Работа с таблицей как с базой данных
Выполнение статистических расчетов по данным таблицы
Понятие базы данных (БД)
Базами данных называют большие объемы информации, имеющей определенную структуру и хранящиеся в специальных файлах на диске (файлах баз данных).
База данных реляционной модели (relation – отношение) представляет собой двумерную таблицу, строки которой принято называть записями, а столбцы – полями.
Каждое поле БД (столбец) должно иметь свое уникальное имя и может содержать только однотипные данные. Запись БД (строка), наоборот, может состоять из разнотипных значений, т.к. в одной БД (таблице) могут содержаться разнотипные поля (столбцы). Наиболее часто используются поля числового и символьного (текстового) типа.
Для обработки таблицы ЭТ как базы данных в программе MS Excel используется специальная команда Данные. При этом перед выполнением команды необходимо выделить всю БД, т.е. таблицу целиком вместе со строкой с именами полей (столбцов). В качестве имен полей можно использовать уже заданные названия столбцов в том случае, если «шапка» таблицы занимает всего одну строку ЭТ. В противном случае необходимо добавить строку с именами полей над строками с данными.
|
|
Пример БД реляционной модели:
Фамилия | Год рождения | Адрес | Телефон |
Иванов А.В. | Тверь, ул. Горького, 22-5 | 55-32-10 | |
Петров С.И. | Тверь, ул. Советская, 20-15 | 31-25-77 | |
Сидоров К.П. | Тверь, Тверской пр-т, 18-10 | 33-38-45 | |
Иванов И.К. | Тверь, ул. Благоева, 34-2 | 56-43-87 | |
Смирнов Д.А. | Тверь, ул. Спартака, 15-24 | 44-65-38 |
Сортировка записей БД
Для выполнения сортировки записей БД (строк таблицы) используется команда Данные→Сортировка. Предварительно должна быть выделена вся БД, т.е. вся таблица вместе с именами полей (а не один столбец!). В окне диалога команды нужно задать порядок сортировки (по возрастанию или убыванию), а также поле (столбец), по которому будет происходить сортировка записей (строк), т.е. ключ сортировки. Для символьных полей сортировка по возрастанию соответствует сортировке по алфавиту, а по убыванию – в порядке обратном алфавитному.
В программе MS Excel может задаваться последовательная сортировка записей БД по трем ключам (первичному, вторичному и третичному). Кроме того, пользователь может сам выбрать способ идентификации полей сортировки (ключей) либо по названиям полей, либо по обозначениям столбцов ЭТ (например, если у БД нет строки с именами полей).