Занятий лечебной физкультурой

Занятие начинается с построения в шерен­гу и принятия основной стойки (стать прямо, руки опущены вниз, вдоль туловища, спина прямая, плечи слегка отведены назад, подбо­родок чуть приподнят, пятки вместе, носки врозь). Далее проводятся ходьба и упражне­ния, выполняемые в ходьбе. На этом этапе не­обходимо следить за тем, чтобы дети соблю­дали установленную дистанцию (не отстава­ли и не натыкались на впереди идущего), не выходили из строя, не отвлекались, смотрели перед собой, не сбиваясь с ритма и темпа ходьбы. Некоторых детей полезно придержи­вать за руку или за плечи, чтобы у них посте­пенно вырабатывался навык ходьбы в строю, глазомер и чувство дистанции.

Учитывая, что детям трудно запоминать на­звания выполняемых ими упражнений, можно воспользоваться метафорой, которая поможет запомнить содержание упражнения и придаст ему эмоциональную окраску. Так, например, при ходьбе с подтягиванием бедра вверх пусть дети представят, что это "ходьба через пеньки или поваленные деревья". Ходьба широким шагом — "ходьба через лужи", ходьба на нос­ках с вытягиванием вверх рук — надо "достать яблоко с дерева". К аналогиям такого рода можно прибегать и при выполнении других уп­ражнений.

Примерные виды ходьбы, используемые на занятиях: ходьба на носках; на пятках; на внешней и внутренней стороне стопы; с "пе­рекатом" с пятки на носок; боком — пристав­ным шагом, скрестным шагом; спиной впе­ред; с остановками и поворотами; с выполне­нием упражнений для рук и туловища.

Вводная часть строится в зависимости от содержания каждого конкретного занятия и направлена на подготовку к дальнейшей ра­боте над определенными движениями.

Общеразвивающие упражнения, которые также включаются в разминку, играют важную роль в оздоровлении всего организма, содействуют укреплению крупных мышеч­ных групп плечевого пояса, туловища, ног, нормализации процесса напряжения и рас­слабления мышц, улучшения подвижности суставов. Задачей этих упражнений является формирование правильной осанки, укрепле­ние всего опорно-двигательного аппарата и улучшение кровообращения, дыхания, об­менных процессов, деятельности нервной си­стемы. Общеразвивающие упражнения акти­визируют работу нервных центров, управля­ющих произвольными движениями, содейст­вуют проявлению физических качеств — си­лы, выносливости, гибкости, вызывают поло­жительное эмоциональное состояние.

Определенная последовательность, в кото­рой проводятся Общеразвивающие упражне­ния, предполагает постепенное вовлечение всего организма в деятельное состояние, по­вышение функциональных процессов, спо­собствующих его жизнедеятельности.

Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого по­яса и рук. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клетки, укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, всю дыхательную мускулатуру, вы­зывают углубление дыхания, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник, со­действуют улучшению деятельности сердеч­ной мышцы.

Вторая группа упражнений направлена на укрепление мышц спины, они влияют на фор­мирование правильной осанки; наклоны туло­вища вперед и назад, повороты туловища впра­во и влево, а также вращение туловища содей­ствуют развитию гибкости позвоночника.

Третья группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц брюшного прес­са и ног. Укрепляются мышцы живота, защи­щающие внутренние органы от сотрясения при прыжках, спрыгиваниях и т.д., а также улучшается ток крови в венозной системе (хлопок о колено, полуприседания, приседа­ния и т. д.).

Таким образом, упражнения, используе­мые на одном занятии, оказывают укрепляю­щее воздействие на организм ребенка в це­лом. Вместе с тем выполнение общеразвивающих упражнений, требующих точности, четкости, определенной расчлененности и в то же время целостности, способствует фор­мированию ориентировки в пространстве, произвольного внимания, волевых качеств, целенаправленной деятельности, тормозных реакций, умения согласовывать свои дейст­вия с действиями и движениями преподавате­ля и остальных детей в группе.

Основная часть занятия направлена непо­средственно на коррекцию тех или иных на­рушений у детей. Например, при нарушении осанки применяются специальные корриги­рующие упражнения: рывки локтями назад, рывки прямыми руками, ходьба с высоко под­нятыми коленями с прикосновением их к ла­доням, упражнения с гимнастической пал­кой, упражнения лежа на спине с легкими гантелями, с резиновым бинтом, лежа на жи­воте прогибы спины с отрывом от пола верх­них и нижних конечностей.

При коррекции плоскостопия прибегают к следующим упражнениям: катают стопой палку, ходят приставным шагом по палке; хо­дят "елочкой" по палке, используют специ­альный тренажер для стоп "Колибри-2". Он оказывает благотворное действие на орга­низм в целом, так как на стопе находится большое количество биологически активных точек и их раздражение (когда стопа прока­тывается по колесикам) снимает усталость, улучшает иммунную систему, стабилизирует работу внутренних органов, поднимает об­щий тонус.

Для координации движений применяются следующие упражнения: ходьба с перешаги­ванием через небольшие препятствия (верев­ка, палки, кубики, обручи); ходьба змейкой вокруг предметов; ходьба, требующая точно­го шага (даны ориентиры, например попереч­ные линии, на которые надо наступить); ходь­ба по гимнастической скамейке; преодоление препятствий (шагом, на четвереньках, полз­ком); прыжки через веревочку с продвиже­нием вперед. В занятиях широко использует­ся игра с мячом: подбрасывание мяча вверх, ловля мяча, ведение мяча ударами об пол, эле­менты баскетбола (попадание мяча в обруч) и кегельбана (сбивать кегли мячом); хоккея (с помощью палки ведут маленький мяч, обходя предметы, и забивают его в ворота) и футбола (большой мяч ведут ногами, обходя предметы, и забивают его в ворота).

Упражнения для тренировки манипулятивной функции кисти имеют большое значение. Развитие функции руки тесно связано с фор­мированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакции выпрямления и равновесия. Руки принимают участие в под­держании и изменении позы. Особенно боль­шое значение имеют руки для формирования реакции равновесия. Способность к захвату предметов и действию с ними оказывает вли­яние на правильное восприятие материально­го мира и развитие высшей нервной деятель­ности. Движения рук тесно связаны с речью и являются одним из факторов ее формирования. Манипулятивная деятельность с предме­тами способствует развитию высших форм интеграции, например, таких, как обобщаю­щая функция слова. Таким образом, трени­ровка функции кисти улучшает не только дви­гательные возможности ребенка (конструи­рование, лепка, рисование, письмо), но и раз­витие речевых и психических навыков. Фор­мирование движений в кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, раз­витием зрительного и слухового анализатора, а также координации движений, пространст­венной ориентировки и других сложных пси­хических функций.

Развивая функцию кисти, педагог особое внимание уделяет тренировке движения схватывания (схватить-отпустить) предмета, движений кисти ладонью вверх-вниз, отведе­ния-приведения предплечья и кисти, стиму­ляции изолированных движений пальцев.

Приводим перечень используемых упраж­нений.

Для пальцев: сгибание и разгибание фа­ланг, соединение и разъединение пальцев, противопоставление большого пальца осталь­ным, прикосновение кончиков пальцев левой и правой руки, игры с пальчиками ("Лесен­ка", "Гребешок", "Гонки двуногих", "Веер", "Заводные машинки", "Пропеллер" и др.).

Для кисти: "Борьба ладошек", "Ладушки", "Ежик", "Волны", "Маляр", "Цветок", "Бабоч­ка и рыбка". (См. Рузина М.С., Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.)

Для руки в целом и мышц плечевого пояса. захват и метание мяча одной или двумя рука­ми, метание летающих тарелочек в цель, пе­рекладывание предмета из руки в руку (пе­ред собой, за спиной, над головой), перехва­тывание палки ("кулак догоняет кулак"). На занятиях используются элементы игры в бадминтон: школьнику надо стать в опреде­ленную позу, взять в руки ракетку, отвести руку назад, вывести руку вперед, имитируя удар по мячу; повторять движение, отражая мяч, который может оказаться слева, справа, выше, ниже. В этом упражнении участвует вся рука (верхний плечевой пояс, туловище и ноги, включается зрительный контроль и пространственная ориентировка). В процес­се обучения игре в бадминтон у детей фор­мируются понятия выше, ниже, дальше, бли­же, справа, слева, впереди, сзади; упрочива­ется темп и ритм двигательного акта и разви­вается двигательная реакция. Эта игра мо­жет использоваться не только в коррекционных целях, но и в диагностических, так как дети со сложными нарушениями централь­ной нервной системы не могут выполнить последовательно и целенаправленно действия даже после многократных обучающих повторений.

На занятиях лечебной физкультурой осу­ществляется профилактика близорукости. Специальные упражнения направлены на ук­репление мышц глаз, удерживающих хруста­лик.

Приводим примеры упражнений:

повороты глазных яблок вправо-влево, вверх-вниз (без изменения положения голо­вы);

сфокусировать взгляд на кончике носа, на пальце вытянутой руки, на удаленном пред­мете;

произвести вращательные движения глаз­ными яблоками;

попеременно то закрывать, то открывать глаза на 10— 15 с.

Как одна из форм коррекции используется игра, в которой участвует вся группа учащихся одновременно. При подборе игры учитывает­ся предыдущая деятельность детей, с тем что­бы игра явилась продолжением основной час­ти занятия. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внима­ния, восприятия, памяти, ориентировки в про­странстве, уточнения и расширения имею­щихся понятий. В подвижной игре взаимодей­ствуют два компонента: зрительно-слуховое восприятие и моторное исполнение. Правила игры обусловливают необходимую простран­ственную ориентацию детей. В то же время неожиданное изменение игровой ситуации нарушает план действий и требует от ребенка переключения, что необходимо для правиль­ной ориентировки в дальнейшей игре. По­движные игры формируют у ребенка умение находить наиболее удачный способ действия с учетом игровой обстановки и необходимости достичь поставленной цели. От него требуется проявить ловкость, выдержку, терпение, изоб­ретательность. Играя, дети невольно учитыва­ют расположение предмета или человека, его близость или удаленность, благодаря чему раз­вивается глазомер и пространственно-зрительно-слуховая ориентация.

Игра на заняти­ях ЛФК не только укрепляет и развивает дви­гательные навыки, но и корригирует психиче­ские процессы у ребенка с отклонениями в развитии, делая все школьное обучение более эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: