской Федерации;

• координация деятельности СПК административных территорий, оказание им
при необходимости практической помощи в выполнении мероприятий, направ­
ленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, ликвида­
цию массовых заболеваний и отравлений населения и их предупреждение.

Общее руководство мероприятиями в очаге особо опасной инфекции (ООН) осуществляет СПК, создаваемая решением администрации территории (района, горо­да, области или республики). СПК возглавляет Глава администрации или его замес­титель, Заместителем председателя СПК назначается главный государственный сани­тарный врач административной территории. В состав СПК входят представители тер­риториальных органов и учреждений медицинской службы, органов внутренних дел, воинских частей, сельского хозяйства, транспортного сообщения, торговли и др. При СПК создается консультативная группа из высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских институтов.

Согласно Санитарным правилам СП 3.1. 090-96 и Ветеринарным правилам ВП 13.4. 1370-96 СПК выполняет следующие функции:

• осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным
выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООН;

• информация о возникновении эпидемического очага;

• наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического не­
благополучия;

• утверждение плана ликвидации эпидемического очага (вспышки) и контроль
за его выполнением;

• ежедневное заслушивание на заседаниях СПК докладов начальника очага и
других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпидеми­
ческом очаге;

• подготовка и представление в вышестоящие организации донесений;


400

Глава 13. Организация саиитарно-противоэпидемнческого обеспечения в чрезвычайных ситуациях

• привлечение сил и средств (медицинских и других работников, помещений,
транспорта, имущества) и распределение их по предназначению;

• снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершении противо­
эпидемических мероприятий и объявление о ликвидации эпидемического очага.

Для работы в очаге решением СПК назначается начальник очага - опытный спе­циалист противочумного учреждения или ЦГСЭН. При начальнике очага создается противоэпидемический штаб и назначается начальник штаба. При штабе создаются группы: консультативная, санитарно-эпидемиологическая, лабораторная, госпиталь­ная, медицинского наблюдения за населением, дезинфекционная, зоопаразитологиче-ская, карантинная, ветеринарная, административно-хозяйственная и др. Количество групп и специалистов в них определяется конкретной обстановкой и обусловливается объемом работ, зависящим от размера вспышки.

Начальник штаба контролирует выполнение решений штаба и распоряжений на­чальника очага. Штаб передает ежедневную оперативную информацию в Департа­мент Госсанэпиднадзора Минздрава России, руководителю административной терри­тории, в руководящие органы здравоохранения территории и в территориальное про­тивочумное учреждение. Заседания штаба протоколируются. В штабе организуется круглосуточное дежурство и ведется книга приказов, в которой устанавливается строгий учет всех прибывших медицинских и других работников, назначение на ра­боту и убытие из очага. При единичных случаях особо опасных инфекций (чумы, хо­леры, сибирской язвы, мелиоидоза, туляремии, вирусных геморрагических лихорадок Ласса, Марбург и Эбола), зарегистрированных в малонаселенных и отдаленных мес­тах, все мероприятия могут проводиться группой специалистов по особо опасным ин­фекциям и сотрудниками противочумных учреждений.

Консультативная группа, сформированная из квалифицированных специалистов различного профиля, решает наиболее сложные вопросы по организации противоэпи­демических мероприятий, диагностике и лечению больных особо опасными инфек­циями, организации режимно-ограничительных мероприятий.

Санитарно-эпидемиологическая группа осуществляет организацию и проведе­ние эпидемиологического обследования, организует развертывание обсервационных и провизорных госпиталей, изоляцию контактировавших, контролирует захоронение трупов, курирует вопросы эпизоотологического обследования.

Госпитальная группа решает вопросы развертывания холерного, чумного и других госпиталей, организации и лечения больных, наблюдения за подозрительными на воз­можные заболевания особо опасными инфекциями в изоляторах, провизорных госпита­лях (отделениях), а также функционирования патологоанатомической службы.

Группа медицинского наблюдения за населением организует и проводит активное выявление остролихорадящих больных (при подворных обходах с помощью врачебно-сестринских и других медицинских бригад), выявляет наличие падежа синантропных грызунов, наличие блох в жилье человека, ведет санитарно-разъяснительную работу.

Лабораторная группа, работающая в очаге, ведет исследование материалов, по­ступающих из госпиталей, изоляторов, от зоопаразитологических групп.

Дезинфекционная группа организует и обеспечивает проведение санитарной об­работки с камерной дезинфекцией одежды и белья, текущей и заключительной де­зинфекции в очагах, госпиталях и изоляторах, дератизацию и дезинсекцию на энзо-отичных территориях.


13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов

массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 401

Зоопаразитологическая группа проводит эпизоотологическое обследование тер­ритории, производит отбор проб на лабораторные исследования, разбор и подготовку полевого материала для лабораторных исследований.

Ветеринарная группа обеспечивает наблюдение за сельскохозяйственными и до­машними животными.

Руководители групп являются членами противоэпидемического штаба и еже­дневно представляют письменную информацию об объеме выполненных мероприя­тий. Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с инструктивно-мето­дическими документами Минздрава и Минсельхозпрода России.

Штаб прекращает свою работу по решению СПК. Отчет о проведенных меро­приятиях в эпидемическом очаге направляется начальником очага в Департамент Госсанэпиднадзора России, Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», региональный противочумный институт.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсер­вации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные цен­тры в границы карантина включаются как территория самого города, так и непосредст­венно прилегающие к нему населенные пункты, связанные с ним местным транспор­том, общей системой снабжения и торговли, а также производственной деятельностью.

В условиях проведения эвакуации и рассредоточения из карантинизированных городов границы карантина расширяются с включением населенных пунктов, где размещается эвакуируемое население.

Административная территория, на которой находится очаг заражения и населен­ные пункты, карантинизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпи­демических очагов, объявляется зоной карантина.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкрет­ной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин и обсервация снимаются распоряжением председа­теля СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее чем до истечения двух сроков инкубационного периода данного заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в оча­ге заболевания.

В эпидемическом очаге одним из мероприятий противоэпидемического режима является максимальное разобщение населения. Следует отметить, что в очаге недо­пустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях. Учитывая это, вся медицинская помощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

В районах сохраняется участковый принцип курации, однако, в связи с резким увеличением объема работы, участки делятся на микроучастки. На каждом микроуча­стке выделяются помещения для размещения в них кабинетов общемедицинской се­ти. При выделении указанных помещений необходимо предусмотреть поточность прохождения обращающихся за медицинской помощью, а также возможность изоля­ции больных или подозрительных на заболевание лиц.

Работа на микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе вра­ча, двух медицинских сестер и двух дезинфекторов, а также нескольких человек-ак­тивистов (уполномоченных) от местного населения. Общее количество населения, проживающего на микроучастке, обслуживаемом одной бригадой, не должно пре-14 Зак. 186


Глава 13. Организации
402 ^ сшштарпо-протиноэпиделшческого обеспечения
в чрезвычайных ситуациях

вышать 2 тыс. чел. Для проведения поквартирных обходов к бригаде может приписы­ваться автотранспорт. Кроме непосредственно лечебных мероприятий и активного выявления больных, члены бригады проводят санитарно-разъяснительную работу по правилам поведения населения в эпидемическом очаге. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады постоянно проводится в условиях острого противоэпидемическо­го режима. В зависимости от особенностей микроорганизмов, явившихся причиной ЧС, применяется соответствующий тип защитной одежды. Комплекты защитной оде­жды, подобранные по размерам и ростам, хранятся в лечебно-профилактических уч­реждениях.

Каждая бригада составляет поквартирпые списки населения, проживающего на данной территории, включая приезжих. Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими проживающими). Результаты термометрии зано­сятся в специальный журнал, В случае обнаружения больного немедленно информи­руется руководитель бригады. В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции. Пациенты с повышенной температу­рой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характер­ными для данного заболевания, - в инфекционный стационар.

В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму, в кото­рую вносятся следующие данные:

• общее количество жителей на территории микроучастка;

• количество лиц, охваченных термометрией;

• число выявленных лиц с повышенной температурой неясной этиологии;

• количество выявленных больных с характерными для данной нозологиче­
ской формы симптомами;

• количество госпитализированных больных;

• количество больных, оставленных на дому (указать причины);

• сведения о санитарно-просветительной работе, в том числе количество рас­
пространенных листовок, проведенных бесед, слушателей.

В случае проведения экстренной профилактики, кроме перечисленных, пред­ставляются также данные о количестве людей, получивших препараты.

Руководитель бригады обобщает полученные сведения и в тот же день передаст их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района. Здесь по­лученные данные анализируются в масштабах района и далее в виде донесения на­правляются в штаб очага и в СПК.

В медико-санитарных частях и медицинских пунктах промышленных предпри­ятий и учреждений, находящихся в очаге, медицинские работники свою деятельность переносят в цеха и отделы с целью избежания контакта лиц, обращающихся за меди­цинской помощью. При этом силами медицинских постов и санитарного актива про­водится активное выявление больных, а также термометрия рабочих и служащих не реже двух раз в смену.

Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санитарную обработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят на «казарменное» положение.

Следует отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи инфекцион­ным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.


13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов

массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 403

Мероприятия по его соблюдению входят в план противоэпидемической защиты и обя­зательны для выполнения всеми службами. Строгий противоэпидемический режим ра­боты учреждений здравоохранения предусматривает проведение соответствующих ме­роприятий, направленных на три звена эпидемиологического процесса, в том числе на источник инфекции, пути и факторы передачи заразного начала и восприимчивое насе­ление. Строгое выполнение мероприятий противоэпидемического режима позволяет в более короткие сроки локализовать и ликвидировать эпидемический очаг, сократить количество инфицированных, уменьшить тяжесть их заболевания и летальность.

13.5.2. Организация проведения карантинных

и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации

Чрезвычайная эпидемическая ситуация - прогрессирующее нараста­
ние численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводя­
щее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории,
возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни
и увеличению числа неблагоприятных исходов._________________________

Как было сказано выше, карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными ин­фекциями с нарастанием числа заболевших в короткий срок.

При введении карантина предусматривается:

• полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунк­
тов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);

• строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из
зоны карантина;

• запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и ос­
тановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и
водного транспорта;

• создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц, нахо­
дившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;

• раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в
специально выделенное лечебное учреждение;

• ограничение общения между отдельными группами населения;

• установление противоэпидемического режима для населения, работы город­
ского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объ­
ектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической об­
становки, обеспечивающего их бесперебойную работу;

• обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требова­
ний противоэпидемического режима;

• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреж­
дений, находящихся в очаге;

• проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, вы­
пускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;

• перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологи­
ческий режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;

14*


404

• проведение экстренной и специфической профилактики;

• контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерст­
вами и ведомствами установленных правил карантина;

• проведение санитарно-разъяснителыюй работы.

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации преду­сматривается;

• ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта че­
рез обсервируемую территорию;

• ограничение передвижения и перемещения населения;

• проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;

• активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• проведение санитарной обработки пораженного населения;

• проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;

• усиление ветеринарпо-бактериологического контроля за зараженностью
сельскохозяйственных животных и продукцией животноводства;

• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет це­лью обеспечить се изоляцию и исключить вынос инфекции за се пределы. Она осу­ществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделе­ниями Минобороны России путем выставления постов охраны по периметру очага заражения, на основных путях движения людей и транспорта и круглосуточного пат­рулирования между постами охраны, осуществления строгого контроля за передви­жением населения между отдельными карантинизированными населенными пункта­ми, установления ограничительных знаков, указателей и выставления постов па про­селочных дорогах, тропинках и т.д.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения - кон­трольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контроль-ные пункты (СКП).

СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора. КПП развертывается в населенных пунктах на магистральных путях сообщения - шоссейных, железнодорожных, водных - в рай­онах их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах. КПП на же­лезных дорогах, в аэропортах, в морских портах развертываются по решению терри­ториальных штабов по делам ГОЧС и соответствующих министерств ведомственны­ми службами.

Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установ­ленного в соответствии с противоэпидемическим требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы (оборудование, технику, сырье, товары и продо­вольствие) при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается при наличии у них документа о прохож­дении обсервации.

Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятствен­но при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.

В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы меди­цины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, посто-


13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов

массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 405

янно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установ­ления карантина.

На санитарно-контрольный пункт возлагается:

• проверка удостоверений о прохождении обсервации у лиц, выбывающих из
зоны карантина;

• проверка документов о проведении вакцинации (при необходимости) у лиц,
прибывающих в зону карантина; в отдельных случаях выдача средств экс­
тренной профилактики прибывающим в зону карантина;

• медицинское наблюдение за лицами, сопровождающими грузы, транспорт­
ными бригадами, за населением и работающими сменами при следовании че­
рез СКП к месту рассредоточения и работы;

• контроль за санитарным состоянием аэропортов, железнодорожных, морских
и речных вокзалов;

• медицинское наблюдение за личным составом КПП в зоне его действия;

• выявление инфекционных больных среди лиц, выезжающих из зоны каран­
тина и въезжающих в нее, и их изоляция.

Для вывоза грузов из карантинной зоны используется продезинфицированный транспорт и транспорт, на котором доставлялись грузы в карантинную зону, после соответствующей его обработки.

Контроль за соблюдением санитарных требований к грузам, багажу, товарам и почтовым отправлениям, вывозимым из карантинной зоны, обеспечивается соответ­ствующими ведомствами.

Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командиро­ванные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются специальные обсерваторы, где за обсервируемыми осуществляется медицинское наблюдение в те­чение срока, равного инкубационному периоду инфекционного заболевания. При хо­лере обсервирусмые обследуются на вибриононосительство.

Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохра­нения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитий, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, во­кзалов, портовых сооружений. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществ­ляется специально выделенными для этих целей медицинскими работниками за счет территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения; питание организу­ется за счет обсервируемых и средств администрации.

Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунально­го хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.

Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ве­домств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.

Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обссрвируемыс по воз­можности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускает­ся. Перед помещением в обсерватор обсервируемые проходят медицинский осмотр. В обсерватор помещаются только заведомо здоровые люди.

По окончании обсервации обсервируемые доставляются организованно в аэро­порт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства.


406


Глава 13. Организация санитарно-пропшвоопиделшческого обеспечения и чрезвычайных ситуациях


13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов

массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами


407



При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервирусмых срок их обсервации соответственно удлиняется. В обсерваторе после госпитализации больного производится заключительная дезинфекция с полной санитарной обработкой обсерви-руемых и обслуживающего персонала, находившегося в контакте с больными.

Продукты питания и промышленные товары первой необходимости для каран-тинизированного населения ввозятся в карантинную зону в соответствии с планами поставок или по требованию начальника ГО соответствующего региона.

Грузы, предназначенные для объектов экономики, доставляются к месту назна­чения на объект, а для населения - па станции разгрузки.

Лица, доставляющие грузы, при контакте с больными или при нарушении уста­новленных правил подлежат обсервации в карантинной зоне. Лица, сопровождающие грузы, после убытия из карантинной зоны подвергаются медицинскому наблюдению в пути следования и по месту жительства.

На станциях разгрузки оборудуются помещения (изоляторы) для размещения лиц, сопровождающих грузы; санитарные пропускники для проведения полной сани­тарной обработки лиц, сопровождающих грузы перед убытием из карантинной зоны; площадка для обеззараживания транспорта.

Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверждающие доку­менты о проведении вакцинации (при необходимости), средства экстренной профи­лактики, индивидуальные средства защиты.

Руководитель СПК по рекомендации заместителя председателя в соответствии со сложившейся обстановкой устанавливает правила поведения населения в очаге, режим работы транспорта и объектов народного хозяйства.

Ограничение общения между отдельными группами населения достигается за­прещением свободного (без специальных пропусков) передвижения населения и транспорта между и внутри карантинизировапных населенных пунктов в зоне ЧС, за­прещением массовых мероприятий (митингов, собраний), закрытием рынков, органи­зацией обеспечения населения продуктами питания, доброкачественной питьевой во­дой и промышленными товарами первой необходимости, организацией перевозок формирований, работающих по спасению пораженного населения.

Карантинизированнос население обязано строго выполнять установленные пра­вила карантина, которые предусматривают своевременное извещение о появлении в коллективе или семье заболевших лиц и соблюдение мер предосторожности при об­щении с ними, недопущение неорганизованного передвижения в карантинной зоне, соблюдение установленного порядка выезда и вывоза имущества из карантинной зо­ны и строгое выполнение правил личной гигиены.

В зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки указанные правила поведения населения в карантинной зоне могут уточняться и дополняться.

На объектах экономики, продолжающих работу в условиях карантина, вводится противоэпидемический режим работы, предусматривающий:

• своевременное выявление среди рабочих и служащих инфекционных боль­
ных, их немедленную изоляцию и установление наблюдения за лицами, на­
ходившимися в контакте с больными;

• проведение мероприятий по обеззараживанию внешней среды в производст­
венных (служебных) помещениях;

• обеспечение своевременного проведения среди рабочих и служащих профи­
лактических мероприятий (экстренная и специфическая профилактика и дру­
гие мероприятия);


• выполнение рабочими и служащими установленных санитарно-гигиениче­
ских и режимных правил;

• для объектов, производящих продукты питания, - перевод на новый техноло­
гический режим выпуска продукции, обеспечивающий безвредность продук­
ции в условиях ЧС.

Работа предприятий общественного питания и торговли по обеспечению каран-тинизированного населения продуктами питания осуществляется при строгом соблю­дении санитарно-гигиенических, противоэпидемических и режимных требований.

Лечебно-профилактические и противоэпидемические учреждения, формирова­ния, занятые ликвидацией санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, перево­дятся на строгий противоэпидемический режим работы, включающий перестройку работы в условиях противоэпидемического режима и обсервации, казарменное раз­мещение личного состава формирования, использование индивидуальных средств за­щиты, применение средств экстренной профилактики, проведение текущей дезин­фекции в учреждениях (поликлиниках, изоляторах, стационарах и др.).

В эпидемических очагах обеззараживание проводится в лечебных учреждениях, на транспорте, объектах экономики, продолжающих работу в очаге, местах сбора на­селения для эвакуации и других местах пребывания пострадавшего населения и спа­сателей различных формирований.

Обеззараживание транспортных средств осуществляется на организуемых площад­ках и моечных станциях; одежды, обуви и мягкого инвентаря - на площадках обеззара­живания одежды, с использованием передвижных дезинфекционно-душевых установок.

Санитарная обработка населения, рабочих и служащих объектов, не прекращаю­щих работу в зоне ЧС и эпидемическом очаге, осуществляется в сохранившихся ста­ционарных или временных обмывочных пунктах, развертываемых на базе санитар­ных пропускников, бань, душевых установок.

Контактным лицам до установления диагноза заболевания ООН проводится об­щая экстренная профилактика антибиотиками широкого спектра действия или ком­плексами антибиотиков.

Специфическая профилактика (вакцинопрофилактика) в карантинной зоне про­водится по эпидемическим показаниям. В первую очередь прививки проводятся ли­цам группы риска и лицам, имеющим контакт с инфекционными больными или бак­терионосителями, а также личному составу формирований и служб, занятых ликвида­цией последствий ЧС.

Активное раннее выявление инфекционных больных или подозрительных на за­болевания обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпидемическом очаге, организации измерения температуры тела и медицинского осмотра. Данные мероприятия проводят врачебно-сестринские и сестринские бригады.

Изоляция и госпитализация выявленных больных организуется медицинскими фор­мированиями, работающими в эпидемическом очаге. После госпитализации инфекцион­ных больных дезинфекционными бригадами проводится заключительная дезинфекция.

Для изоляции и лечения инфекционных больных в карантинной зоне разверты­ваются инфекционные стационары (инфекционные подвижные госпитали, провизор­ные и обсервационные госпитали, холерные и противочумные госпитали).

При развертывании инфекционных стационаров для больных особо опасными инфекционными заболеваниями предусматриваются: зона строгого режима (заразная половина), где развертываются приемно-сортировочное, лечебно-диагностическое, лечебное, лабораторное отделения; морг, изолятор для медицинских работников и


408 стштарно-пропчкюэпидемическпго обеспечения в чрезвычайных ситуациях

обсервационная зона (чистая половина), где развертываются аптека, кухня-столовая, общежитие для сотрудников, штаб и хозяйственные подразделения. Между этими зо­нами развертываются санитарный пропускник и передаточные пункты.

Для централизованного обеспечения отделений дезинфицирующими растворами при аптеке развертывается пункт приготовления дезрастворов.

Личный состав стационара в зоне строгого режима до установления диагноза ра­ботает только в средствах защиты (противочумные костюмы, «Кварц» и др.) и после окончания работы проходит полную санитарную обработку.

Ответственность за строгое выполнение сотрудниками требований противоэпи­демического режима при работе с инфекционными больными возлагается на заве­дующих отделениями.

13.5.3. Противоэпидемические мероприятия при работе

больницы в чрезвычайных эпидемических ситуациях

При выявлении больных с инфекционной патологией в общем потоке поступаю­щих на лечение в больницу или при информации об инфекционных больных среди пострадавших больница должна быть переведена на работу в противоэпидемическом режиме. При этом необходимо установить диагноз инфекционного заболевания, сте­пень опасности, количество заболевших.

В развитии событий чрезвычайной эпидемической ситуации возможны два варианта.

1. В приемном отделении выявляют больного опасной или особо опасной ин­
фекцией. В силу этого для других поступающих неинфекционных больных
развертывают новое приемное отделение, а инфекционного больного отправ­
ляют в инфекционную больницу или в специализированное инфекционное
отделение, контактировавших с ним (кроме инфекций, не передающихся от
человека: туляремия, бруцеллез, ботулизм, лептоспироз и др.) в провизорный
госпиталь или провизорное отделение данной больницы; если отсутствует
возможность госпитализации больного в инфекционную больницу или спе­
циализированное инфекционное отделение больницы, срочно проводят перс-
профилирование соматического отделения больницы в инфекционное со­
гласно заранее утвержденному плану.

2. Выявленные па этапе медицинской эвакуации инфекционные больные из
числа пораженного населения направляются в приемное отделение больни­
цы, подготовленное для приема только инфекционных больных; лица, кон­
тактировавшие с больными опасными и особо опасными инфекциями (кроме
инфекций, не передающихся от человека), направляются в провизорные гос­
питали или в перепрофилированные отделения лечебных учреждений.

Больных ООН в стационар перевозит бригада эвакуаторов на специально выде­ленном автотранспорте. В состав бригады включают врача или среднего медицинско­го работника, двух санитаров и шофера, знакомых с требованиями режима.

После доставки больного в стационар транспорт и предметы, использованные при транспортировке, обеззараживают на специально оборудованной площадке сила­ми бригады эвакуаторов. По окончании каждого рейса персонал, сопровождавший больного, обязан пройти санитарную обработку с заменой средств индивидуальной защиты. Использованные средства индивидуальной защиты подлежат дезинфекции.

При работе больницы в зоне ЧС в случае выявления среди пораженных больно­го особо опасным или опасным инфекционным заболеванием дежурный врач обязан:


доложить об обстановке главному врачу больницы; оповестить персонал больницы и отдать распоряжение о переводе приемного отделения больницы в противоэпидеми­ческий режим работы.

Противоэпидемический режим работы в случаях выявления среди пораженного населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиоз­ными инфекциями с быстрым нарастанием числа заболевших включает карантин.

Для оцепления очага выставляют внутренние и наружные посты. Внутреннюю охрану обеспечивают органы внутренних дел. Наружное оцепление по границам ка­рантинной зоны осуществляют войска МВД или Минобороны России.

После выявления инфекционного больного в приемном отделении прекращается сортировка поступающих больных. В приемном отделении оказывают экстренную помощь, берут материал для лабораторных исследований, проводят санитарную об­работку, переодевают больного, готовят одежду больного к отправке в дезинфекци­онную камеру, начинают специфическое лечение и составляют документацию на по­ступившего больного. Приемное отделение оборудуют в соответствии с необходимо­стью проведения текущей и заключительной дезинфекции.

Больных, подлежащих провизорной госпитализации, размещают индивидуально или небольшими группами в соответствии со сроками поступления и клиническими формами, а также по тяжести заболевания. Устройство, порядок и режим работы про­визорного госпиталя (отделения) устанавливаются такие же, как и в больнице, рабо­тающей в строгом противоэпидемическом режиме. При подтверждении в провизор­ном госпитале (отделении) у больных предполагаемого диагноза их переводят в соот­ветствующие отделения специализированного инфекционного госпиталя.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от конкретной обстановки мо­жет осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. При этом составляется акт и выносится решение местной администрации.

13.5.4. Перепрофилирование учреждений здравоохранения для массового приема инфекционных больных

В ЧС, вызванных бактериологическими (биологическими) агентами, в том числе при крупных эпидемических вспышках инфекционных заболеваний, возникает необ­ходимость одномоментной госпитализации большого количества заболевших. При этом, в силу особенностей эпидемического процесса, количество больных, особенно в первую педелю, резко нарастает, что требует значительного увеличения коечного фонда. Наиболее распространенным мероприятием, проводимым здравоохранением в таких случаях, наряду с использованием территориальных инфекционных больниц, является перепрофилирование соматических стационаров в инфекционные. Это ме­роприятие должно быть положено в основу планов противобактериологической за­щиты населения. Перечень соматических стационаров или отделений, которые в ЧС планируется использовать в качестве инфекционных, утверждается решением орга­нов управления здравоохранением и доводится до сведения руководителей лечебных учреждений соответствующими планами-заданиями.

На этапе подготовки здравоохранения к работе в ЧС, связанных с эпидемиями, необходимо предусмотреть подбор помещений для развертывания в них временных инфекционных стационаров и обсерваторов, в том числе детских отделений. Выделе­ние помещений осуществляет администрация города (района).


Глава 13. Организации
410 санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях

Временные инфекционные стационары и обсерваторы приписываются к лечеб­ным учреждениям, откуда производится обеспечение имуществом, оборудованием, медикаментами и выделение медицинских кадров.

Помещения инфекционного стационара, в том числе временного, подразделяются на две основные зоны: зону строгого режима и зону ограничения. В зоне ограничения размещаются административно-управленческие и хозяйственные службы, аптека, пи­щеблок, прачечная, общежитие для персонала, помещение для дежурного персонала, туалетные комнаты, «чистая» половина санитарио-противоэпидемического пропускни­ка с помещениями для переодевания персонала и управления дезкамерным блоком.

В зоне строгого противоэпидемического режима размещаются приемно-сортиро- вочное отделение, стационар для больных с установленным диагнозом, провизорным отделением, лаборатории (бактериологическая и клиническая), патолого-анатомиче- ское отделение и «грязная» половина санитарно-противоэпидемического пропускника. Между зонами организуется специальный шлюз или передаточное окно с систе­мой блокировки дверей во избежание одновременного их открытия с двух сторон и перетока воздуха. Должны быть емкости с дезинфицирующими средствами для обра­ботки принадлежностей, помещений лечебных отделений, посуды и др. Для обработ­ки воздуха необходимо предусмотреть оборудование указанного шлюза бактерицид­ными лампами.

При перепрофилировании соматических больниц или других учреждений под инфекционные стационары особое внимание необходимо уделять организации воз­душных потоков. При этом поток воздуха должен быть направлен в сторону инфици­рованных помещений, что может быть обеспечено конструктивными изменениями в соответствующих вентиляционных системах или, как временной мерой, герметизаци­ей (заклеиванием) приточных отверстий на «чистой» половине и вытяжных - на «грязной». Окна и двери должны быть также максимально герметизированы, откры­вающиеся двери, створки или фрамуги должны плотно прилегать к коробкам. В слу­чае необходимости дополнительного проветривания как вынужденная мера при от­дельных инфекциях допускается открывание фрамуг при установке на них мелко­ячеистой сетки.

В палатах создаются условия для обеспечения больных предметами индивиду­ального пользования, а также для качественного проведения текущей дезинфекции.

Противоэпидемический режим в инфекционном стационаре должен быть орга­низован таким образом, чтобы предотвратить заражение персонала, распространение внутрибольничной инфекции, распространение патогенных микроорганизмов внутри стационара или вынос инфекции за его пределы.

Организация противоэпидемического режима, включая организацию охраны территории, возлагается на главного врача инфекционного стационара (обсерватора), а контроль за его выполнением - на санитарно-эпидемиологическую службу.

В целях сокращения времени на перепрофилирование соматических больниц или приспособление выделяемых помещений под инфекционные стационары необхо­димо соблюдать очередность проведения работ. В первую очередь проводятся меро­приятия по подготовке помещений для развертывания в них основных подразделе­ний: приемпо-сортировочного отделения, лабораторий (клинической и бактериологи­ческой), палат для больных, санитарно-противоэпидсмичсского пропускника, аптеки. Во вторую очередь развертываются вспомогательные подразделения: пищеблок, складские помещения, общежитие для персонала.


13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов

массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 411

При строгом выполнении изложенных выше правил и принципов организации работ по перепрофилированию соматических больниц или других помещений для размещения в них инфекционных стационаров или обсерваторов, а также соответст­вующей квалификации закрепленного за ними персонала удается в короткие сроки выполнить необходимый объем приспособительных работ и в последующем обеспе­чить выполнение противоэпидемического режима в полном объеме.

13.5.5. Организация санитарно-нротивоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций

Землетрясении относятся к самым опасным природным бедствиям.

С санитарно-гигиенических позиций огромную значимость имеет разрушение водоводов, канализационных коллекторов и других коммуникаций, так как это, с од­ной стороны, вызывает загрязнение значительной части территории возбудителями различных инфекций, токсичными и иными веществами, а с другой - затрудняет про­ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. В нарушениях, связан­ных с очисткой районов от твердых и жидких отходов, преобладают недостатки орга­низационного порядка, обусловленные неэффективным управлением соответствую­щими работами. В период изоляции и в первые дни спасения вывоз бытового мусора, разрушенных конструкций, трупов животных не проводится или осуществляется сти­хийно. Как правило, отходы и мусор сдвигаются на свободные участки территории вдоль дорог, то есть в места, не согласованные с коммунальными службами и учреж­дениями (формированиями) санитарно-эпидемиологической службы.

Землетрясения приводят к загрязнению водоисточников, поэтому разведка водо­источников, защита запасов питьевой воды и контроль за се качеством приобретают особую актуальность.

Разрушения жилых и производственных зданий, миграция большого числа по­страдавших и спасателей обостряют проблему обеспечения доброкачественными продуктами и готовой пищей, в силу чего требуется лабораторно-гигиснический кон­троль за организацией питания.

При наличии природных очагов чумы, туляремии и других инфекций приобре­тают актуальность изменения в поведении некоторых биологических видов, являю­щихся резервуаром указанных заболеваний, - крыс, мышей и других животных, что требует принятия быстрых истребительных и противоэпизоотических мер.

При землетрясениях разрушается значительное количество медицинских учреж­дений, что резко осложняет проведение санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий в фазе изоляции и при начале спасательных работ до прибытия формирований извне.

В зоне землетрясения в первую очередь возникают следующие санитарно-эпи­демиологические последствия:

• одномоментное разрушение водоводов, коллекторов и других коммуникации,
появление большого числа погибших, пораженных и оставшихся без крова;

• микробное загрязнение местности, водоисточников, почвы, отсутствие мест
временного размещения пострадавшего населения;

• передвижения значительных контингентов населения, спасателей и строите­
лей, что затрудняет поддержание санитарно-противоэпидемического режима
в местах проживания или временного размещения людей и на путях эвакуа­
ции пораженных;


Глава 13. Организация
412 санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях

позднее выявление инфекционных больных, затруднения со своевременной
изоляцией и лечением, а также защитой пораженных и населения от контакта
с инфицированными больными и животными в первые дни проведения спа­
сательных мероприятий;

• при выходе из строя санитарно-эпидемиологических учреждений появляется
необходимость проведения всех санитарно-гигиенических мероприятий сила­
ми прибывающих специализированных формирований, в том числе организа­
ции контроля за сбором погибших людей и животных и их захоронением.

В первые дни после катастрофы отмечается дезорганизованность в работе хозяй­ственных органов, ответственных за материально-бытовое и коммунальное обеспече­ние населения и спасателей. Поэтому в первые дни работы во избежание критических ситуаций санитарно-эпидемиологическая служба вынуждена брать на себя ряд хозяйст­венных функций: доставку и установку умывальников на полевых пунктах питания и в лагерных городках спасателей, участие в развертывании и оборудовании полевых пунктов питания, оборудование площадок для обработки погибших, обеззараживание воды в транспорте подвоза и емкостях для хранения запасов питьевой воды.

Одновременно в очаге необходимо проводить специальные санитарно-противо-эпидемическис мероприятия: санитарную разведку ближайших водоисточников, при­годных для питьевого (с целью сокращения плеча завоза питьевой воды) и техниче­ского водоснабжения (обеспечение помывочных пунктов, площадок для обработки погибших, обеспыливания проездов и площадок); контроль за качеством воды, по­рядком ее транспортировки и раздачи; контроль за соблюдением санитарных правил приготовления и раздачи пищи на полевых пунктах питания и их содержанием, за са­нитарным состоянием лагерных городков спасателей, продовольственных объектов, общественных умывальников и туалетов, за помывкой населения и спасателей. Необ­ходимы тотальная дезинфекция всех мест общественного пользования, объектов спа­сательных и рекультивационных работ согласно специально разработанному плану; бактериологическое обследование работников продовольственной службы; санитар-но-лабораторный контроль питьевой воды, пищевых объектов и сохранившегося про­довольствия, готовой пищи.

Для химических исследований в первую очередь следует использовать базы уце­левших помещений лабораторий ЦГСЭН. В дальнейшем бактериологические иссле­дования воды и смывов с предметов полевых пунктов питания проводятся на базе прибывших полевых медицинских лабораторий.

Как правило, только на вторые-третьи сутки после землетрясения начинают по­ступать материальные средства, выделяемые территориальными службами, федераль­ными органами МЧС России и ВСМК для проведения санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий, дезинфекционные средства и аппаратура, лаборатор­ное имущество, иммунологические препараты, средства индивидуальной защиты и др. В период проведения спасательных работ в зоне землетрясения организуется временный ЦГСЭН или из прибывших санитарно-эпидемических бригад (СЭБ) соз­дается санитарно-эпидемиологический отряд.

Работа санитарно-эпидемиологической службы включает:

• постоянное дежурство санитарного врача и фельдшера на полевых пунктах
питания;

• постоянное дежурство санитарного фельдшера на пункте водоснабжения для
контроля за хлорированием воды в транспорте подвоза;


1.13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов

ммассовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 413

ежедневные обходы мест временного проживания оставшегося населения, лагер­
ных городков спасателей и мест проведения работ с целью выявления лиц, подоз­
рительных в отношении инфекционных заболеваний, для контроля за санитарным
состоянием объектов и проведения санитарно-разъяснительной работы;

• отбор и исследование проб воды с каждого рейса транспорта подвоза, гото­
вой пищи от каждой варки, смывов с предметов полевых продовольственных
пунктов перед каждой раздачей пищи; экспертиза сохранившихся местных
запасов продовольствия;

• проведение дезинфекции и дезинсекции 3 раза в день на продовольственных
пунктах, площадках для обработки погибших, в местах общественного поль­
зования; специальная обработка транспорта для перевозки погибших, спец­
одежды команд по их сбору и транспортировке;

• постоянный контроль за работой помывочных пунктов, проведение телесных
осмотров с целью выявления признаков педикулеза, травм и других заболе­
ваний у спасателей и населения;

• учет численности мышевидных грызунов и проведение двукратной (с интер­
валом в 3 дня) сплошной дератизации зоны ЧС;

• обеспечение населения и спасателей дезинфицирующими растворами и пре­
паратами, емкостями для дезобработки рук, одежды и вещей;

• профилактическое фагированис работников продовольственной службы ди­
зентерийным бактериофагом;

• ежедневный доклад председателю комиссии по ликвидации последствий ЧС о
проделанной работе, санэпидобстановкс и мероприятиях по ее нормализации.

В дальнейшем к этому перечню необходимо добавить проведение дезинфекци-о онных мероприятий в местах проведения работ по расчистке завалов, заключитсль-ннуго дезинфекцию площадок для обработки погибших, холодильных камер и рсфри-жжераторов, выдачу разрешений на перевозку останков и др.

Крайне важно обеспечить СЭБ, прибывающие в очаг в числе первых, портатив-н ной укладкой с оптимальным набором принадлежностей для проведения нсобходи-ммых экспресс-исследований, а также минимумом иммунобиологических препаратов и и дезинфекционных средств.

По эпидемиологическим показаниям целесообразно направлять в очаг специали­зированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), которые могли бы в короткий сверок провести противоэпидемические мероприятия и микробиологические исследо-в.вания, организовать дезинфекционные пункты. СПЭБ должны быть оснащены зара- ввее подготовленными и тщательно подобранными комплектами лабораторного иму-ii-щества, рассчитанного па проведение исследований и работ в полном объеме.

Следует укомплектовать необходимой экипировкой и имуществом направляс- ммые в очаг СЭБ, так как в зоне землетрясения могут быть самые различные метсоро-л логические и климатические условия, а жилищные и бытовые, как правило, только п полевые. Поэтому каждая СЭБ должна быть обеспечена палаткой с походной печыо, с спальными принадлежностями, средствами для освещения, приготовления пищи и в-водоснабжения.

Практика работы санитарно-эпидемиологической службы в очагах ЧС (Арме-н ния, Чернобыль, Нсфтегорск) показала целесообразность формирования санитарно-э:эпидсмиологических отрядов из сохранившегося личного состава местных санэпи-ддучреждений и СЭБ, прибывших для оказания помощи. Такие отряды численностью


414


Глава 13. Организация санитарно-к-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях


13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов

массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами


415



15-20 чел., имеющие в своосм составе профилированные подразделения, лаборатор­ное оборудование и автомоббильную технику, могут эффективно действовать па от­дельных направлениях или i в секторах, руководимые медицинским отделом опера­тивной группы по ликвидации!! последствий ЧС.

Наводнения или катаастрофические затопления на больших территориях тре­буют изменения в тактике деятельности здравоохранения, в том числе и санитарно-эпидемиологической службыы.

Имеют значение преждезе всего масштабы территории затопления и тот факт, что большое количество паселсипия оказывается без крова, без питьевой воды и продук­тов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра и других неблагопри­ятных метеорологических фшакторов.

Организация санитарною-гигиенических и противоэпидемических мероприятий зависит от нанесенного ущеррба на затапливаемой территории, создавшихся социаль­но-бытовых условий и другиэпс факторов жизнеобеспечения населения.

Эффективность организации санитарно-эпидемиологической помощи постра­давшему населению, исполыьзование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы зависят от появленияя на затапливаемой территории четырех зон катастрофи­ческого затопления. В резу/ультате резкого осложнения санитарно-эпидемиологиче­ской обстановки в зонах зат.топления может появиться значительное число санитар­ных и безвозвратных потерь.,.

Для ликвидации медико о-санитарных последствий катастрофических затоплений местные органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы заблаго­временно разрабатывают плаианы медико-санитарного обеспечения населения, прожи­вающего в зонах возможных: наводнений или катастрофических затоплений.

Важное значение вликвиидации медико-санитарных последствий имеет санитарно- эпидемическое состояние зонны бедствия. В зонах катастрофического затопле!!ия могут разрушаться (размываться) скистсмы водоснабжения, канализации, сливных коммуни­каций, банно-прачечных сточ чпых вод, места сбора мусора, нечистот и прочих отбро­сов, которые загрязняют зоны ы затопления и распространяются по течению затапливаю­щей волной. В этих зонах возрастает опасность возникновения и распространения ин­фекционных заболеваний в роезультате скопления населения на ограниченной террито­рии при значительном ухудшаснии материально-бытовых условий жизни.

Во время наводнения попгибает готовый к уборке урожай, заливаются животновод­ческие фермы, пастбища. Все с смешивается в единую массу. Условия для возникнове­ния эпидемий, ранений, гнойнных и анаэробных инфекций оказываются в этот период самыми благоприятными. Вмвесте с тем инфекционные последствия наводнения подчи­няются вполне определенными закономерностям. Вслед за развитием катастрофическо­го затопления одними из перэвых заполняются инфекционные стационары желудочно-кишечного профиля. В массоавом количестве могут поступать больные с традиционны­ми кишечными инфекциями — дизентерией, колиэнтеритами, дисбактериозом, сальмо- неллезом. Вырастает уровень, заболеваемости гепатитом А. Вслед за этим может поя­виться волна зоонозов - лептооспироз, туляремия. Значительно увеличивается количест­во пациентов в хирургическиях клиниках и стационарах. В детских инфекционных ста­ционарах растет нагрузка за сччет больных с мепингококковой инфекцией.

В проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ката­строфического затопления пршинимают участие силы и средства территориальных и ме­стных органов, формированиям ВСМК. Для оказания санитарно-эпидемиологической



помощи привлекаются СЭБ, которые формируются решением территориальных орга­нов здравоохранения и территориальных ЦГСЭН для самостоятельной работы в очаге.

Необходимость одновременного оказания санитарно-эпидемиологической помо­щи разрозненным группам населения на большой территории обусловливает работу указанных бригад небольшими силами на более широком участке, В некоторых слу­чаях, размещаясь на плавсредствах (катерах, моторных лодках), врачи бригад вынуж­дены действовать самостоятельно. Все лица, участвующие в спасении на воде, долж­ны быть обеспечены спасательными средствами (поясами, кругами и т.п.).

Для организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах катаст­рофического затопления также направляются группы эпидемиологической разведки, создаваемые на базе ЦГСЭН разного уровня.

Эвакуируемое население из зоны катастрофического затопления небольшими группами по 10-15 чел. размещается в утепленных помещениях, где организуется ме­дицинское наблюдение и проводится общая экстренная профилактика по существую­щей схеме.

При техногенных ЧС главной опасностью на объекте экономики является влияние одного или совокупности нескольких поражающих факторов на жизнь и здо­ровье людей в момент аварии (выброса, выпуска, сброса) или сразу же после нее.

Санитарно-гигиеническая характеристика потенциально опасных объектов вклю­чает оценку поражающих (ведущих и сопутствующих) факторов аварий и катастроф, действие потенциально опасных веществ, выполнение мер безопасности, оценку усло­вий и риска возникновения аварии, средств и мероприятий по защите людей и т.д.

Для оценки степени опасности техногенных ЧС необходимо учитывать особен­ности очагов поражения при различных типах аварий:

на топливонасыщенном объекте (нефтеперерабатывающие заводы, нефтеба­
зы) - высокая концентрация высвобождающегося энергозапаса и полное раз­
рушение находящихся в зоне аварии объектов, измеряемое в секундах огра­
ниченное время развития аварии, относительно небольшие пространствен­
ные масштабы, возможность образования вторичных поражающих факторов;

• на химически опасных объектах (предприятия химической промышленности,
очистные сооружения, железнодорожный транспорт, целлюлозно-бумажные
предприятия, хлораторные станции сооружений водопровода, холодильники
предприятий пищевой промышленности) - расположение объектов вблизи
крупных населенных пунктов, быстрое поражающее действие токсичного ве­
щества и необходимость применения значительных количеств антидотов под
врачебным контролем и при наличии специального оборудования, продол­
жительность существования очага от нескольких часов до нескольких суток,
зависимость зон возможного загрязнения от метеоусловий;

на радиационпо опасных объектах (атомные электростанции или двигатель­
ные силовые установки, радиохимические производства, исследовательские
и другие реакторы) - поражающие факторы длительного действия, масштабы
аварии имеют региональный и глобальный масштаб, объекты расположены
вблизи городов и крупных населенных пунктов, выбрасывается большое ко­
личество радиоизотопов, загрязняется значительная территория;

• крупные аварии на транспорте (катастрофы на железнодорожном, авиацион­
ном, морском транспорте) - локальный характер, ограниченное время разви­
тия, возникновение пожаров, трудиодоступность очага поражения;


416

Глава 13. Организация санитарно-противоэиидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях

тяжелые происшествия на складах боеприпасов или взрывчатых веществ -
образование мощной ударной волны, разлет обломков, осколков и боеприпа­
сов на значительные расстояния, образование крупных пожаров на значи­
тельных площадях;

• биологические аварии (производство живых вакцин, микробиологические ла­
боратории, хранилища) - длительное время развития аварии, наличие скры­
того периода в проявлении поражений, стойкий характер возникших очагов
заражения и их размытые границы, невозможность идентификации возбуди­
теля (яда, токсина) на месте.

При оценке требуемых и предпринимаемых мер безопасности учитывается:

• наличие лицензии (разрешения) на осуществление видов деятельности, свя­
занных с повышенной опасностью;

• система контроля за безопасностью на промышленном объекте, организация, ос­
нащение, укомплектованность и подготовка служб технического надзора и тех­
ники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;

• характеристика опасных веществ, сведения о взрыво-, пожаробезопасное™,
токсикологические данные, меры защиты и первой медицинской помощи;

• меры по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению
аварийных выбросов опасных веществ, взрывов и пожаров;

• информация об авариях и неполадках, отказе оборудования, ошибочных дей­
ствиях персонала, о внешних воздействиях природного и техногенного ха­
рактера на данном или аналогичных объектах.

Главными направлениями в обеспечении безопасности действующего промыш­ленного производства являются:

• ограничение единовременно находящихся на предприятии пороговых коли­
честв потенциально опасных веществ;

• регламентация объектов и круга лиц, допущ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: