Возникновение эпидемий связано с природными, климатическими, социальными условиями, а также с биологическими ритмами макро- и микроорганизмов. Условно эпидемии можно подразделить на естественные и искусственные. Эпидемии искусственного происхождения чаще всего связаны с аварийными ситуациями в организациях, учреждениях, работающих с биологическими агентами; естественные -зависят от механизма передачи инфекции.
Эффективность противоэпидемических мероприятий и качество оказания медицинской помощи населению в ЧС во многом зависят от состояния готовности всех служб области, города, района к локализации и ликвидации эпидемического очага.
Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты. План противоэпидемической защиты населения составляется ЦГСЭН совместно с органом управления здравоохранением и утверждается органом исполнительной власти местного самоуправления. Решение о введении плана противоэпидемической защиты населения принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК).
|
|
СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти -федеральном, региональном, территориальном и местном. СПК является постоянно действующим органом, и ее решения являются обязательными по подчиненности для соответствующих органов исполнительной власти независимо от их ведомственной принадлежности.
СПК Правительства Российской Федерации является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы при решении задач, направленных на предупреждение (профилактику) массовых инфекционных и нсинфекциоиных заболеваний и отравлений населения и обеспечение санитарио-противоэпидемического благополучия.
Основными задачами СПК Правительства Российской Федерации являются:
• разработка мер по обеспечению реализации государственной политики в об
ласти профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обес
печения санитарно-эпидемиологического благополучия;
• рассмотрение и решение вопросов координации деятельности заинтересован
ных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Рос
сийской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учре
ждений и организаций независимо от их подчиненности и формы собствен
ности, а также должностных лиц и граждан в области профилактики массо
вых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпиде
миологического благополучия, а также вопросов выполнения санитарного за
конодательства Российской Федерации;
|
|
• координация деятельности СПК административных территорий, оказание им
при необходимости практической помощи в выполнении мероприятий, направ
ленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, ликвида
цию массовых заболеваний и отравлений населения и их предупреждение.
Общее руководство мероприятиями в очаге особо опасной инфекции (ООН) осуществляет СПК, создаваемая решением администрации территории (района, города, области или республики). СПК возглавляет Глава администрации или его заместитель, Заместителем председателя СПК назначается главный государственный санитарный врач административной территории. В состав СПК входят представители территориальных органов и учреждений медицинской службы, органов внутренних дел, воинских частей, сельского хозяйства, транспортного сообщения, торговли и др. При СПК создается консультативная группа из высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских институтов.
Согласно Санитарным правилам СП 3.1. 090-96 и Ветеринарным правилам ВП 13.4. 1370-96 СПК выполняет следующие функции:
• осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным
выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООН;
• информация о возникновении эпидемического очага;
• наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического не
благополучия;
• утверждение плана ликвидации эпидемического очага (вспышки) и контроль
за его выполнением;
• ежедневное заслушивание на заседаниях СПК докладов начальника очага и
других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпидеми
ческом очаге;
• подготовка и представление в вышестоящие организации донесений;
400 |
Глава 13. Организация саиитарно-противоэпидемнческого обеспечения в чрезвычайных ситуациях
• привлечение сил и средств (медицинских и других работников, помещений,
транспорта, имущества) и распределение их по предназначению;
• снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершении противо
эпидемических мероприятий и объявление о ликвидации эпидемического очага.
Для работы в очаге решением СПК назначается начальник очага - опытный специалист противочумного учреждения или ЦГСЭН. При начальнике очага создается противоэпидемический штаб и назначается начальник штаба. При штабе создаются группы: консультативная, санитарно-эпидемиологическая, лабораторная, госпитальная, медицинского наблюдения за населением, дезинфекционная, зоопаразитологиче-ская, карантинная, ветеринарная, административно-хозяйственная и др. Количество групп и специалистов в них определяется конкретной обстановкой и обусловливается объемом работ, зависящим от размера вспышки.
Начальник штаба контролирует выполнение решений штаба и распоряжений начальника очага. Штаб передает ежедневную оперативную информацию в Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, руководителю административной территории, в руководящие органы здравоохранения территории и в территориальное противочумное учреждение. Заседания штаба протоколируются. В штабе организуется круглосуточное дежурство и ведется книга приказов, в которой устанавливается строгий учет всех прибывших медицинских и других работников, назначение на работу и убытие из очага. При единичных случаях особо опасных инфекций (чумы, холеры, сибирской язвы, мелиоидоза, туляремии, вирусных геморрагических лихорадок Ласса, Марбург и Эбола), зарегистрированных в малонаселенных и отдаленных местах, все мероприятия могут проводиться группой специалистов по особо опасным инфекциям и сотрудниками противочумных учреждений.
|
|
Консультативная группа, сформированная из квалифицированных специалистов различного профиля, решает наиболее сложные вопросы по организации противоэпидемических мероприятий, диагностике и лечению больных особо опасными инфекциями, организации режимно-ограничительных мероприятий.
Санитарно-эпидемиологическая группа осуществляет организацию и проведение эпидемиологического обследования, организует развертывание обсервационных и провизорных госпиталей, изоляцию контактировавших, контролирует захоронение трупов, курирует вопросы эпизоотологического обследования.
Госпитальная группа решает вопросы развертывания холерного, чумного и других госпиталей, организации и лечения больных, наблюдения за подозрительными на возможные заболевания особо опасными инфекциями в изоляторах, провизорных госпиталях (отделениях), а также функционирования патологоанатомической службы.
Группа медицинского наблюдения за населением организует и проводит активное выявление остролихорадящих больных (при подворных обходах с помощью врачебно-сестринских и других медицинских бригад), выявляет наличие падежа синантропных грызунов, наличие блох в жилье человека, ведет санитарно-разъяснительную работу.
Лабораторная группа, работающая в очаге, ведет исследование материалов, поступающих из госпиталей, изоляторов, от зоопаразитологических групп.
Дезинфекционная группа организует и обеспечивает проведение санитарной обработки с камерной дезинфекцией одежды и белья, текущей и заключительной дезинфекции в очагах, госпиталях и изоляторах, дератизацию и дезинсекцию на энзо-отичных территориях.
13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов
массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 401
|
|
Зоопаразитологическая группа проводит эпизоотологическое обследование территории, производит отбор проб на лабораторные исследования, разбор и подготовку полевого материала для лабораторных исследований.
Ветеринарная группа обеспечивает наблюдение за сельскохозяйственными и домашними животными.
Руководители групп являются членами противоэпидемического штаба и ежедневно представляют письменную информацию об объеме выполненных мероприятий. Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с инструктивно-методическими документами Минздрава и Минсельхозпрода России.
Штаб прекращает свою работу по решению СПК. Отчет о проведенных мероприятиях в эпидемическом очаге направляется начальником очага в Департамент Госсанэпиднадзора России, Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», региональный противочумный институт.
Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсервации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.
При наложении карантина на крупные административные и промышленные центры в границы карантина включаются как территория самого города, так и непосредственно прилегающие к нему населенные пункты, связанные с ним местным транспортом, общей системой снабжения и торговли, а также производственной деятельностью.
В условиях проведения эвакуации и рассредоточения из карантинизированных городов границы карантина расширяются с включением населенных пунктов, где размещается эвакуируемое население.
Административная территория, на которой находится очаг заражения и населенные пункты, карантинизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпидемических очагов, объявляется зоной карантина.
Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкретной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин и обсервация снимаются распоряжением председателя СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее чем до истечения двух сроков инкубационного периода данного заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в очаге заболевания.
В эпидемическом очаге одним из мероприятий противоэпидемического режима является максимальное разобщение населения. Следует отметить, что в очаге недопустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях. Учитывая это, вся медицинская помощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.
В районах сохраняется участковый принцип курации, однако, в связи с резким увеличением объема работы, участки делятся на микроучастки. На каждом микроучастке выделяются помещения для размещения в них кабинетов общемедицинской сети. При выделении указанных помещений необходимо предусмотреть поточность прохождения обращающихся за медицинской помощью, а также возможность изоляции больных или подозрительных на заболевание лиц.
Работа на микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе врача, двух медицинских сестер и двух дезинфекторов, а также нескольких человек-активистов (уполномоченных) от местного населения. Общее количество населения, проживающего на микроучастке, обслуживаемом одной бригадой, не должно пре-14 Зак. 186
Глава 13. Организации
402 ^ сшштарпо-протиноэпиделшческого обеспечения в чрезвычайных ситуациях
вышать 2 тыс. чел. Для проведения поквартирных обходов к бригаде может приписываться автотранспорт. Кроме непосредственно лечебных мероприятий и активного выявления больных, члены бригады проводят санитарно-разъяснительную работу по правилам поведения населения в эпидемическом очаге. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады постоянно проводится в условиях острого противоэпидемического режима. В зависимости от особенностей микроорганизмов, явившихся причиной ЧС, применяется соответствующий тип защитной одежды. Комплекты защитной одежды, подобранные по размерам и ростам, хранятся в лечебно-профилактических учреждениях.
Каждая бригада составляет поквартирпые списки населения, проживающего на данной территории, включая приезжих. Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими проживающими). Результаты термометрии заносятся в специальный журнал, В случае обнаружения больного немедленно информируется руководитель бригады. В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции. Пациенты с повышенной температурой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характерными для данного заболевания, - в инфекционный стационар.
В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму, в которую вносятся следующие данные:
• общее количество жителей на территории микроучастка;
• количество лиц, охваченных термометрией;
• число выявленных лиц с повышенной температурой неясной этиологии;
• количество выявленных больных с характерными для данной нозологиче
ской формы симптомами;
• количество госпитализированных больных;
• количество больных, оставленных на дому (указать причины);
• сведения о санитарно-просветительной работе, в том числе количество рас
пространенных листовок, проведенных бесед, слушателей.
В случае проведения экстренной профилактики, кроме перечисленных, представляются также данные о количестве людей, получивших препараты.
Руководитель бригады обобщает полученные сведения и в тот же день передаст их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района. Здесь полученные данные анализируются в масштабах района и далее в виде донесения направляются в штаб очага и в СПК.
В медико-санитарных частях и медицинских пунктах промышленных предприятий и учреждений, находящихся в очаге, медицинские работники свою деятельность переносят в цеха и отделы с целью избежания контакта лиц, обращающихся за медицинской помощью. При этом силами медицинских постов и санитарного актива проводится активное выявление больных, а также термометрия рабочих и служащих не реже двух раз в смену.
Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санитарную обработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят на «казарменное» положение.
Следует отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи инфекционным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим.
13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов
массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 403
Мероприятия по его соблюдению входят в план противоэпидемической защиты и обязательны для выполнения всеми службами. Строгий противоэпидемический режим работы учреждений здравоохранения предусматривает проведение соответствующих мероприятий, направленных на три звена эпидемиологического процесса, в том числе на источник инфекции, пути и факторы передачи заразного начала и восприимчивое население. Строгое выполнение мероприятий противоэпидемического режима позволяет в более короткие сроки локализовать и ликвидировать эпидемический очаг, сократить количество инфицированных, уменьшить тяжесть их заболевания и летальность.
13.5.2. Организация проведения карантинных
и обсервационных мероприятий в чрезвычайной эпидемической ситуации
Чрезвычайная эпидемическая ситуация - прогрессирующее нараста
ние численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводя
щее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории,
возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни
и увеличению числа неблагоприятных исходов._________________________
Как было сказано выше, карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с нарастанием числа заболевших в короткий срок.
При введении карантина предусматривается:
• полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунк
тов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);
• строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из
зоны карантина;
• запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и ос
тановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и
водного транспорта;
• создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц, нахо
дившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;
• раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в
специально выделенное лечебное учреждение;
• ограничение общения между отдельными группами населения;
• установление противоэпидемического режима для населения, работы город
ского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объ
ектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической об
становки, обеспечивающего их бесперебойную работу;
• обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требова
ний противоэпидемического режима;
• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреж
дений, находящихся в очаге;
• проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, вы
пускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;
• перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологи
ческий режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;
14*
404
• проведение экстренной и специфической профилактики;
• контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерст
вами и ведомствами установленных правил карантина;
• проведение санитарно-разъяснителыюй работы.
Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации предусматривается;
• ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта че
рез обсервируемую территорию;
• ограничение передвижения и перемещения населения;
• проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;
• активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;
• проведение санитарной обработки пораженного населения;
• проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;
• усиление ветеринарпо-бактериологического контроля за зараженностью
сельскохозяйственных животных и продукцией животноводства;
• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.
Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет целью обеспечить се изоляцию и исключить вынос инфекции за се пределы. Она осуществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделениями Минобороны России путем выставления постов охраны по периметру очага заражения, на основных путях движения людей и транспорта и круглосуточного патрулирования между постами охраны, осуществления строгого контроля за передвижением населения между отдельными карантинизированными населенными пунктами, установления ограничительных знаков, указателей и выставления постов па проселочных дорогах, тропинках и т.д.
Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения - контрольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контроль-ные пункты (СКП).
СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора. КПП развертывается в населенных пунктах на магистральных путях сообщения - шоссейных, железнодорожных, водных - в районах их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах. КПП на железных дорогах, в аэропортах, в морских портах развертываются по решению территориальных штабов по делам ГОЧС и соответствующих министерств ведомственными службами.
Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установленного в соответствии с противоэпидемическим требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы (оборудование, технику, сырье, товары и продовольствие) при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается при наличии у них документа о прохождении обсервации.
Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятственно при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.
В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы медицины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, посто-
13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов
массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 405
янно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установления карантина.
На санитарно-контрольный пункт возлагается:
• проверка удостоверений о прохождении обсервации у лиц, выбывающих из
зоны карантина;
• проверка документов о проведении вакцинации (при необходимости) у лиц,
прибывающих в зону карантина; в отдельных случаях выдача средств экс
тренной профилактики прибывающим в зону карантина;
• медицинское наблюдение за лицами, сопровождающими грузы, транспорт
ными бригадами, за населением и работающими сменами при следовании че
рез СКП к месту рассредоточения и работы;
• контроль за санитарным состоянием аэропортов, железнодорожных, морских
и речных вокзалов;
• медицинское наблюдение за личным составом КПП в зоне его действия;
• выявление инфекционных больных среди лиц, выезжающих из зоны каран
тина и въезжающих в нее, и их изоляция.
Для вывоза грузов из карантинной зоны используется продезинфицированный транспорт и транспорт, на котором доставлялись грузы в карантинную зону, после соответствующей его обработки.
Контроль за соблюдением санитарных требований к грузам, багажу, товарам и почтовым отправлениям, вывозимым из карантинной зоны, обеспечивается соответствующими ведомствами.
Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командированные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются специальные обсерваторы, где за обсервируемыми осуществляется медицинское наблюдение в течение срока, равного инкубационному периоду инфекционного заболевания. При холере обсервирусмые обследуются на вибриононосительство.
Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохранения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитий, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, вокзалов, портовых сооружений. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществляется специально выделенными для этих целей медицинскими работниками за счет территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения; питание организуется за счет обсервируемых и средств администрации.
Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунального хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.
Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ведомств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.
Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обссрвируемыс по возможности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускается. Перед помещением в обсерватор обсервируемые проходят медицинский осмотр. В обсерватор помещаются только заведомо здоровые люди.
По окончании обсервации обсервируемые доставляются организованно в аэропорт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства.
406
Глава 13. Организация санитарно-пропшвоопиделшческого обеспечения и чрезвычайных ситуациях
13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов
массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами
407
При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервирусмых срок их обсервации соответственно удлиняется. В обсерваторе после госпитализации больного производится заключительная дезинфекция с полной санитарной обработкой обсерви-руемых и обслуживающего персонала, находившегося в контакте с больными.
Продукты питания и промышленные товары первой необходимости для каран-тинизированного населения ввозятся в карантинную зону в соответствии с планами поставок или по требованию начальника ГО соответствующего региона.
Грузы, предназначенные для объектов экономики, доставляются к месту назначения на объект, а для населения - па станции разгрузки.
Лица, доставляющие грузы, при контакте с больными или при нарушении установленных правил подлежат обсервации в карантинной зоне. Лица, сопровождающие грузы, после убытия из карантинной зоны подвергаются медицинскому наблюдению в пути следования и по месту жительства.
На станциях разгрузки оборудуются помещения (изоляторы) для размещения лиц, сопровождающих грузы; санитарные пропускники для проведения полной санитарной обработки лиц, сопровождающих грузы перед убытием из карантинной зоны; площадка для обеззараживания транспорта.
Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверждающие документы о проведении вакцинации (при необходимости), средства экстренной профилактики, индивидуальные средства защиты.
Руководитель СПК по рекомендации заместителя председателя в соответствии со сложившейся обстановкой устанавливает правила поведения населения в очаге, режим работы транспорта и объектов народного хозяйства.
Ограничение общения между отдельными группами населения достигается запрещением свободного (без специальных пропусков) передвижения населения и транспорта между и внутри карантинизировапных населенных пунктов в зоне ЧС, запрещением массовых мероприятий (митингов, собраний), закрытием рынков, организацией обеспечения населения продуктами питания, доброкачественной питьевой водой и промышленными товарами первой необходимости, организацией перевозок формирований, работающих по спасению пораженного населения.
Карантинизированнос население обязано строго выполнять установленные правила карантина, которые предусматривают своевременное извещение о появлении в коллективе или семье заболевших лиц и соблюдение мер предосторожности при общении с ними, недопущение неорганизованного передвижения в карантинной зоне, соблюдение установленного порядка выезда и вывоза имущества из карантинной зоны и строгое выполнение правил личной гигиены.
В зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки указанные правила поведения населения в карантинной зоне могут уточняться и дополняться.
На объектах экономики, продолжающих работу в условиях карантина, вводится противоэпидемический режим работы, предусматривающий:
• своевременное выявление среди рабочих и служащих инфекционных боль
ных, их немедленную изоляцию и установление наблюдения за лицами, на
ходившимися в контакте с больными;
• проведение мероприятий по обеззараживанию внешней среды в производст
венных (служебных) помещениях;
• обеспечение своевременного проведения среди рабочих и служащих профи
лактических мероприятий (экстренная и специфическая профилактика и дру
гие мероприятия);
• выполнение рабочими и служащими установленных санитарно-гигиениче
ских и режимных правил;
• для объектов, производящих продукты питания, - перевод на новый техноло
гический режим выпуска продукции, обеспечивающий безвредность продук
ции в условиях ЧС.
Работа предприятий общественного питания и торговли по обеспечению каран-тинизированного населения продуктами питания осуществляется при строгом соблюдении санитарно-гигиенических, противоэпидемических и режимных требований.
Лечебно-профилактические и противоэпидемические учреждения, формирования, занятые ликвидацией санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, переводятся на строгий противоэпидемический режим работы, включающий перестройку работы в условиях противоэпидемического режима и обсервации, казарменное размещение личного состава формирования, использование индивидуальных средств защиты, применение средств экстренной профилактики, проведение текущей дезинфекции в учреждениях (поликлиниках, изоляторах, стационарах и др.).
В эпидемических очагах обеззараживание проводится в лечебных учреждениях, на транспорте, объектах экономики, продолжающих работу в очаге, местах сбора населения для эвакуации и других местах пребывания пострадавшего населения и спасателей различных формирований.
Обеззараживание транспортных средств осуществляется на организуемых площадках и моечных станциях; одежды, обуви и мягкого инвентаря - на площадках обеззараживания одежды, с использованием передвижных дезинфекционно-душевых установок.
Санитарная обработка населения, рабочих и служащих объектов, не прекращающих работу в зоне ЧС и эпидемическом очаге, осуществляется в сохранившихся стационарных или временных обмывочных пунктах, развертываемых на базе санитарных пропускников, бань, душевых установок.
Контактным лицам до установления диагноза заболевания ООН проводится общая экстренная профилактика антибиотиками широкого спектра действия или комплексами антибиотиков.
Специфическая профилактика (вакцинопрофилактика) в карантинной зоне проводится по эпидемическим показаниям. В первую очередь прививки проводятся лицам группы риска и лицам, имеющим контакт с инфекционными больными или бактерионосителями, а также личному составу формирований и служб, занятых ликвидацией последствий ЧС.
Активное раннее выявление инфекционных больных или подозрительных на заболевания обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпидемическом очаге, организации измерения температуры тела и медицинского осмотра. Данные мероприятия проводят врачебно-сестринские и сестринские бригады.
Изоляция и госпитализация выявленных больных организуется медицинскими формированиями, работающими в эпидемическом очаге. После госпитализации инфекционных больных дезинфекционными бригадами проводится заключительная дезинфекция.
Для изоляции и лечения инфекционных больных в карантинной зоне развертываются инфекционные стационары (инфекционные подвижные госпитали, провизорные и обсервационные госпитали, холерные и противочумные госпитали).
При развертывании инфекционных стационаров для больных особо опасными инфекционными заболеваниями предусматриваются: зона строгого режима (заразная половина), где развертываются приемно-сортировочное, лечебно-диагностическое, лечебное, лабораторное отделения; морг, изолятор для медицинских работников и
408 стштарно-пропчкюэпидемическпго обеспечения в чрезвычайных ситуациях
обсервационная зона (чистая половина), где развертываются аптека, кухня-столовая, общежитие для сотрудников, штаб и хозяйственные подразделения. Между этими зонами развертываются санитарный пропускник и передаточные пункты.
Для централизованного обеспечения отделений дезинфицирующими растворами при аптеке развертывается пункт приготовления дезрастворов.
Личный состав стационара в зоне строгого режима до установления диагноза работает только в средствах защиты (противочумные костюмы, «Кварц» и др.) и после окончания работы проходит полную санитарную обработку.
Ответственность за строгое выполнение сотрудниками требований противоэпидемического режима при работе с инфекционными больными возлагается на заведующих отделениями.
13.5.3. Противоэпидемические мероприятия при работе
больницы в чрезвычайных эпидемических ситуациях
При выявлении больных с инфекционной патологией в общем потоке поступающих на лечение в больницу или при информации об инфекционных больных среди пострадавших больница должна быть переведена на работу в противоэпидемическом режиме. При этом необходимо установить диагноз инфекционного заболевания, степень опасности, количество заболевших.
В развитии событий чрезвычайной эпидемической ситуации возможны два варианта.
1. В приемном отделении выявляют больного опасной или особо опасной ин
фекцией. В силу этого для других поступающих неинфекционных больных
развертывают новое приемное отделение, а инфекционного больного отправ
ляют в инфекционную больницу или в специализированное инфекционное
отделение, контактировавших с ним (кроме инфекций, не передающихся от
человека: туляремия, бруцеллез, ботулизм, лептоспироз и др.) в провизорный
госпиталь или провизорное отделение данной больницы; если отсутствует
возможность госпитализации больного в инфекционную больницу или спе
циализированное инфекционное отделение больницы, срочно проводят перс-
профилирование соматического отделения больницы в инфекционное со
гласно заранее утвержденному плану.
2. Выявленные па этапе медицинской эвакуации инфекционные больные из
числа пораженного населения направляются в приемное отделение больни
цы, подготовленное для приема только инфекционных больных; лица, кон
тактировавшие с больными опасными и особо опасными инфекциями (кроме
инфекций, не передающихся от человека), направляются в провизорные гос
питали или в перепрофилированные отделения лечебных учреждений.
Больных ООН в стационар перевозит бригада эвакуаторов на специально выделенном автотранспорте. В состав бригады включают врача или среднего медицинского работника, двух санитаров и шофера, знакомых с требованиями режима.
После доставки больного в стационар транспорт и предметы, использованные при транспортировке, обеззараживают на специально оборудованной площадке силами бригады эвакуаторов. По окончании каждого рейса персонал, сопровождавший больного, обязан пройти санитарную обработку с заменой средств индивидуальной защиты. Использованные средства индивидуальной защиты подлежат дезинфекции.
При работе больницы в зоне ЧС в случае выявления среди пораженных больного особо опасным или опасным инфекционным заболеванием дежурный врач обязан:
доложить об обстановке главному врачу больницы; оповестить персонал больницы и отдать распоряжение о переводе приемного отделения больницы в противоэпидемический режим работы.
Противоэпидемический режим работы в случаях выявления среди пораженного населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с быстрым нарастанием числа заболевших включает карантин.
Для оцепления очага выставляют внутренние и наружные посты. Внутреннюю охрану обеспечивают органы внутренних дел. Наружное оцепление по границам карантинной зоны осуществляют войска МВД или Минобороны России.
После выявления инфекционного больного в приемном отделении прекращается сортировка поступающих больных. В приемном отделении оказывают экстренную помощь, берут материал для лабораторных исследований, проводят санитарную обработку, переодевают больного, готовят одежду больного к отправке в дезинфекционную камеру, начинают специфическое лечение и составляют документацию на поступившего больного. Приемное отделение оборудуют в соответствии с необходимостью проведения текущей и заключительной дезинфекции.
Больных, подлежащих провизорной госпитализации, размещают индивидуально или небольшими группами в соответствии со сроками поступления и клиническими формами, а также по тяжести заболевания. Устройство, порядок и режим работы провизорного госпиталя (отделения) устанавливаются такие же, как и в больнице, работающей в строгом противоэпидемическом режиме. При подтверждении в провизорном госпитале (отделении) у больных предполагаемого диагноза их переводят в соответствующие отделения специализированного инфекционного госпиталя.
Снятие карантина или обсервации в зависимости от конкретной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. При этом составляется акт и выносится решение местной администрации.
13.5.4. Перепрофилирование учреждений здравоохранения для массового приема инфекционных больных
В ЧС, вызванных бактериологическими (биологическими) агентами, в том числе при крупных эпидемических вспышках инфекционных заболеваний, возникает необходимость одномоментной госпитализации большого количества заболевших. При этом, в силу особенностей эпидемического процесса, количество больных, особенно в первую педелю, резко нарастает, что требует значительного увеличения коечного фонда. Наиболее распространенным мероприятием, проводимым здравоохранением в таких случаях, наряду с использованием территориальных инфекционных больниц, является перепрофилирование соматических стационаров в инфекционные. Это мероприятие должно быть положено в основу планов противобактериологической защиты населения. Перечень соматических стационаров или отделений, которые в ЧС планируется использовать в качестве инфекционных, утверждается решением органов управления здравоохранением и доводится до сведения руководителей лечебных учреждений соответствующими планами-заданиями.
На этапе подготовки здравоохранения к работе в ЧС, связанных с эпидемиями, необходимо предусмотреть подбор помещений для развертывания в них временных инфекционных стационаров и обсерваторов, в том числе детских отделений. Выделение помещений осуществляет администрация города (района).
Глава 13. Организации
410 санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
Временные инфекционные стационары и обсерваторы приписываются к лечебным учреждениям, откуда производится обеспечение имуществом, оборудованием, медикаментами и выделение медицинских кадров.
Помещения инфекционного стационара, в том числе временного, подразделяются на две основные зоны: зону строгого режима и зону ограничения. В зоне ограничения размещаются административно-управленческие и хозяйственные службы, аптека, пищеблок, прачечная, общежитие для персонала, помещение для дежурного персонала, туалетные комнаты, «чистая» половина санитарио-противоэпидемического пропускника с помещениями для переодевания персонала и управления дезкамерным блоком.
В зоне строгого противоэпидемического режима размещаются приемно-сортиро- вочное отделение, стационар для больных с установленным диагнозом, провизорным отделением, лаборатории (бактериологическая и клиническая), патолого-анатомиче- ское отделение и «грязная» половина санитарно-противоэпидемического пропускника. Между зонами организуется специальный шлюз или передаточное окно с системой блокировки дверей во избежание одновременного их открытия с двух сторон и перетока воздуха. Должны быть емкости с дезинфицирующими средствами для обработки принадлежностей, помещений лечебных отделений, посуды и др. Для обработки воздуха необходимо предусмотреть оборудование указанного шлюза бактерицидными лампами.
При перепрофилировании соматических больниц или других учреждений под инфекционные стационары особое внимание необходимо уделять организации воздушных потоков. При этом поток воздуха должен быть направлен в сторону инфицированных помещений, что может быть обеспечено конструктивными изменениями в соответствующих вентиляционных системах или, как временной мерой, герметизацией (заклеиванием) приточных отверстий на «чистой» половине и вытяжных - на «грязной». Окна и двери должны быть также максимально герметизированы, открывающиеся двери, створки или фрамуги должны плотно прилегать к коробкам. В случае необходимости дополнительного проветривания как вынужденная мера при отдельных инфекциях допускается открывание фрамуг при установке на них мелкоячеистой сетки.
В палатах создаются условия для обеспечения больных предметами индивидуального пользования, а также для качественного проведения текущей дезинфекции.
Противоэпидемический режим в инфекционном стационаре должен быть организован таким образом, чтобы предотвратить заражение персонала, распространение внутрибольничной инфекции, распространение патогенных микроорганизмов внутри стационара или вынос инфекции за его пределы.
Организация противоэпидемического режима, включая организацию охраны территории, возлагается на главного врача инфекционного стационара (обсерватора), а контроль за его выполнением - на санитарно-эпидемиологическую службу.
В целях сокращения времени на перепрофилирование соматических больниц или приспособление выделяемых помещений под инфекционные стационары необходимо соблюдать очередность проведения работ. В первую очередь проводятся мероприятия по подготовке помещений для развертывания в них основных подразделений: приемпо-сортировочного отделения, лабораторий (клинической и бактериологической), палат для больных, санитарно-противоэпидсмичсского пропускника, аптеки. Во вторую очередь развертываются вспомогательные подразделения: пищеблок, складские помещения, общежитие для персонала.
13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов
массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 411
При строгом выполнении изложенных выше правил и принципов организации работ по перепрофилированию соматических больниц или других помещений для размещения в них инфекционных стационаров или обсерваторов, а также соответствующей квалификации закрепленного за ними персонала удается в короткие сроки выполнить необходимый объем приспособительных работ и в последующем обеспечить выполнение противоэпидемического режима в полном объеме.
13.5.5. Организация санитарно-нротивоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций
Землетрясении относятся к самым опасным природным бедствиям.
С санитарно-гигиенических позиций огромную значимость имеет разрушение водоводов, канализационных коллекторов и других коммуникаций, так как это, с одной стороны, вызывает загрязнение значительной части территории возбудителями различных инфекций, токсичными и иными веществами, а с другой - затрудняет проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. В нарушениях, связанных с очисткой районов от твердых и жидких отходов, преобладают недостатки организационного порядка, обусловленные неэффективным управлением соответствующими работами. В период изоляции и в первые дни спасения вывоз бытового мусора, разрушенных конструкций, трупов животных не проводится или осуществляется стихийно. Как правило, отходы и мусор сдвигаются на свободные участки территории вдоль дорог, то есть в места, не согласованные с коммунальными службами и учреждениями (формированиями) санитарно-эпидемиологической службы.
Землетрясения приводят к загрязнению водоисточников, поэтому разведка водоисточников, защита запасов питьевой воды и контроль за се качеством приобретают особую актуальность.
Разрушения жилых и производственных зданий, миграция большого числа пострадавших и спасателей обостряют проблему обеспечения доброкачественными продуктами и готовой пищей, в силу чего требуется лабораторно-гигиснический контроль за организацией питания.
При наличии природных очагов чумы, туляремии и других инфекций приобретают актуальность изменения в поведении некоторых биологических видов, являющихся резервуаром указанных заболеваний, - крыс, мышей и других животных, что требует принятия быстрых истребительных и противоэпизоотических мер.
При землетрясениях разрушается значительное количество медицинских учреждений, что резко осложняет проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в фазе изоляции и при начале спасательных работ до прибытия формирований извне.
В зоне землетрясения в первую очередь возникают следующие санитарно-эпидемиологические последствия:
• одномоментное разрушение водоводов, коллекторов и других коммуникации,
появление большого числа погибших, пораженных и оставшихся без крова;
• микробное загрязнение местности, водоисточников, почвы, отсутствие мест
временного размещения пострадавшего населения;
• передвижения значительных контингентов населения, спасателей и строите
лей, что затрудняет поддержание санитарно-противоэпидемического режима
в местах проживания или временного размещения людей и на путях эвакуа
ции пораженных;
Глава 13. Организация
412 санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
• позднее выявление инфекционных больных, затруднения со своевременной
изоляцией и лечением, а также защитой пораженных и населения от контакта
с инфицированными больными и животными в первые дни проведения спа
сательных мероприятий;
• при выходе из строя санитарно-эпидемиологических учреждений появляется
необходимость проведения всех санитарно-гигиенических мероприятий сила
ми прибывающих специализированных формирований, в том числе организа
ции контроля за сбором погибших людей и животных и их захоронением.
В первые дни после катастрофы отмечается дезорганизованность в работе хозяйственных органов, ответственных за материально-бытовое и коммунальное обеспечение населения и спасателей. Поэтому в первые дни работы во избежание критических ситуаций санитарно-эпидемиологическая служба вынуждена брать на себя ряд хозяйственных функций: доставку и установку умывальников на полевых пунктах питания и в лагерных городках спасателей, участие в развертывании и оборудовании полевых пунктов питания, оборудование площадок для обработки погибших, обеззараживание воды в транспорте подвоза и емкостях для хранения запасов питьевой воды.
Одновременно в очаге необходимо проводить специальные санитарно-противо-эпидемическис мероприятия: санитарную разведку ближайших водоисточников, пригодных для питьевого (с целью сокращения плеча завоза питьевой воды) и технического водоснабжения (обеспечение помывочных пунктов, площадок для обработки погибших, обеспыливания проездов и площадок); контроль за качеством воды, порядком ее транспортировки и раздачи; контроль за соблюдением санитарных правил приготовления и раздачи пищи на полевых пунктах питания и их содержанием, за санитарным состоянием лагерных городков спасателей, продовольственных объектов, общественных умывальников и туалетов, за помывкой населения и спасателей. Необходимы тотальная дезинфекция всех мест общественного пользования, объектов спасательных и рекультивационных работ согласно специально разработанному плану; бактериологическое обследование работников продовольственной службы; санитар-но-лабораторный контроль питьевой воды, пищевых объектов и сохранившегося продовольствия, готовой пищи.
Для химических исследований в первую очередь следует использовать базы уцелевших помещений лабораторий ЦГСЭН. В дальнейшем бактериологические исследования воды и смывов с предметов полевых пунктов питания проводятся на базе прибывших полевых медицинских лабораторий.
Как правило, только на вторые-третьи сутки после землетрясения начинают поступать материальные средства, выделяемые территориальными службами, федеральными органами МЧС России и ВСМК для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, дезинфекционные средства и аппаратура, лабораторное имущество, иммунологические препараты, средства индивидуальной защиты и др. В период проведения спасательных работ в зоне землетрясения организуется временный ЦГСЭН или из прибывших санитарно-эпидемических бригад (СЭБ) создается санитарно-эпидемиологический отряд.
Работа санитарно-эпидемиологической службы включает:
• постоянное дежурство санитарного врача и фельдшера на полевых пунктах
питания;
• постоянное дежурство санитарного фельдшера на пункте водоснабжения для
контроля за хлорированием воды в транспорте подвоза;
1.13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов
ммассовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами 413
• ежедневные обходы мест временного проживания оставшегося населения, лагер
ных городков спасателей и мест проведения работ с целью выявления лиц, подоз
рительных в отношении инфекционных заболеваний, для контроля за санитарным
состоянием объектов и проведения санитарно-разъяснительной работы;
• отбор и исследование проб воды с каждого рейса транспорта подвоза, гото
вой пищи от каждой варки, смывов с предметов полевых продовольственных
пунктов перед каждой раздачей пищи; экспертиза сохранившихся местных
запасов продовольствия;
• проведение дезинфекции и дезинсекции 3 раза в день на продовольственных
пунктах, площадках для обработки погибших, в местах общественного поль
зования; специальная обработка транспорта для перевозки погибших, спец
одежды команд по их сбору и транспортировке;
• постоянный контроль за работой помывочных пунктов, проведение телесных
осмотров с целью выявления признаков педикулеза, травм и других заболе
ваний у спасателей и населения;
• учет численности мышевидных грызунов и проведение двукратной (с интер
валом в 3 дня) сплошной дератизации зоны ЧС;
• обеспечение населения и спасателей дезинфицирующими растворами и пре
паратами, емкостями для дезобработки рук, одежды и вещей;
• профилактическое фагированис работников продовольственной службы ди
зентерийным бактериофагом;
• ежедневный доклад председателю комиссии по ликвидации последствий ЧС о
проделанной работе, санэпидобстановкс и мероприятиях по ее нормализации.
В дальнейшем к этому перечню необходимо добавить проведение дезинфекци-о онных мероприятий в местах проведения работ по расчистке завалов, заключитсль-ннуго дезинфекцию площадок для обработки погибших, холодильных камер и рсфри-жжераторов, выдачу разрешений на перевозку останков и др.
Крайне важно обеспечить СЭБ, прибывающие в очаг в числе первых, портатив-н ной укладкой с оптимальным набором принадлежностей для проведения нсобходи-ммых экспресс-исследований, а также минимумом иммунобиологических препаратов и и дезинфекционных средств.
По эпидемиологическим показаниям целесообразно направлять в очаг специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), которые могли бы в короткий сверок провести противоэпидемические мероприятия и микробиологические исследо-в.вания, организовать дезинфекционные пункты. СПЭБ должны быть оснащены зара- ввее подготовленными и тщательно подобранными комплектами лабораторного иму-ii-щества, рассчитанного па проведение исследований и работ в полном объеме.
Следует укомплектовать необходимой экипировкой и имуществом направляс- ммые в очаг СЭБ, так как в зоне землетрясения могут быть самые различные метсоро-л логические и климатические условия, а жилищные и бытовые, как правило, только п полевые. Поэтому каждая СЭБ должна быть обеспечена палаткой с походной печыо, с спальными принадлежностями, средствами для освещения, приготовления пищи и в-водоснабжения.
Практика работы санитарно-эпидемиологической службы в очагах ЧС (Арме-н ния, Чернобыль, Нсфтегорск) показала целесообразность формирования санитарно-э:эпидсмиологических отрядов из сохранившегося личного состава местных санэпи-ддучреждений и СЭБ, прибывших для оказания помощи. Такие отряды численностью
414
Глава 13. Организация санитарно-к-противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов
массовых инфекционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами
415
15-20 чел., имеющие в своосм составе профилированные подразделения, лабораторное оборудование и автомоббильную технику, могут эффективно действовать па отдельных направлениях или i в секторах, руководимые медицинским отделом оперативной группы по ликвидации!! последствий ЧС.
Наводнения или катаастрофические затопления на больших территориях требуют изменения в тактике деятельности здравоохранения, в том числе и санитарно-эпидемиологической службыы.
Имеют значение преждезе всего масштабы территории затопления и тот факт, что большое количество паселсипия оказывается без крова, без питьевой воды и продуктов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра и других неблагоприятных метеорологических фшакторов.
Организация санитарною-гигиенических и противоэпидемических мероприятий зависит от нанесенного ущеррба на затапливаемой территории, создавшихся социально-бытовых условий и другиэпс факторов жизнеобеспечения населения.
Эффективность организации санитарно-эпидемиологической помощи пострадавшему населению, исполыьзование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы зависят от появленияя на затапливаемой территории четырех зон катастрофического затопления. В резу/ультате резкого осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки в зонах зат.топления может появиться значительное число санитарных и безвозвратных потерь.,.
Для ликвидации медико о-санитарных последствий катастрофических затоплений местные органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы заблаговременно разрабатывают плаианы медико-санитарного обеспечения населения, проживающего в зонах возможных: наводнений или катастрофических затоплений.
Важное значение вликвиидации медико-санитарных последствий имеет санитарно- эпидемическое состояние зонны бедствия. В зонах катастрофического затопле!!ия могут разрушаться (размываться) скистсмы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, банно-прачечных сточ чпых вод, места сбора мусора, нечистот и прочих отбросов, которые загрязняют зоны ы затопления и распространяются по течению затапливающей волной. В этих зонах возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний в роезультате скопления населения на ограниченной территории при значительном ухудшаснии материально-бытовых условий жизни.
Во время наводнения попгибает готовый к уборке урожай, заливаются животноводческие фермы, пастбища. Все с смешивается в единую массу. Условия для возникновения эпидемий, ранений, гнойнных и анаэробных инфекций оказываются в этот период самыми благоприятными. Вмвесте с тем инфекционные последствия наводнения подчиняются вполне определенными закономерностям. Вслед за развитием катастрофического затопления одними из перэвых заполняются инфекционные стационары желудочно-кишечного профиля. В массоавом количестве могут поступать больные с традиционными кишечными инфекциями — дизентерией, колиэнтеритами, дисбактериозом, сальмо- неллезом. Вырастает уровень, заболеваемости гепатитом А. Вслед за этим может появиться волна зоонозов - лептооспироз, туляремия. Значительно увеличивается количество пациентов в хирургическиях клиниках и стационарах. В детских инфекционных стационарах растет нагрузка за сччет больных с мепингококковой инфекцией.
В проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий катастрофического затопления пршинимают участие силы и средства территориальных и местных органов, формированиям ВСМК. Для оказания санитарно-эпидемиологической
помощи привлекаются СЭБ, которые формируются решением территориальных органов здравоохранения и территориальных ЦГСЭН для самостоятельной работы в очаге.
Необходимость одновременного оказания санитарно-эпидемиологической помощи разрозненным группам населения на большой территории обусловливает работу указанных бригад небольшими силами на более широком участке, В некоторых случаях, размещаясь на плавсредствах (катерах, моторных лодках), врачи бригад вынуждены действовать самостоятельно. Все лица, участвующие в спасении на воде, должны быть обеспечены спасательными средствами (поясами, кругами и т.п.).
Для организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах катастрофического затопления также направляются группы эпидемиологической разведки, создаваемые на базе ЦГСЭН разного уровня.
Эвакуируемое население из зоны катастрофического затопления небольшими группами по 10-15 чел. размещается в утепленных помещениях, где организуется медицинское наблюдение и проводится общая экстренная профилактика по существующей схеме.
При техногенных ЧС главной опасностью на объекте экономики является влияние одного или совокупности нескольких поражающих факторов на жизнь и здоровье людей в момент аварии (выброса, выпуска, сброса) или сразу же после нее.
Санитарно-гигиеническая характеристика потенциально опасных объектов включает оценку поражающих (ведущих и сопутствующих) факторов аварий и катастроф, действие потенциально опасных веществ, выполнение мер безопасности, оценку условий и риска возникновения аварии, средств и мероприятий по защите людей и т.д.
Для оценки степени опасности техногенных ЧС необходимо учитывать особенности очагов поражения при различных типах аварий:
• на топливонасыщенном объекте (нефтеперерабатывающие заводы, нефтеба
зы) - высокая концентрация высвобождающегося энергозапаса и полное раз
рушение находящихся в зоне аварии объектов, измеряемое в секундах огра
ниченное время развития аварии, относительно небольшие пространствен
ные масштабы, возможность образования вторичных поражающих факторов;
• на химически опасных объектах (предприятия химической промышленности,
очистные сооружения, железнодорожный транспорт, целлюлозно-бумажные
предприятия, хлораторные станции сооружений водопровода, холодильники
предприятий пищевой промышленности) - расположение объектов вблизи
крупных населенных пунктов, быстрое поражающее действие токсичного ве
щества и необходимость применения значительных количеств антидотов под
врачебным контролем и при наличии специального оборудования, продол
жительность существования очага от нескольких часов до нескольких суток,
зависимость зон возможного загрязнения от метеоусловий;
• на радиационпо опасных объектах (атомные электростанции или двигатель
ные силовые установки, радиохимические производства, исследовательские
и другие реакторы) - поражающие факторы длительного действия, масштабы
аварии имеют региональный и глобальный масштаб, объекты расположены
вблизи городов и крупных населенных пунктов, выбрасывается большое ко
личество радиоизотопов, загрязняется значительная территория;
• крупные аварии на транспорте (катастрофы на железнодорожном, авиацион
ном, морском транспорте) - локальный характер, ограниченное время разви
тия, возникновение пожаров, трудиодоступность очага поражения;
416 |
Глава 13. Организация санитарно-противоэиидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
• тяжелые происшествия на складах боеприпасов или взрывчатых веществ -
образование мощной ударной волны, разлет обломков, осколков и боеприпа
сов на значительные расстояния, образование крупных пожаров на значи
тельных площадях;
• биологические аварии (производство живых вакцин, микробиологические ла
боратории, хранилища) - длительное время развития аварии, наличие скры
того периода в проявлении поражений, стойкий характер возникших очагов
заражения и их размытые границы, невозможность идентификации возбуди
теля (яда, токсина) на месте.
При оценке требуемых и предпринимаемых мер безопасности учитывается:
• наличие лицензии (разрешения) на осуществление видов деятельности, свя
занных с повышенной опасностью;
• система контроля за безопасностью на промышленном объекте, организация, ос
нащение, укомплектованность и подготовка служб технического надзора и тех
ники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;
• характеристика опасных веществ, сведения о взрыво-, пожаробезопасное™,
токсикологические данные, меры защиты и первой медицинской помощи;
• меры по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению
аварийных выбросов опасных веществ, взрывов и пожаров;
• информация об авариях и неполадках, отказе оборудования, ошибочных дей
ствиях персонала, о внешних воздействиях природного и техногенного ха
рактера на данном или аналогичных объектах.
Главными направлениями в обеспечении безопасности действующего промышленного производства являются:
• ограничение единовременно находящихся на предприятии пороговых коли
честв потенциально опасных веществ;
• регламентация объектов и круга лиц, допущ