Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 6 страница

В третьем параграфе третьей главы «Многопартийность как необходимое условие парламентаризма и основа конституционного строя» диссертант рассматривает многопартийность как одно из условий существования парламентаризма

Главными вопросами, поднимаемыми диссертантом в данном параграфе, являются каким образом действенность парламента может зависеть от функциональной многопартийной системй, а также — возможно ли существование парламентаризма в условиях однопартийной системы

Представляется, что для ответа на данные вопросы необходимо обратить свое внимание на правовой институт политической партии, место политической партии в политической системе государства, а также проанализировать производный от института политической партии институт многопартийности

В результате подобного анализа диссертант приходит к следующим выводам В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная многопартийная система, способная, благодаря существующей формализации специфических правовых механизмов, влиять на развитие парламентаризма на российской почве. К данным механизмам, в первую очередь, следует отнести формализованную в законе пропорционально-мажоритарную систему выборов, возможность создания и деятельности внутри российского парламента партийных фракций, а так же — массу других механизмов, производных от совокуп-

ности прав политической партии, закрепленных в Федеральном законе «О политических партиях»

Кроме того, в Российской Федерации произошло конституционное закрепление принципа многопартийности и институциональной формализации правового статуса политической партии и ее места в политической системе государственно-организованного общества

История российской многопартийности доказала невозможность существования парламентской системы в условиях однопартийности Помимо этого, само понятие политической партии, цели ее существования в обществе и методы и формы ее воздействия на других субъектов политической системы лишний раз подтверждают, что только в условиях многопартийности политическая партия максимально полно реализует свой потенциал специфического субъекта конституционного права Парламент, как общенациональный представительный орган, в свою очередь, нуждается в постоянном воздействии на него различных (причем не формально различных) политических сил

Вместе с тем, политические партии в России в силу непродолжительной истории своего существования и еще менее продолжительной истории участия в политической жизни государства и общества далеко не в полной мере реализуют свой потенциал специфических субъектов конституционного права В частности, как было уже замечено выше, российские политические партии наиболее полно реализуют функцию политического рекрутирования, в меньшей степени — инновационную и аккумулирующую и в минимальной — конституирующую и интегрирующую Также необходимо отметить, что многопартийной системе Российской Федерации характерны неупорядоченность, текучесть и бессистемность, в результате чего, как конституционный принцип, российская многопартийность пока не состоятельна

В заключении диссертантом предложены практические предложения призванные способствовать институциализации наиболее значимых социально-политических групп в виде политических партий и последующему получению данными политическими партиями представительства в российском пар-

ламенте, побуждению партий к созданию новых больших социальных идей (политических программ, имеющих в качестве основной цели достижение общественного согласия), которые могли бы объединить основные социально-политические силы, сохранив, таким образом, гражданский мир и, следовательно, условия для дальнейшего демократического развития, предотвращения избрания в парламент некомпетентных лиц, профессионально не подготовленных для сложной парламентской, в первую очередь, законодательной деятельности, формализации основного предназначения политических партий в политической системе российского государства и др

Четвертая глава «Парламентаризм и современные проблемы деятельности Федерального Собрания Российской Федерации» посвящена исследованию конституционно-правового фундамента функционирования российского парламента и носит теоретико-прогностический характер

В первом параграфе четвертой главы «Деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в условиях развития конституционализма в России» прослеживается политический облик российского парламента РФ с момента начала его работы по настоящее время

Федеральное Собрание, являющееся высшим представительным и законодательным органом в России в соответствии со статьей 94 Конституции РФ, функционирует уже более 10 лет После распада СССР, принятия новой Конституции РФ парламентаризм в России, по сути, должен был строиться с нуля Очерченные Основным законом России структура, компетенция и порядок деятельности парламента РФ — это всего лишь нечеткие границы развития парламентаризма и парламента Облик современного парламента формировала и продолжает формировать непосредственная политическая жизнь, политическая практика

В этот десятилетний период характер деятельности парламента значительно менялся, неравнозначной было взаимоотношение законодательного органа с исполнительной властью, а практика реализации предусмотренных Конституцией РФ полномочий имела определенные специфические для каждого

этапа черты Все это, в свою очередь, обуславливалось, прежде всего, политическим составом палат парламента

На сегодняшний день в нижней палате парламента сформировано абсолютное центристское большинство «партии власти», лояльное и, по сути, контролируемое Президентом РФ Путиным В В и исполнительной властью в целом Это привело к полному отсутствию оппозиции в новой Государственной Думе и контролю исполнительной власти над законодательной Политологи заговорили об установлении в России «полуторапартийной» системы, когда одна партия вечно находится у власти, при этом некоторое количество других присутствуют в парламенте, но ни на что там не влияют, лишь имитируя демократию При этом политическая борьба имеет место не между партиями, а внутри правящей партии

Анализируя политический состав, порядок формирования, автор приходит к выводу, что в целом, до изменения порядка формирования Совета Федерации и превращения его в «палату назначенцев», в 2002 году Совет Федерации имел, скорее, не свойства палаты парламента, а выступал местом встречи глав регионов и средством жесткого лоббирования региональных интересов, а также личных интересов губернаторов

Говоря об осуществлении контрольных полномочий парламентом РФ, диссертант отмечает, что признаком развитого парламентаризма является высокая степень подконтрольности правительства парламенту

Переходя к вопросу о практике реализации контрольных полномочий парламента, диссертант отмечает, что верхняя палата всегда была значительно лояльней к исполнительной власти, нежели, чем Государственная Дума Кроме того, верхняя палата в таких вопросах, как вооруженные конфликты внутри страны или использование Вооруженных Сил за ее пределами, старается проявлять политическую осторожность, оставляя ответственность за подобные решения Президенту РФ Последнее ярко проявилось в ситуации с военной операцией в Чечне

Рассматривая законодательную деятельность парламента, прежде всего, необходимо отметить, что влияние второй Государственной Думы на законодательный процесс значительно усилилось и в целом, Государственная Дума 1996-2000 г г, не смотря на ее оппозиционность и возникновение конфликтов по ряду политических вопросов, достаточно плодотворно поработала в сфере законотворчества

Проанализировав законодательные положения, регулирующие деятельность российского парламента, можно сделать ряд выводов

Современный парламентаризм в России ведет свою историю с 12 декабря 1993 года — даты принятия Конституции РФ и парламентских выборов

С точки зрения политического состава Государственной Думы можно выделить следующие ее исторические этапы мультиполярный парламент (Дума первый созыв), оппозиционный парламент (второй созыв), «парламент союзов» (первый год третьего созыва), парламент «партии власти» (начиная со второго года функционирования Государственной Думы третьего созыва по настоящее время).

Политический облик Совета Федерации зависел от типа его формирования, который прошел эволюцию от выборной палаты до «палаты назначенцев» Предусмотренное Конституцией РФ право парламента РФ вынесения вотума недоверия оказалось на деле формальностью и фактически тождественно самороспуску Государственной Думы А попытка запуска механизма привлечения к ответственности Президента РФ выявило отсутствие не только его политической ответственности, но и фактическую безнаказанность за преступные действия

Суперпрезидентская форма правления породила феномен «партии власти» и «полуторапартийной системы», что привело к фактическому слиянию законодательной и исполнительной власти Все это существенным образом искажает принцип разделения властей, приводит к появлению авторитарных тенденций и существенно занижает роль парламента

Второй параграф четвертой главы «Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации» преследует цель обосновать и представить в системном виде основы конституционного статуса Федерального Собрания РФ

В настоящее время первоочередной задачей представляется задача по систематизации уже накопленной нормативно-правовой и научной информации в области правового обеспечения российского парламента Конечной целью данной систематизации представляется формулирование основных постулатов, относящихся к современному конституционно-правовому статусу Федерального Собрания РФ

Под конституционным статусом Федерального Собрания РФ подразумевается оформленное Конституцией РФ и иными источниками конституционного права правовое положение Федерального Собрания РФ, характеризующее природу данного органа государственной власти, его место в системе органов государственной власти и политической системе Российской Федерации, а также — права и обязанности данного органа государственной власти, процедуры их реализации и акты, принимаемые при данной реализации

Приведенная дефиниция конституционного статуса Федерального Собрания РФ позволяет определиться с составляющими данной категории Речь идет

о природе Федерального Собрания РФ,

о месте Федерального Собрания РФ в системе органов государственной власти и политической системе Российской Федерации,

о важнейших правах и обязанностях (компетенции) Федерального Собрания РФ,

о формах (порядке) реализации прав и обязанностей Федерального Собрания РФ,

о совершаемых действия и принимаемых актах в процессе реализации прав и обязанностей Федерального Собрания РФ

Анализируя достаточно объемный свод нормативно-правовых актов (причем, в большинстве своем, федеральных законов), необходимо отметить, что российский законодатель очень много внимания уделяет формированию Федерального Собрания РФ и правовому статусу его членов, но, вместе с тем, игнорирует явную необходимость развития конституционных положений относительно статуса самого Федерального Собрания РФ

Анализируя состав действующего законодательства, определяющего конституционный статус российского парламента, стоит также обратить внимание на неурегулированность ряда вопросов, связанных с функционированием парламента, возникающую вследствие общего характера конституционных установлений, отсутствия детальной регламентации на законодательном уровне и, нередко, коллизионности нормативного регулирования, предопределяемой, как неоднозначностью интерпретации конституционного текста, так и несовершенством применяемых законодателем методов регулирования

К указанным вопросам следует отнести, в первую очередь, зафиксированную в Конституции РФ опосредованную зависимость Государственной Думы от Президента РФ, неподотчетность Правительства РФ Федеральному Собранию РФ и неопределенность правового статуса Совета Федерации

Эти обстоятельства наряду с небогатой практикой парламентских традиций и обычаев и зачастую низким уровнем правосознания участников законотворческой деятельности обуславливают высокую значимость правовых позиций Конституционного Суда РФ

Анализируя законодательный массив, с помощью которого в настоящее время определяется конституционный статус Федерального Собрания РФ, обратим внимание, прежде всего, именно на конституционные положения, зафиксированные в главе 5 Конституции РФ

Анализируя природу, а также — место Федерального Собрания РФ в системе органов государственной власти и политической системе Российской Федерации, стоит заметить, что в настоящее время российский парламент являет собой не только органичную составляющую системы федеральных орга-

нов власти, но и, пожалуй, единственный орган государственной власти в рамках которого (в виде парламентских фракций) еще возможны политические споры и борьба за власть той или иной политической идеи

Можно выделить три основные группы полномочий Федерального собрания РФ, которые установлены Конституцией РФ во-первых, относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103 Конституции РФ), во-вторых, связанные с организацией деятельности палаты (ст 101 Конституции РФ), в-третьих, по принятию федеральных законов (ст 105 Конституции РФ)

Поводом для дискуссии остаются некоторые полномочия Совета Федерации Наиболее радикальные предложения, связанные с изъятием полномочий, принадлежащих верхней палате, последовали после создания новой федеральной структуры — Государственного Совета Многими он рассматривается как некий конкурент, способный вытеснить Совет Федерации не только из политической жизни, но и с конституционного поля

Следует признать, что бикамерализм Федерального Собрания РФ тяготеет скорее к конструкции сильной нижней палаты и относительно слабой верхней палаты Подобное заключение обусловлено ч 5 ст 105 Конституции РФ, предусматривающей возможность Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации, в случае разногласий между палатами Федеральный закон считается в данной ситуации принятым, если при повторном голосовании его поддержало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы Однако в сочетании с важными конституционными полномочиями Совета Федерации можно говорить лишь об относительной его слабости

В третьем параграфе четвертой главы «Взаимодействие парламента с элементами политической системы современной России» диссертант выявляет точки соприкосновения и взаимного влияния парламента с такими элементами политической системы как политические объединения, политические отношения, политические нормы и традиции и др

В настоящее время российский парламент не просто занял свое, самостоятельное место в политической системе Российской Федерации, но уже и сама политическая система РФ строится с учетом специфики парламентских институтов власти, поэтому представляется весьма интересным исследование современного положения российского парламента в политической системе Российской Федерации, сопровождаемое фиксацией взаимосвязей и взаимозависимостей различных элементов политической системы РФ непосредственно (а также и опосредованно) с парламентскими структурами

Диссертант отмечает, что парламент формально не является самостоятельным элементом политической системы общества, однако представляется возможным говорить о том, что парламент в состоянии оказывать определенное воздействие на остальные элементы политической системы и даже быть причиной определенного развития конкретной политической системы

В современных условиях традиционное деление высших органов государственной власти на властвующие и управляющие претерпевает существенные изменения Речь идет, прежде всего, о расширении властных полномочий исполнительной власти Правительство РФ, хотя юридически продолжает считаться высшим органом управления, одновременно приобрело статус и функции одного из высших органов государственной власти, т е стало волеформи-рующим политическим учреждением В соответствии с ныне действующими конституционными нормами Правительство РФ имеет широкие полномочия для вынесения важнейших политических решений, связывающих и законодателя У него появился ряд новых функций, относящихся к так называемому политическому планированию, оно вторгается в сферу законодательства, разрабатывая и формулируя многие законопроекты, которые затем проходят через российский парламент

Взаимодействие российского парламента с политическими партиями происходит на нескольких уровнях

1 В рамках избирательной системы

2 В рамках функционирования партийных фракций

Политическая партия, являясь выразителем и пропагандистом определенной социальной или политической идеи, использует парламент (сначала в рамках выборов, а затем — в рамках работы парламентских фракций) для претворения данной идеи в жизнь Помимо этого, в рамках работы парламента та или иная политическая партия может привлечь в свои ряды широкие массы населения, доказывая привлекательность идеи, проводником которой она является

Оценивая перспективы развития политической системы России и перспективы развития парламента в рамках политической системы Российской Федерации диссертант отмечает, что дальнейшее развитие политической системы и развитие российского парламента как определенного подэлемента данной системы может проходить по различным сценариям и приводит пять различных сценариев Кроме того, представляется, что через десять лет Россия будет, по-прежнему, ближе к политическому режиму «управляемой» («мани-пулятивной», «делегативной» и т п) демократии» В конституционное устройство «будут внесены поправки, не затрагивающие основ конституционного строя» При этом ответственность Правительства РФ перед парламентом Российской Федерации возрастет Партийная система будет реально трех-четырехпартийной

В этой ситуации «политический вес» российского парламента не только не увеличится, но и будет стремиться к определенному уменьшению Стабилизационные процессы будут способствовать снижению политической активности масс, «притуплению» гражданского сознания и, соответственно, «затуханию» деятельности политических партий в борьбе за места в российском парламенте Деятельность самого парламента Российской Федерации будет более предсказуема и подчинена определенной «линии», которая будет вырабатываться далеко не в стенах Государственной Думы РФ Таким образом, пропрезидентский характер Российской Федерации в ближайшее время останется неизменным, а роль парламентов при подобном построении системы государственных органов и самой политической системы сводиться к законодательному

органу, т е государственному образованию, которое, послушно чужой политической воле, формализует последнюю в виде нормативно-правового материала

Таким образом, для повышения роли российского парламента в политической системе Российской Федерации необходимо отменить исключительные полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы РФ посредством обязанности Правительства РФ отчитываться перед Государственной Думой РФ, поставить его под контроль российского парламента, а также — повысить влияние политических партий на процесс формирования российского парламента через увеличение числа депутатов Государственной Думы РФ, избираемых по федеральному избирательному округу, до 300 человек

В четвертом параграфе четвертой главы «Перспективы развития парламентаризма в Российской Федерации» диссертант пытается дать оценку состояния развития парламентской системы по настоящее время и осветить возможные ее перспективы В рамках этой задачи автору представляется необходимым затронуть следующие вопросы

1 Тенденции развития парламента

2 Пути развития парламентской системы

3 Перспективы развития парламента как законодательного органа

4 Перспективы развития парламента как представительного органа

5 Перспективы развития парламента как элемента триады разделения властей

6 Перспективы организационного развития парламентских органов

7 Перспективы развития парламентов как средства международного общения

В результате этого анализа диссертант приходит к выводу, что в настоящее время в Российской Федерации сформирована окончательно парламентская система, по уровню развития не отличающаяся от парламентских систем высокоразвитых западных стран Быстрота данного формирования, своеобразный российский менталитет высокой централизации власти не лишает сфор-

мированную систему ряда недостатков, к которым в первую очередь, следует отнести большие полномочия Президента РФ, а также — слабую правовую базу в области законодательных, а главное — представительских функций российского парламента

Кроме того, автор выделяет ряд первоочередных задач, решение которых способствовало бы повышению роли парламентских структур в российской политической системе

- повышение эффективности законодательного процесса,

- усиление результативности в реализации принятых законов,

- повышение взаимодействия между различными ветвями власти,

- совершенствование законодательной техники и планирования,

- всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями,

- дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества

Диссертации по праву: http://lawtheses.com/parlamentarizm-v-rossii-konstitutsionno-pravovye-osnovy-stanovleniya-i-deyatelnosti#ixzz33mC9N5MT

Нормативную основу исследования конституционно-правовых основ становления парламентаризма в России составили международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты.

К числу внутригосударственных актов следует отнести: Конституцию РФ 1993 г., Федеральный закон от 8 мая 1994 № З-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 5 августа 2000 № 113-Ф3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 20 декабря 2002 № 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 11 июля 2001 № 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральный закон от 10 января 2003 №

19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и др.

Стремление России обеспечить права человека, соответствовать высоким нормам демократии, установленным в цивилизованном мире, поддерживать стабильные мирные отношения с иностранными государствами; кроме того, желание установить высокий уровень престижности государства в целом диктуют необходимость опираться на положения таких международно-правовых актов, как: Всеобщая Декларация прав человека ООН (1948 г.), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.) и иные международные документы.

В историческом аспекте проанализировано развитие законодательства в данной сфере, в частности, уже утратившие силу акты Российской империи и СССР. Исследованы современные источники: указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Постановления палат парламента России, законы и подзаконные акты Союза ССР, действующие в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судебная практика, законопроекты, находящиеся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания России.

Диссертации по праву: http://lawtheses.com/parlamentarizm-v-rossii-konstitutsionno-pravovye-osnovy-stanovleniya-i-deyatelnosti#ixzz33mCaLJs0

Авторская характеристика этапов развития российского парламентаризма, включающая: первый этап - теоретический (II половина ХУШ - начало XX вв.), характеризующийся формированием под воздействием либеральных западноевропейских идей теоретической концепции российского национального парламентаризма; второй этап - практический (5 августа 1905 - 6 октября 1917 гг.), характеризующийся формированием в России на собственной идейно-теоретической основе дуалистической монархии, с ограниченными элементами народного представительства; третий этап - либеральный (2(15) марта 1917 - 6(19) января 1918 гг.), характеризующийся избранием на основе широкого народного представительства и многопартийности Учредительного Собрания, оппозиционного существующему политическому режиму; четвертый - антипарламентский (1917 - 1989гг.), характеризующийся господством теории "буржуазного парламентаризма" и формированием антиподов парламента в лице Советов; пятый - реставрационный (1989 - 1993 гг.), характеризующийся сочетанием идей парламентаризма с рудиментами советской социалистической демократии; шестой - постсоциалистический или современный (1993-2007 гг.), характеризующийся формированием на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной и кооптационной избирательных систем двухпалатного парламента демократического типа; седьмой - неолиберальный (с 2007 г.), характеризующийся восстановлением 100% пропорциональной системы формирования нижней палаты и планируемыми прямыми выборами избирателями депутатов верхней палаты парламента.

Диссертации по праву: http://lawtheses.com/parlamentarizm-v-rossii-konstitutsionno-pravovye-osnovy-stanovleniya-i-deyatelnosti#ixzz33mD7aXof

В функционировании российского парламента на сегодняшний день масса недостатков. Существующий способ формирования Совета Федерации, а, следовательно, и определенный способ ответственности не соответствует набору его конституционных функций и полномочий, серьезными являются недостатки существующей системы определения территориальных округов на выборах в Государственную Думу в соответствии с административно-территориальным делением, а не по количеству избирателей округа, что нарушает принцип равного представительства и др.

В соответствии с этим, проблема функционирования парламентской системы в современной России нуждается в глубоком осмыслении. Проведенный анализ призван определить конституционные основы парламентаризма в России и оценить возможные перспективы развития парламентского права как подотрасли конституционного права.

Результаты проведенного научного исследования проблем становления парламентаризма в России позволяют сформулировать следующий ряд теоретических выводов:

1. Парламентаризм возникает по мере развития в стране товарно-денежных отношений и появления социальных групп населения, не зависящих в экономическом и социальном отношении от коронной власти.

2. История становления парламентаризма в России включает в себя следующие этапы:

первый этап - теоретический (II пол. ХУШ - начало XX в.), характеризующийся формированием под воздействием либеральных западноевропейских идей теоретической концепции российского национального парламентаризма;

второй этап - практический (5 августа 1905 г. - 6 октября 1917 г.), характеризующийся формированием в России на собственной идейно-теоретической основе дуалистической монархии, с ограниченными элементами народного представительства;

третий этап - либеральный (2(15) марта 1917 г. - 6(19) января 1918 г.), характеризующийся избранием на основе широкого народного представительства и многопартийности Учредительного Собрания, оппозиционного существующему политическому режиму;

четвертый - антипарламентский (1917 г.- 1989 г.), характеризующийся господством теории "буржуазного парламентаризма" и формированием антиподов парламента в лице Советов;

пятый - реставрационный (1989 г. - 1993 г.), характеризующийся сочетанием идей парламентаризма с рудиментами советской социалистической демократии;

шестой - постсоциалистический или современный (1993 г.- 2007 г.), характеризующийся формированием на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной и кооптационной избирательных систем двухпалатного парламента демократического типа;

седьмой - неолиберальный (с 2007 г.), характеризующийся восстановлением 100% пропорциональной системы формирования нижней палаты и планируемыми прямыми выборами избирателями депутатов верхней палаты парламента.

Заключение о том, что причиной слабого развития парламентских традиций в России является отсутствие исторической и политической преемственности между перечисленными этапами и смена их революционным путем.

2. Развитие российского парламентаризма в дореволюционный период имеет два ярко выраженных периода: теоретический - со второй половины ХУШ в. до начала XX в. и практический - с 05 августа 1905 г. и 6 ок-

тября 1917 года. Первый из указанных периодов характеризуется развитием теории парламентаризма, толчком к которому послужила эпоха "просвещенного абсолютизма" Екатерины II, в ходе которой в Российской империи получили свое распространение ряд западных теорий, особое место среди которых занимает теория естественного права, теория общественного договора и теория разделения властей. Указанный период был весьма продолжителен, в том числе и по причине российского государственного менталитета, основу которого составляла самодержавная организация верховной государственной власти.

3. Начало XX в. в истории России характеризуется определенной консолидацией общества в вопросе необходимости ограничения самодержавной власти. Одновременное развитие активности масс, до того времени находящее свой выход в политических партиях и земском движении, оказывает влияние на ускорение реакции верховной власти Российской империи. В результате происходит учреждение Государственной думы и формализация в законах новой системы государственной власти, частью которой становится высший представительный орган. Здесь важно отметить, что, несмотря на противодействие со стороны верховной власти, Государственная дума получила статус законодательного, а не законосовещательного органа власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: