Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными, при анализе характеризуются довольно скромными, в сравнении с другими, средними показателями числа потерь. Здесь важен такой горестный результат, как почти 100% гибель экипажа и пассажиров, исключения редки.
Поэтому при авиационных катастрофах, как правило, не возникает задачи по оказанию медицинской помощи массовому числу пострадавших.
По характеру авиакатастрофы можно разделить на происходящие:
§ при разгоне самолета | -18%; |
- при взлете | - 11%; |
- при наборе высоты | - 7%; |
- при горизонтальном полете | - 5%; |
- при последующем снижении | - 3%; |
- при заходе на посадку | - 12%; |
- при землетрясении | - 25%. |
Почти 50% пассажиров, погибших в катастрофах реактивных лайнеров за период 1981-1990 г.г., лишились жизни в самолете, который врезался в землю. Бывают и поразительные случаи (например, с самолетом Турецкой компании «Дуглас-10»), когда из-за плохо закрытого люка потоком воздуха, вследствие перепада давления из авиалайнера вытянуло 20 человек. Даже если разгерметизация происходит на небольшой высоте, это создает значительные проблемы, а на высоте 10 тыс. метров взрывная декомпрессия приводит к тому, что лопаются барабанные перепонки, людей вырывает вместе с креслами.
|
|
Основными причинами гибели гражданских самолетов являются технические неполадки, ошибки пилотов и авиадиспетчеров, международный терроризм, роковые случайности (столкновения с птицами, попадание молнии).
Мировой рекорд по числу жертв в авиакатастрофах установлен 27 марта 1977 года при столкновении двух лайнеров «Боинг 747» компании «Пан Америкэн», унесший 583 человеческие жизни.
11 октября 1984 года в Омске произошла крупнейшая авиакатастрофа. Самолёт Ту-154 во время захода на посадку в условиях плохой видимости столкнулся с тремя аэродромными машинами, производившими работы на взлетно-посадочной полосе. Все три машины не были оборудованы проблесковыми маяками и радиостанциями для прослушивания эфира. На двух аэродромных машинах были емкости с керосином по 7,5 т каждая. Ту-154 перевернулся и загорелся. 169 пассажиров (в том числе 21 ребенок), 5 членов экипажа и 4 работника наземных служб погибли. Выжили 4 члена экипажа и 1 пассажир. Катастрофа произошла по вине авиадиспетчера, заснувшего на рабочем месте. Разрешив выезд машин на полосу, он не включил световое табло «ВПП занята».
Структура потерь при авиационных катастрофах:
1. Механические травмы: черепно-мозговая травма, закрытые и открытые переломы, разрывы внутренних органов, синдром длительного сдавления, травматический шок, перелом костей позвоночника, таза, ушибы и ранения мягких тканей.
2. Термические поражения: ожог + травма, обморожение, общее переохлаждение.