Занятие начинается с построения в шеренгу и принятия основной стойки (стать прямо, руки опущены вниз, вдоль туловища, спина прямая, плечи слегка отведены назад, подбородок чуть приподнят, пятки вместе, носки врозь). Далее проводятся ходьба и упражнения, выполняемые в ходьбе. На этом этапе необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали установленную дистанцию (не отставали и не натыкались на впереди идущего), не выходили из строя, не отвлекались, смотрели перед собой, не сбиваясь с ритма и темпа ходьбы. Некоторых детей полезно придерживать за руку или за плечи, чтобы у них постепенно вырабатывался навык ходьбы в строю, глазомер и чувство дистанции.
Учитывая, что детям трудно запоминать названия выполняемых ими упражнений, можно воспользоваться метафорой, которая поможет запомнить содержание упражнения и придаст ему эмоциональную окраску. Так, например, при ходьбе с подтягиванием бедра вверх пусть дети представят, что это "ходьба через пеньки или поваленные деревья". Ходьба широким шагом — "ходьба через лужи", ходьба на носках с вытягиванием вверх рук — надо "достать яблоко с дерева". К аналогиям такого рода можно прибегать и при выполнении других упражнений.
Примерные виды ходьбы, используемые на занятиях: ходьба на носках; на пятках; на внешней и внутренней стороне стопы; с "перекатом" с пятки на носок; боком — приставным шагом, скрестным шагом; спиной вперед; с остановками и поворотами; с выполнением упражнений для рук и туловища.
Вводная часть строится в зависимости от содержания каждого конкретного занятия и направлена на подготовку к дальнейшей работе над определенными движениями.
Общеразвивающие упражнения, которые также включаются в разминку, играют важную роль в оздоровлении всего организма, содействуют укреплению крупных мышечных групп плечевого пояса, туловища, ног, нормализации процесса напряжения и расслабления мышц, улучшения подвижности суставов. Задачей этих упражнений является формирование правильной осанки, укрепление всего опорно-двигательного аппарата и улучшение кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. Общеразвивающие упражнения активизируют работу нервных центров, управляющих произвольными движениями, содействуют проявлению физических качеств — силы, выносливости, гибкости, вызывают положительное эмоциональное состояние.
Определенная последовательность, в которой проводятся Общеразвивающие упражнения, предполагает постепенное вовлечение всего организма в деятельное состояние, повышение функциональных процессов, способствующих его жизнедеятельности.
Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клетки, укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, всю дыхательную мускулатуру, вызывают углубление дыхания, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник, содействуют улучшению деятельности сердечной мышцы.
Вторая группа упражнений направлена на укрепление мышц спины, они влияют на формирование правильной осанки; наклоны туловища вперед и назад, повороты туловища вправо и влево, а также вращение туловища содействуют развитию гибкости позвоночника.
Третья группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц брюшного пресса и ног. Укрепляются мышцы живота, защищающие внутренние органы от сотрясения при прыжках, спрыгиваниях и т.д., а также улучшается ток крови в венозной системе (хлопок о колено, полуприседания, приседания и т. д.).
Таким образом, упражнения, используемые на одном занятии, оказывают укрепляющее воздействие на организм ребенка в целом. Вместе с тем выполнение общеразвивающих упражнений, требующих точности, четкости, определенной расчлененности и в то же время целостности, способствует формированию ориентировки в пространстве, произвольного внимания, волевых качеств, целенаправленной деятельности, тормозных реакций, умения согласовывать свои действия с действиями и движениями преподавателя и остальных детей в группе.
Основная часть занятия направлена непосредственно на коррекцию тех или иных нарушений у детей. Например, при нарушении осанки применяются специальные корригирующие упражнения: рывки локтями назад, рывки прямыми руками, ходьба с высоко поднятыми коленями с прикосновением их к ладоням, упражнения с гимнастической палкой, упражнения лежа на спине с легкими гантелями, с резиновым бинтом, лежа на животе прогибы спины с отрывом от пола верхних и нижних конечностей.
При коррекции плоскостопия прибегают к следующим упражнениям: катают стопой палку, ходят приставным шагом по палке; ходят "елочкой" по палке, используют специальный тренажер для стоп "Колибри-2". Он оказывает благотворное действие на организм в целом, так как на стопе находится большое количество биологически активных точек и их раздражение (когда стопа прокатывается по колесикам) снимает усталость, улучшает иммунную систему, стабилизирует работу внутренних органов, поднимает общий тонус.
Для координации движений применяются следующие упражнения: ходьба с перешагиванием через небольшие препятствия (веревка, палки, кубики, обручи); ходьба змейкой вокруг предметов; ходьба, требующая точного шага (даны ориентиры, например поперечные линии, на которые надо наступить); ходьба по гимнастической скамейке; преодоление препятствий (шагом, на четвереньках, ползком); прыжки через веревочку с продвижением вперед. В занятиях широко используется игра с мячом: подбрасывание мяча вверх, ловля мяча, ведение мяча ударами об пол, элементы баскетбола (попадание мяча в обруч) и кегельбана (сбивать кегли мячом); хоккея (с помощью палки ведут маленький мяч, обходя предметы, и забивают его в ворота) и футбола (большой мяч ведут ногами, обходя предметы, и забивают его в ворота).
Упражнения для тренировки манипулятивной функции кисти имеют большое значение. Развитие функции руки тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакции выпрямления и равновесия. Руки принимают участие в поддержании и изменении позы. Особенно большое значение имеют руки для формирования реакции равновесия. Способность к захвату предметов и действию с ними оказывает влияние на правильное восприятие материального мира и развитие высшей нервной деятельности. Движения рук тесно связаны с речью и являются одним из факторов ее формирования. Манипулятивная деятельность с предметами способствует развитию высших форм интеграции, например, таких, как обобщающая функция слова. Таким образом, тренировка функции кисти улучшает не только двигательные возможности ребенка (конструирование, лепка, рисование, письмо), но и развитие речевых и психических навыков. Формирование движений в кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора, а также координации движений, пространственной ориентировки и других сложных психических функций.
Развивая функцию кисти, педагог особое внимание уделяет тренировке движения схватывания (схватить-отпустить) предмета, движений кисти ладонью вверх-вниз, отведения-приведения предплечья и кисти, стимуляции изолированных движений пальцев.
Приводим перечень используемых упражнений.
Для пальцев: сгибание и разгибание фаланг, соединение и разъединение пальцев, противопоставление большого пальца остальным, прикосновение кончиков пальцев левой и правой руки, игры с пальчиками ("Лесенка", "Гребешок", "Гонки двуногих", "Веер", "Заводные машинки", "Пропеллер" и др.).
Для кисти: "Борьба ладошек", "Ладушки", "Ежик", "Волны", "Маляр", "Цветок", "Бабочка и рыбка". (См. Рузина М.С., Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.)
Для руки в целом и мышц плечевого пояса. захват и метание мяча одной или двумя руками, метание летающих тарелочек в цель, перекладывание предмета из руки в руку (перед собой, за спиной, над головой), перехватывание палки ("кулак догоняет кулак"). На занятиях используются элементы игры в бадминтон: школьнику надо стать в определенную позу, взять в руки ракетку, отвести руку назад, вывести руку вперед, имитируя удар по мячу; повторять движение, отражая мяч, который может оказаться слева, справа, выше, ниже. В этом упражнении участвует вся рука (верхний плечевой пояс, туловище и ноги, включается зрительный контроль и пространственная ориентировка). В процессе обучения игре в бадминтон у детей формируются понятия выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, впереди, сзади; упрочивается темп и ритм двигательного акта и развивается двигательная реакция. Эта игра может использоваться не только в коррекционных целях, но и в диагностических, так как дети со сложными нарушениями центральной нервной системы не могут выполнить последовательно и целенаправленно действия даже после многократных обучающих повторений.
На занятиях лечебной физкультурой осуществляется профилактика близорукости. Специальные упражнения направлены на укрепление мышц глаз, удерживающих хрусталик.
Приводим примеры упражнений:
повороты глазных яблок вправо-влево, вверх-вниз (без изменения положения головы);
сфокусировать взгляд на кончике носа, на пальце вытянутой руки, на удаленном предмете;
произвести вращательные движения глазными яблоками;
попеременно то закрывать, то открывать глаза на 10— 15 с.
Как одна из форм коррекции используется игра, в которой участвует вся группа учащихся одновременно. При подборе игры учитывается предыдущая деятельность детей, с тем чтобы игра явилась продолжением основной части занятия. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, памяти, ориентировки в пространстве, уточнения и расширения имеющихся понятий. В подвижной игре взаимодействуют два компонента: зрительно-слуховое восприятие и моторное исполнение. Правила игры обусловливают необходимую пространственную ориентацию детей. В то же время неожиданное изменение игровой ситуации нарушает план действий и требует от ребенка переключения, что необходимо для правильной ориентировки в дальнейшей игре. Подвижные игры формируют у ребенка умение находить наиболее удачный способ действия с учетом игровой обстановки и необходимости достичь поставленной цели. От него требуется проявить ловкость, выдержку, терпение, изобретательность. Играя, дети невольно учитывают расположение предмета или человека, его близость или удаленность, благодаря чему развивается глазомер и пространственно-зрительно-слуховая ориентация.
Игра на занятиях ЛФК не только укрепляет и развивает двигательные навыки, но и корригирует психические процессы у ребенка с отклонениями в развитии, делая все школьное обучение более эффективным.